Когда атеизм в России пал под напором перестройки и гласности, стало больше информации, люди очень быстро поняли: похороны можно организовать гораздо достойнее. Появились частные похоронные конторы.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ
Тяжело развивалось похоронное дело в Рыбинске. Сначала, как и у всех в советские времена, был дефицит. Дефицит венков, дефицит хороших гробов, даже дефицит мест для покойников! Нарушалась давняя православная традиция: хоронить один род в одном родовом захоронении. Люди вынуждены были давать взятки, чтобы кладбищенское начальство позволило подхоронить жену к мужу, детей - к родителям...
Когда всевластие советской системы дало сбой, смягчились и кладбищенские нравы. Работники кладбища по просьбе родственников осматривали могилы умерших родных и, как правило, находили возможность подзахоронения. Но появилась другая проблема: муниципальное предприятие под названием «Комбинат специализированного обслуживания населения», коротко МУП КСОН, оказалось неспособным предоставлять многие виды услуг. Долги администрации за захоронение социальных безродных, за содержание санитарной бригады не давали развиваться. А законы того времени не позволяли вести обширную коммерческую деятельность. Поэтому не предлагалось ни хороших памятников, ни красивых оград, ни оригинальных венков и цветочных букетов. И, как веяние времени, стали возникать частные похоронные конторы.
Одной из первых появилось частное предприятие «Стикс», директором стал Виталий Игоревич Барулев. Сначала «Стикс» занимался исключительно камнерезательными работами, то есть изготовлением памятников из камня и мраморной крошки. Заказов было очень много, потому что «Стикс» работал хорошо и быстро, памятники получались оригинальные и красивые. Но, как обычно происходит в успешном бизнесе, один вид деятельности неизбежно тянет за собой другой. И вскоре возникло ЗАО «Стикс-ритуал», чьим основным видом деятельности стала организация захоронений. Получилось, что «Стикс-ритуал» очень быстро завоевал рынок похоронного бизнеса, стал популярнее и МУП КСОН, и других многочисленных, но не таких крупных частных похоронных контор.
А НА КЛАДБИЩЕ НЕСПОКОЙНЕНЬКО
И на рыбинском кладбище стало неспокойно. Но если конкуренты старались жить в мире и дружбе со «Стиксом», то муниципальная похоронка последнее время объявила ему настоящую войну. Впрочем, не только «Стиксу», но и всему частному бизнесу, занимающемуся деятельностью, связанной с похоронами. Справедливости ради стоит сказать: проработавшая десятки лет директором муниципальной похоронки Алевтина Хлебникова воевала с частниками недолго. Ей жаль было доходов, которые уходили не в ее МУП, а в частные конторы, но тут уже ничего не поделаешь: законы рыночной экономики довольно четкие: где лучше и дешевле, там больше заказчиков. Потому она смирилась и стала сотрудничать с частными фирмами, предоставляющими ритуальные услуги.
Во времена руководства городом Борисом Степановым МУП КСОН возглавил Сергей Смирнов. Он ввел много нового, в том числе продажу уже огражденных пустых могил, как бы землю продавал КСОН. Было много скандалов, люди не соглашались на ксоновские ограды, хотели ставить свои. Все более или менее улаживалось. При Сергее Петровиче МУП КСОН прекратило свое существование как банкрот и было создано новое МУП - КСОН-ГРУ.
При Сдвижкове пришел руководить МУПом Михаил Кравцов. Он пошел еще дальше Смирнова и объявил частным конторам настоящую войну! Ввел плату за проезд на кладбищенскую территорию, за каждый ввозимый предмет фирмы должны были заплатить 90 рублей. Ставил охранников из частных охранных агентств, которые строго следили, чтобы частных фирм с услугами по похоронному делу было как можно меньше. Например, запирали кладбище в 17 часов, хотя было официальное объявление о его работе до 20 часов, и машины частных фирм оставались на территории кладбища до утра. Кладбищенские работники буквально заставляли клиентов покупать ограды МУПа, и бывали случаи, когда ограды частных фирм, с любовью выбранные родственниками и уже установленные этими же фирмами, работники кладбища буквально выдирали из земли, выкидывали и ставили свои. Такая вот была при бывшем руководстве любовь к отеческим гробам.
Случались суды, разбирательства в антимонопольном комитете. Эту борьбу частных фирм возглавило ЗАО «Стикс-ритуал». Практически все дела были успешно выиграны, но Михаил Кравцов лучше вести себя не стал. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы не был смещен с должности покровитель Кравцова мэр Рыбинска Евгений Сдвижков, а назначенный исполняющим обязанности главы Владимир Хмелев, наслушавшись жалоб на вандализм, творящийся на кладбище, не снял Михаила Кравцова с должности.
Теперь Михаил Кравцов ездит по городу с некой Ириной Громовой, которая представляется похоронным агентом и берет у людей деньги за похоронные услуги, зачастую запрашивая втридорога. Иногда она представляется работником МУП КСОН-ГРУ, оказывая услуги от имени этого предприятия. А бывали случаи, когда люди, которым Громова оказывала похоронные услуги, после похорон шли в церковь, чтобы заказать поминовение, а в книге отпетых не находили своего родственника.
ТАИНСТВЕННЫЙ БАРУЛЕВ
Директора ЗАО «Стикс-ритуал» Виталия Барулева в городе знают многие. Именно он является родоначальником частного похоронного бизнеса в Рыбинске, именно он своими исками в суд и жалобами в антимонопольный комитет заставил бывшего директора вести себя подобающим образом. Именно благодаря ему было покончено с вандализмом на кладбище. Но недавний приход его на должность директора муниципального предприятия КСОН-ГРУ был воспринят в городе очень неоднозначно. Как же так, рассуждали недруги, муниципальное предприятие и частное будут фактически смешаны, Барулев смешает денежные потоки и, чего греха таить, переведет их в свой «Стикс». Будет, в общем, обогащаться за счет города, за счет городской похоронки.
Появились такие мысли и у меня. Чтобы их либо развеять, либо укрепиться в них, я отправилась в МУП КСОН-ГРУ. Первое, что меня поразило: наконец-то открылся ритуальный зал! Ведь это смешно: крупнейшее и, можно сказать, главное похоронное предприятие города - и без ритуального зала. Еще меня приятно удивил начавшийся ремонт. Я всегда думала раньше: как же так, такое богатое предприятие, миллионные обороты, а контора, извините, хуже, чем в заброшенном колхозе! А ведь это тоже своего рода - лицо города.
Обычно новый руководитель старается избавиться от старых кадров. Но это всего лишь комплекс от неуверенности в себе. Мол, будут приближенные к телу бывшего руководителя тосковать о былых временах, сливать информацию и так далее. Виталий Игоревич не пошел по этому пути. Все, кто заявил о нежелании работать с новым руководителем, ушли по собственному желанию. Кто остался, познакомились с новыми правилами и дали слово их придерживаться. Правда, пришлось сократить восемнадцать человек. Просто разросшийся штат оптимизировали. Например, несколько видов заместителей «воплотились» в одном - новым замом по финансовым и экономическим вопросам стал Алексей Ушкалов. Он-то и рассказал мне о планах нового руководителя Виталия Игоревича Барулева.
- Да и я слышал все эти разговоры о якобы махинациях, которые теперь будут в КСОН-ГРУ и «Стиксе». Но все это глупости. Напротив, теперь финансовая деятельность МУП КСОН-ГРУ будет прозрачной как никогда! Виталий Барулев - обеспеченный человек, состоявшийся успешный бизнесмен, и он действительно знает, как надо поставить похоронное дело в Рыбинске. У него есть все! Но он еще полон энергии, и вывести из прорыва муниципальное предприятие ему просто интересно - для него это еще один важный жизненный виток, реализация своих идей относительно организации нового дела. Свои личностные ресурсы этот человек еще не исчерпал.
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Сделано много. Когда оптимизировали штатное расписание, взялись за порядки на кладбище. Оказывается, внутри кладбища был как бы еще один бизнес. Вечерами и ночами там ходили какие-то таинственные бригады, которые воровали цветной металл с памятников и оград. И, похоже, кладбищенские сторожа этому покровительствовали. Все четвертое отделение милиции, за которым закреплено кладбище, завалено заявлениями о краже частей оград с кладбища! При новом руководстве за короткий период всех этих цветметчиков с кладбища вычистили.
Следующим шагом стал договор с частными фирмами, с теми самыми, с которыми воевал бывший директор. Барулев и Ушкалов собрали всех, поговорили обо всем, составили договоры и разрешили официально торговать памятниками, оградами и услугами на территории кладбища. Главное требование: чтобы не было войн и был порядок. С некоторыми заключены договоры с обременением: не только торговать на кладбище, но и содержать определенный участок в порядке, увозить мусор за собственные средства и следить, чтобы не было разных цветметчиков и им подобных.
Новое руководство, посчитав, пришло к выводу, что уборка кладбища и вывоз мусора обходится очень дорого. Привлекаемые мусороуборочные предприятия берут за свою работу слишком большие деньги. Решили организовать уборку мусора сами, получили лицензию и - вперед! Теперь у них планы - участвовать в муниципальном заказе по уборке мусора в городе. Это тоже заработок, и очень неплохой.
Никогда раньше КСОН не торговал памятниками, и это создавало клиентам неудобства. Приходилось заказывать услуги в одном месте, памятники - в другом. Теперь МУП КСОН заключил договор с ООО «Стикс» и другими фирмами, и перед зданием МУПа располагается выставка-продажа памятников, что очень удобно для посетителей.
Планы - огромные. Мечтают привести в порядок заброшенное кладбище Всех святых, даже Всехсвятскую церковь отреставрировать и, если получится, открыть там захоронения. Наконец-то начнут воплощаться мечты многих о родовых захоронениях. Это самое нормальное кладбищенское развитие, на этом испокон веков кладбищенское хозяйство Руси держалось, и в Рыбинске власти все время об этом говорят. Но разговоры почему-то остаются разговорами. Наконец, кажется, дело это сдвигается с мертвой точки.
Чего греха таить, и при новом руководителе не балует местная власть свое МУП деньгами, должна и еще раз должна. Но не страдать же от этого людям, рассудили Барулев с Ушкаловым. Рассудили - и обработали за заработанные средства Южное кладбище от клещей. И санитарную бригаду содержат от прибыли, и много с чем еще справляются.
Может, действительно, пришел конец нашим кладбищенским страданиям? Как хочется надеяться на это!
Золотое кольцо