Лес, меч и волшебная палочка. Рассказ о рыбинских ролевиках

Ролевое движение всегда было окутано тайной для обывателей.
Загадочные люди в костюмах из различных времен, изысканные манеры и глубокое погружение в исторические события. Многие слышали, что ролевики любят проводить массовые игры на свежем воздухе.

Такие мероприятия называются «полигонками», или же ролевыми играми живого действия. В Рыбинске уже давно существует ролевой клуб «Танелорн». Корреспондент «РН» пообщался с руководителем этого объединения Юлией Шараповой.


— Много ли в Рыбинске людей, интересующихся ролевым движением?

— На самом деле народ такой есть. Может быть, не так много относительно общей численности Рыбинска. У нас в клубе во время проведения больших мероприятий собирается до сорока человек. Если же собрать всех, кто занимался в нашем объединении в разные годы, то полтораста человек легко наберется. Наши рыбинские ребята ездят и на игры, и на фестивали. Ну и, соответственно, могут приехать гости из других городов, и тогда нас будет больше. Допустим, на фестиваль «В старом замке», который проводится у нас ежегодно в январе, собирается до двухсот человек из разных городов: Ярославля, Вологды, Череповца, Иванова, Костромы и даже Санкт-Петербурга и Москвы.

Естественно, ролевое движение — направление специфическое, и в наше время есть много альтернатив — от театральных студий до пейнтбола. Но сегодняшним школьникам, которым лет 14, часто гораздо проще сидеть и играть в компьютерные игры, потому что это не требует больших усилий. В ролевом движении к игре нужно готовиться: изучать материалы по теме игры, — а список литературы может быть обширным, — шить специальные костюмы, закупать туристическое снаряжение и куда-то ехать. Но зато такое увлечение делает жизнь интереснее. Даже тот, кто играет в компьютерные игры, в какой-то момент понимает, что это готовая продукция, как кино, а в ролевых играх живого действия ты можешь непосредственно участвовать во всем не просто визуально, но и лично влияя на события, не подчиняясь строгому сценарию. Отправиться с дипломатической миссией в соседнее королевство или возглавить армию и принять участие в сражении за замок, изобрести лекарство для спасения мира. И все это — и общение, и сражение, и приключение — не виртуально.

— Сложно ли проникнуться своим персонажем во время игры и качественно и правдоподобно его отыграть?

— У каждого бывает по-разному, отыгрыш часто зависит от актерских способностей игрока. У нас в клубе на занятиях по актерскому мастерству проводятся ролевые импровизации, где человек может эти навыки отрабатывать. На самом деле ролевые игры живого действия достаточно близки к самодеятельному, любительскому театру. Игры можно рассматривать как театральные тренинги.

Новую роль можно попробовать сыграть в небольшой игре — павильонной, которая проходит в помещении. Тогда в случае если игрок растерялся, он может обратиться за советом к мастеру — организатору игры.

На полигонных играх всегда игроков много, есть, например, игры-«тысячники», и мастера на такой большой игре не будешь искать по каждому вопросу, так что, возможно, новичку в таких условиях будет сложнее. Но совет можно получить у опытных товарищей по команде.

Чтобы качественно вжиться в роль, перед игрой человек изучает атмосферу, в которой ему предстоит побывать, предлагаемые обстоятельства, легенду своего персонажа, подбирает себе костюм, общается с теми, с кем ему вместе предстоит играть, и таким образом сродняется со своим героем.

На игре человек оказывается в обстоятельствах, которые постоянно меняются. В классическом театре мы всегда знаем, чем начнется и чем закончится спектакль. На игре мы никогда не знаем, как поведут себя персонажи, даже если игра проходит по классическому произведению.

— Есть ли какой-то контроль отыгрыша игроков?

— В первую очередь игроки сами себя контролируют. Ведь если ты едешь на игру, то ты соглашаешься с правилами этой игры. И если ты собираешься отыгрывать средневековье, то, конечно, должен понимать, что там нельзя вести себя иначе, чем в означенные времена, и нельзя вплетать туда, например, космическую фантастику и призывать силы джедая, — улыбается Юлия.

— Когда у нас в принципе появились ролевые игры?

— Самые первые игры у нас в стране проходили в 90-х годах, основой для них стали книги Толкиена, их называли «Хоббитские игрища», или «ХИшки». До сих пор тема миров Толкиена одна из любимых у ролевиков. Каждый год где-нибудь проходят игры по мотивам произведений «Властелин колец», «Сильмариллион» и «Хоббит». 

В целом, как правило, темой ролевого движения являются произведения героико-эпической направленности, потому что всем интересно играть в то, что вдохновляет.

Если говорить о нашем регионе, то игры здесь начали проводиться примерно в 1996 году в Ярославле. Затем подключился Рыбинск. Первая наша игра называлась «Август в Камелоте» и была она по легендам о короле Артуре. Позже уже я сама делала игру «Турнир небылиц в стране фантазии». Это был проект по придуманному мной миру, и на этой игре люди не бились на турнире в привычном смысле слова, а рассказывали свои истории, и судьи решали, чья история лучше. Следующей была игра «Дон Кихот, Билли Кид и Ястребиный коготь» в 2001 году. В игре, как это видно по названию, совмещались разные миры, было интересно опробовать такую модель мира.

— Часто ли вы сталкиваетесь с непониманием окружающих?

— Если окружающие — люди творческие, то непонимания обычно не возникает, речь идет просто о разных видах хобби: у одних игры, у других сплав на байдарках или бардовский слет. А совсем нетворческому человеку может быть непонятно все, что выходит за рамки привычного ему мира.

— Позволяет ли игра действительно восстановить другую историческую эпоху?

— Мы прекрасно понимаем, что полное восстановление какого-либо исторического периода на игре невозможно. Возможно только «путешествие», недолгое пребывание в атмосфере этого периода. Но мы все люди своего времени, и ни от каких благ современности не отказываемся.

— Как проходит организация масштабных ролевых игр живого действия?

— Это очень большая организационная работа, в которой есть две значимые части. Часть творческая, когда ты придумываешь, какой будет мир, какие герои там могут жить. Обсуждаешь это с мастерской командой, с игроками и планируешь, как воссоздать это на игре. А есть часть работы хозяйственная, когда тебе нужно договориться с кем-либо о выделении территории для проведения мероприятия, предупредить всех игроков о месте и времени проведения игры, напомнить всем о туристических принадлежностях и соблюдении техники безопасности в лесу, организовать транспорт, питание, строительство и т.п.

Сейчас игры стали очень масштабными, и многие люди, которые были молоды в 90-х, сегодня могут неплохо зарабатывать и имеют возможность тратить свой доход на свое хобби. Например, иногда в лесу отстраиваются целые замки и города, которые разбираются после окончания игры.

— Что делать, если несовершеннолетний ребенок решил заняться ролевым движением и хочет поехать на игру?

— Тут есть несколько вариантов. Если родители не против, то они могут тоже написать заявку на игру и поехать вместе со своим ребенком. Если же такого желания нет, то пишется официальная расписка о разрешении поездки и назначается ответственный за ребенка на время игры.

Возможно даже участие в игре с маленьким ребенком. Если, например, мама хочет поехать на игру, то ребенка можно «вплести в сюжет», и вот так с раннего возраста он сможет разделять увлечение своей мамы.

— Бывают ли на играх травмы?

— Не чаще, чем на любом пикнике. Все участники осведомлены о правилах техники безопасности и сами несут ответственность за свою жизнь. Если человек, зная, что идет масштабный бой, не надел шлем и, сунувшись в разгар битвы, получил удар по голове, то это потому, что он сам нарушил правила. Но, скорее всего, до боя его без шлема не допустят. И надо отметить, что организаторы всегда приглашают на игры квалифицированных медиков, которые иногда и сами являются участниками игры.

— Чем полезно увлечение ролевыми играми?

— Список может быть очень большим. От умения ставить палатку в лесу и чистить картошку до умения конструировать целостный мир. Ты читаешь книги, изучаешь историю, учишься шитью и рукоделию, строительству, ориентированию на местности, актерскому мастерству. Многие ролевики занимаются историческими танцами и фехтованием. Очень хорошо в играх отрабатывается элемент социализации, развиваются навыки общения. Прохождение смоделированных игровых обстоятельств может помочь в дальнейшем, например, в построении карьеры или в креативном подходе к решению жизненных ситуаций.

В ролевом движении нет возрастных ограничений — в мире приключений место найдется для каждого.

Автор
Кира Алферова, «Рыбинская неделя»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе