Маньяк весной

Являются ли СМИ провокаторами экстремальных психических состояний?

Россия вступила в финансовый кризис психологически окрепшей, россияне готовы к различным перипетиям жизни и новым ударам, поэтому потерь будет меньше, чем при кризисе 90-х годов, убеждена Татьяна Дмитриева - директор Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского.

Однако есть факторы, которые помимо кризиса раскачивают стабильное настроение в обществе.


Отвечая на вопрос "Российской газеты", могут ли средства массовой информации быть провокаторами экстремальных психологический состояний, Татьяна Дмитриева сказала:

- Телевидение (газеты меньше) - то, что управляет человеком. СМИ не знают или не хотят знать о том, что есть такое психологическое явление, как "подражание". Наше же телевидение любит показывать чрезвычайные ситуации, особенно маньяков и извращенцев, слишком изощренно. Иностранные телевизионщики, скажем, австрияки, поляки, в этом смысле более деликатны, хотя и у них есть проколы. У нас же происходит героизация маньяка, даже если его показывают с ужасом. Вспомните битцевского маньяка Пичушкина. Он родился ущербным, закомплексованным, но хочет стать Наполеоном. Как? Идти на громкие убийства, множественные преступления. Так рождаются маньяки. Если о нем говорят, как об особом, "великом и ужасном", к которому приковано внимание страны и даже всего мира, значит, завтра появится следующий. А послезавтра - еще один. СМИ ответственны за волну подражаний, которая идет после громкого преступления.

- Я могу совершенно четко сказать, что состояние психического здоровья нашего населения было удовлетворительным, оно не было критическим, к нынешнему кризису мы почти вернулись к состоянию "брежневской стабильности, - заверила журналистов директор Центра Сербского. И напомнила негативный опыт 90-х годов: тогда за пять лет - к 1995 году - число суицидов среди россиян выросло более чем в полтора раза (с 26,1 случая на 100 тысяч населения в 1990 году до 41,2 - в 1995-м). В 2007 году этот показатель составил 29 случаев на 100 тысяч населения.

Пресловутый опыт 90-х, когда пересматривались не только экономические приоритеты, но и социальные, идеологические и культурные ориентиры, действительно, бесценен. Именно тогда психологи, социологи и даже политики заговорили о кризисе идентичности. К современным дедушкам уже не подойдет только что оперившийся внучок и с апломбом не скажет: "Жизнь ты прожил зря! И война выиграна не тобой, и идеалы твои плевые!"

- Современный кризис тоже затронет идентичность, но только у тех, кто во главу угла поставил деньги и других ценностей не знал, - развивала свою мысль психиатр. - Видимо, сейчас наступает время смены системы ценностей. Не просто придется новому поколению, для которого, безусловно, главное - это материальные достижения, а духовное - только если оно в моде. Для многих же концерты и театры существовали, чтобы "прогулять" новое платье или бриллианты.

При относительной крепости духа, которую россияне приобрели в период стабильности, Центр Сербского все же прогнозирует неприятности: например, рост алкогольных психозов. Впрочем, этот показатель, считают психиатры, будет значительно меньше, чем в период кризиса 1990-х годов. Татьяна Дмитриева сообщила, что с 1990 по 1995 год потребление алкоголя в России выросло почти на 40%, потребление наркотиков - почти в 11 раз, алкогольные психозы - в 4,7 раза. Касаясь обращений людей за помощью в Центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского в связи с кризисом, она отметила, что под Новый год, как только о кризисе заговорили в России без утайки, число обращений выросло как минимум в пять раз:

- После Нового года январь был абсолютно тихим, практически не было никаких обращений. Сейчас, в марте, снова количество обращений увеличилось, и мы вышли примерно на тот же уровень, что был в конце 2008 года. Каждый день поступает от граждан около 150 звонков, но из них только восемь-десять связаны напрямую с кризисом.

Извечный русский вопрос, что делать, получил прогнозируемый ответ: найти полезное занятие. Это не обязательно работа в обычном понимании слова. Без психологических потерь из кризиса выйдет тот, кто сохранит привычный ритм жизни. Спасительной может стать даже бесплатная общественная нагрузка.

- Не нужно иронизировать над пенсионерами, которые живут по часам: в два у меня сериал, в три - прогулка, в четыре - приносят кроссворд, в пять - звонок по телефону. И заставить их поменять свой режим невозможно. Я говорю о своей маме, - поделилась Татьяна Дмитриева почти личным. - Она живет одна и не желает переезжать ни ко мне, ни к брату. При этом очень бодрая и "рулит" всей семьей.

Помимо занятости, лекарством от кризисной депрессии, по мнению специалистов Центра Сербского, может стать опыт психологов советского времени, например, создание домкомов, обществ по интересам, - всего того, что не позволит человеку оставаться одному. А также физическая нагрузка, что, как известно, хороший антидепрессант.

Бороться с психологическими последствиями глобального спада экономики приходится не только россиянам. По данным американской психологической ассоциации (обнародуются впервые), за 2008 год финансовый кризис вызвал состояние психического стресса у 80% американцев. При этом каждый третий испытывает состояние так называемого исключительно сильного стресса, который, по всей видимости, требует уже медицинского вмешательства. Кризис привел к повышению аппетита у половины американцев, у 39% наблюдается отсутствие или снижение аппетита.

По сравнению с 2007 годом число жителей США, испытывающих стресс, возросло на 47%. Психиатр рассказала, что основными причинами стресса американцев являются прежде всего потеря личных денег (72%), состояние экономики в целом, стоимость жилья, невозможность обеспечить существование собственной семьи и потеря работы (34%). По мнению Татьяны Дмитриевой, такая иерархия причин стресса говорит о системе ценностей и менталитете в США. В России же пирамида причин, вызывающих угнетенное состояние, перевернута на голову. Главное для россиян - это потеря работы. Причем стрессуют не только те, кто ее уже потерял, но и те, кому это пока не грозит.

Между тем

В Турции в связи с кризисом отмечается резкий рост числа пациентов с симптомами крайнего нервного напряжения, в основном среди мужчин среднего возраста (служащих фирм, мелких предпринимателей). В основном жалуются на бессонницу, нервные срывы, тревоги, страхи, у многих наблюдается крайняя степень раздражительности.

- Для снятия нервного напряжения стал очень широко использоваться алкоголь, что абсолютно нетипично для мусульманских стран мира, - отметила Татьяна Дмитриева. По ее мнению, проблема алкоголизма звучит для Турции как некий вызов привычным национальным формам поведения. Кроме того, в этой стране наблюдается мощный бесконтрольный прием психотропных веществ.

Елена Новоселова

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе