Лаборатория добра

Будущие педагоги Рыбинска поддерживают малышей с особенностями здоровья: устраивают для них праздники, играют с ними, фотографируют, помогают развиваться и верить в себя.

Особая потребность в заботе

«Сын вообще не любит лепить, понимаете? Дома не уговорить его сделать даже самого простого колобка. Но студенты просто творят чудеса. Тимофей под их руководством смастерил красочное дерево из пластилина и подарил мне. Он был так доволен – сам рукодельничал, еще и маме подарок сделал!» — Анна Григорьева, мать девятилетнего Тимофея, не скрывает эмоций. Ее мальчику врачи поставили диагноз аутизм. Люди с этим нарушением при сохранном интеллекте обращены внутрь себя — словно в коробочке, заперты в своем внутреннем мире, их непросто «вызвать» наружу, получить отклик.

Студенты профессионально-педагогического колледжа Рыбинска сумели достучаться до Тимофея и до других рыбинских ребят с особенностями здоровья. «Мы занимаемся с детьми с синдромом Дауна, задержкой психического развития и умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми формами ДЦП, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Хотя для нас они просто дети», — объясняет Екатерина Сасарина, заместитель директора колледжа. Ее студенты раз в неделю играют с детьми в подвижные игры, рисуют и создают аппликации. И самое важное – общаются с ними.

Сегодня в Рыбинске три сотни детей с ограниченными возможностями здоровья. И почти у каждого — нехватка общения. Нередко их жизнь ограничена жесткими рамками диагноза — их не берут в обычные детсад и школу, часто перед ними закрыты двери «развиваек» и спортивных секций. Но малыши хотят общаться со сверстниками, дружить, играть, творить, танцевать не меньше любого ребенка. Просто им нужна бережная помощь и поддержка человека «в теме» — того, кто заинтересует, много раз похвалит, не станет ругать за нерасторопность, подгонять.

Такими людьми для особенного ребенка чаще всего становятся его родители. Они самостоятельно стараются развивать физическую форму детей, их эмоциональную сферу и интеллект. На плечи пап и мам ложится огромная ответственность по интеграции малышей в общество. К примеру, рыбинские родители из организации детей-инвалидов «Лицом к миру» сами организовали занятия плаванием по воскресеньям и еженедельные мастер-классы, где ребята занимаются рукоделием. Они превращают дни рождения малышей в настоящие праздники, где веселится каждый, а летом вывозят детей в загородный лагерь. Они не опускают рук и верят: их малыши справятся с жизненными трудностями. Пусть не так скоро, как сверстники, но справятся.

На помощь папам и мамам приходят волонтеры. Будущие воспитатели из лаборатории «Загадочный мир особого ребенка» активно участвуют в мероприятиях организации «Лицом к миру», зажигают, поддерживают. В прошлом году они сделали попытку чуть ближе познакомить рыбинцев с их земляками, которым поставлен диагноз аутизм — организовали выставку фотографий особых детей.

«Решиться показать ребенка всему городу – это было нелегко, — вспоминает Анна Григорьева. – И сфотографировать наших «закрытых» в себе малышей непросто, но студентам это удалось! Теперь рыбинские мамы особых детей все охотнее выбираются из дома с малышами, не боясь осуждающих взглядов».



Чему учит «Незнайка»?

Кружок «Незнайка» — новый проект педагогической лаборатории. Еженедельно туда приходят маленькие рыбинцы с особыми потребностями и их родители. И пока мамы и папы общаются и отдыхают, дети конструируют из лего, барахтаются в сухом бассейне, участвуют в спортивных эстафетах.

«Студенты рассуждают с детьми на разные темы и мастерят сюрпризы родителям, показывая, как можно заботиться о близких, — рассказывает Екатерина Сасарина. – В ходе занятий дети всесторонне развиваются. А наша задача — создать для них комфортную обстановку и помочь ребенку достичь успеха».

Подобная практика, как воздух, необходима не только детям, но и будущим педагогам. Девушки учатся видеть в особом ребенке личность, а не только сострадать его ограниченным возможностям. Для этого мало лекций и семинаров за партой, нужен опыт. И как признаются сами студенты, опыт они получают бесценный.

«Раньше я не знала точно, с какими именно детьми я хочу работать, — признается первокурсница Алина Смирнова. — Но когда я увидела ребенка с особенностями развития, сомнения пропали. Я поняла, что хочу им помогать».

Общество без причины отталкивает таких людей, часто из-за элементарного незнания. «Горожане могут не понимать причин их поведения в магазине или троллейбусе, родителям сложно выйти с ними на простую прогулку, — сетует Полина Шпакова, студентка 2 курса. — Особенные дети нуждаются в большем общении, именно в этом наша лаборатория им и помогает».

Действительно, еще два десятка лет назад было сложно встретить особого малыша на улице, в парке, на детской площадке. Сейчас старая косная система потихоньку ломается. Общество поворачивается лицом к особым детям и их родителям, перестает их игнорировать. Маленькая жительница Рыбинска с синдромом Дауна сегодня учится в гимназии №18, мальчик с таким же диагнозом посещает обычный детский сад №51. Первые ростки гуманности не могут не радовать. В этом есть заслуга и девушек-волонтеров.

«Безусловно, с особенными детьми работать нелегко, — продолжает Полина. – Но когда случается прорыв, я забываю про долгий путь к этому результату. Такие моменты похожи на настоящий праздник!»

Чудеса происходят там, где в них верят — таков девиз лаборатории «Загадочный мир особого ребенка». Наверняка, рыбинских студенток и их подопечных ждет много чудес в новом году!
Автор
ЮЛИЯ ГАЛАНЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе