Кузница кадров – Ярославская детская железная дорога

Свершилось! Для мальчишек и девчонок Ярославская детская железная дорога (ЯДЖД) торжественно открыла свой сезон. О том, чему здесь могут научить подрастающее поколение, а главное, как удивить
и увлечь, рассказали на специально устроенном в честь знаменательного события пресс-туре работники ЯДЖД и юные железнодорожники.


Сегодня детская железная дорога - впечатляющее зрелище! После проведённой реконструкции она выглядит как картинка. На перроне всех гостей встречает современный тепловоз. Построены новая платформа «Юбилейная» и станция «Яковлевская». Совместно с мэрией на территории ЯДЖД возведены два детских городка. Увеличена протяжённость дороги с 3,2 до 5,7 км. В ходе реконструкции проведён ремонт железнодорожного полотна, установлено новое оборудование средств автоматики и связи. На все эти преобразования и «красоту» было потрачено 197 млн. рублей. Теперь Ярославская детская железная дорога - одна из лучших дет­ских магистралей страны по техническому оснащению.
Экскурсию по детской железной дороге для прибывших гостей и журналистов проводила юная воспитанница «Малой Северной» Лена Доколина.
- Вы видите, что в распоряжении юных железнодорожников - совершенно новый тепловоз и четыре мягких пассажирских вагона. К двум уже имеющимся станциям - «Пионер­ская» и «Луговая» - построена ещё одна - «Яковлевская», а между ними две платформы - «Зелёная», «Солнечная» и совсем новая - «Юбилейная», построенная специально к 1000-летию нашего города. На детской железной дороге все работы выполняются только её воспитанниками! Безусловно, всё происходит под непосредственным руководством опытных инструкторов - железнодорожников со стажем. Ребята умеют управлять тепловозом, обслуживать пассажиров, встречать и провожать поезда, чертить графики движения и переводить путевые стрелки. Здесь всё, как на настоящей большой железной дороге, - рассказала присутствовавшим Елена.
Детская железная дорога - одно из старейших и востребованных образовательных учреждений города Ярославля. Первая магистраль детской дороги располагалась в Тверицах и была открыта в далёком послевоенном 1946 году. После заполнения Горьковского водохранилища, которое произошло в 1958 году, и поднятия уровня воды в Волге дорога была закрыта. А 17 апреля 1970 года состоялось открытие новой дет­ской узкоколейки, но уже в Яковлевском бору. На сегодняшний день по всей нашей стране насчитывается только 25 детских железных дорог.
Первоочередная задача руководства Ярославской детской железной дороги - вырастить себе достойную смену. Учиться на железнодорожника может любой школьник, достигший 12-летнего возраста. Причём абсолютно бесплатно. С октября по апрель ребятам читается общий курс истории развития железнодорожного транспорта, они изучают основы управления хозяйством детской железной дороги, знакомятся с будущими профессиями. Здесь юношам и девушкам могут предложить пройти обучение следующим специальностям: осмотрщик вагонов, дежурный по станции, начальник поезда, поездной диспетчер, бригадир поезда, помощник машиниста, машинист тепловоза, стрелочник, проводник вагона, бригадир пути и ревизор. Полный курс рассчитан на 4 - 5 лет.
Первый год обучение ведётся на базе общеобразовательных школ, все последующие - в специально оборудованных кабинетах учебного центра ЯДЖД. Чтобы лучше изучить железнодорожную технику и уметь её обслуживать, воспитанники детской дороги смотрят обучающие фильмы, посещают предприятия и учебные заведения железнодорожного транспорта. А в мае ребята переходят к долгожданным практическим занятиям, о которых мечтают круглый год.
Настоящей гордостью Ярославской детской железной дороги сегодня являются два обучающих тренажёра. Один - тренажёр-макет железной дороги «Пенза-107». Он представляет собой огромный стеклянный короб, внутри которого воссоздана инфраструктура железной дороги с идущими по ней пятью мини-поездами, которыми школьники управляют со специальных пультов - ноутбуков. С помощью такой игры, пояснила наш экскурсовод, школьники набираются опыта и оттачивают навыки вождения поездов через тоннели, станции и мосты. Тренажёр стоимостью 3,7 млн. рублей - пятый в России. Его первый серийный образец в 2003 году установили в локомотивном депо Челябинск. Затем тренажёры появились на дет­ских железных дорогах в Пензе и Воронеже. Год назад ещё один такой тренажёр начал действовать в Ярославском техникуме железнодорожного транспорта.
Этот макет-тренажёр расположили в здании вокзала дет­ской железной дороги, так что ожидающим пассажирам будет на что посмотреть. Есть даже задумка установить в кабине мини-локомотивов крохотные видеокамеры, чтобы на экране монитора ученик мог видеть реальную картину пути. По задумке педагогов, это должно сделать обучение детей ещё более увлекательным и эффективным.
Ещё одной «изюминкой» обновлённой детской железной дороги стал компьютерный тренажёр «Кабина машиниста», где юные железнодорожники с успехом осваивают профессию машиниста, прямо не выходя из учебного класса.
По словам начальника Ярославской детской железной дороги Алексея Абрамовича Башмашникова, в настоящее время на ЯДЖД обучаются 1200 мальчишек и девчонок со всего Ярославля. Больше половины из них пройдут летом практику на детской дороге. В самое ближайшее время число учащихся должно достичь 1500 человек. Очень важным для подростков является то обстоятельство, что выпускники детской железной дороги не испытывают проблем с выбором дальнейшего жизненного пути и трудоустройством, поскольку сеть дет­ских железных дорог, созданная в нашей стране, является отличным начальным звеном системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.
После окончания средней школы практически все поступают в Ярославский железнодорожный техникум или в Московский институт инженерного транспорта. К слову сказать, юная железнодорожница, наш экскурсовод Лена, ученица
10-го класса школы № 37, уже давно решила, что поступать после выпускных экзаменов будет непременно в Московский железнодорожный институт.
О хорошей, а главное, качественной подготовке кадров для Северной магистрали говорят призовые места юных железнодорожников в различных смотрах-конкурсах и слётах. Так, ребята не раз становились победителями в конкурсах «Лучший осмотрщик вагонов» и «Лучший проводник вагона».
Не жалеют сил и времени педагоги на разнообразные развлекательные мероприятия для своих подопечных. В обязательном порядке посещают музеи Ярославля и области, постоянно участвуют в спортивных состязаниях и выездных экскурсиях. Совместная встреча таких праздников, как Новый год, День Святого Валентина, Масленица, уже давно стала для ребят традицией. Каждый год в летнее время лучшие из воспитанников ездят в другие города для обмена опытом со своими сверстниками.
После насыщенной экскурсии по Ярославской детской железной дороге и поездки на тепловозе почему-то сами собой вспомнились строчки из известной всем песенки: «Голубой вагон бежит-качается,/Скорый поезд набирает ход./Ну зачем же этот день кончается,/Пусть бы он тянулся целый год!».

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе