Кризис закончился?

На ярославских заводах «Группы ГАЗ» – оживление. По сравнению с дном кризиса почти вдвое выросли объемы производства, впервые за долгий период «Автодизель» и ЯЗДА работников не сокращают, а, наоборот, набирают. Улучшение экономического климата на моторном заводе положительно сказалось и на других субъектах регионального рынка, на местных бюджетах, в первую очередь Ярославля и Тутаева. Главный вопрос сейчас – можно ли считать улучшение ситуации на дизелестроительных предприятиях региона «первой ласточкой» наметившегося послекризисного «контрнаступления»? 

На ЯМЗ открыто 510 вакансий, на ЯЗДА – 190. 

– Сегодня в первую очередь требуются работники на сборочные линии, поскольку заказы на производство двигателей на апрель-май превышают возможности одной смены, – сообщил начальник управления стратегического маркетинга дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Владимир Руденко. 


В кризисном 2009 году «Автодизель», по словам Владимира Ильича, выпускал в среднем около 2000 двигателей в месяц, балансируя на пороге безубыточности. А в апреле этого года заявки потребителей превышают уровень 3500 моторов. Конечно, прежние 8000 двигателей в месяц еще очень далеки, но позитивная тенденция уже наметилась. 

Если брать показатели в целом по году, то в 2009-м ЯМЗ выпустил 25 тысяч моторов. В текущем году завод надеется преодолеть «планку» в 30 тысяч. 

– Впрочем, это пока не более, чем прогнозы, – признает Владимир Руденко. – Будем откровенны: хотя о завершении кризиса много сейчас говорят, но положение стратегических предприятий российского машиностроения стабильным не назовешь. Я не могу с уверенностью гарантировать, что портфель заказов на летние месяцы окажется таким же «весомым», как весной. О втором полугодии 2010 года говорить еще более сложно. 

Текущим оживлением рынка ярославские заводы намерены воспользоваться в полной мере, чтобы погасить накопившуюся во время кризиса задолженность перед поставщиками комплектующих. Но самое главное – продолжить реализацию новых инновационных проектов, с которыми «Автодизель» связывает как свое будущее, так и будущее страны, о модернизации которой в последнее время все настойчивее говорит Президент России Дмитрий Медведев. Один из них – проект по созданию средних дизельных двигателей семейства ЯМЗ - 530 – на днях получил приз Института Адама Смита в номинации «Технологический прорыв». 

В начале этого года «Автодизелю» был выделен целевой кредит Внешэкономбанка на сумму более 5 млрд. рублей для строительства в Ярославле нового завода по производству двигателей семейства ЯМЗ - 530. В продвижении этого инвестиционного и инновационного проекта «Группе ГАЗ» активно помогали правительство и администрация Ярославской области. Выход строителей на площадку ожидается уже в ближайшее время. 

– Что касается основной производственной площадки «Автодизеля» на проспекте Октября, то она никуда не исчезнет. У нас есть серьезные планы по ее развитию и модернизации, так как эта площадка будет загружена как производством текущей продукции, так и производством компонентов для новых двигателей, – заключает Владимир Руденко. 

– Тутаевский моторный завод тоже в марте текущего года выпустил продукции на 87% больше, чем за тот же период прошлого года, – констатирует исполнительный директор ОАО «ТМЗ» Виталий Грибанов. – Но набирать новых сотрудников мы не планируем. Рассчитываем вернуть в цехи тех работников предприятия, которые сейчас заняты на общественных работах по линии службы занятости. 

Тутаевцы уповают на Ярославль, ведь заказчиком более половины всего объема продукции ТМЗ является «Автодизель». Если в январе этого года Тутаевский моторный в месяц выпускал изделий на 110 млн. рублей, то в апреле ставит перед собой задачу выйти на уровень 175 млн. рублей. Справедливости ради надо сказать, что до кризиса ему и 300 млн. были по плечу. 

То, что ТМЗ несколько укрепил свое положение, сразу почувствовали его поставщики и смежники. Но в первую очередь – бюджет. За время кризиса завод поднакопил долги, а сейчас по крайней мере уже выходит на текущие платежи. Так, в марте он заплатил порядка 20 млн. рублей налогов. А просроченную задолженность рассчитывает гасить постепенно, войдя в программу реструктуризации, поддержанную правительством Ярославской области. 

Еще одно следствие роста объемов производства – увеличивающаяся средняя зарплата. Если в январе она не превышала 9,5 тысячи рублей, то в марте перевалила за 11,5 тысячи. Хоть бы она росла и дальше! 

– Главное сейчас, чтобы постепенное восстановление докризисных объемов производства стало устойчивой тенденцией, – с надеждой говорит Виталий Грибанов. 

– Благодаря накопленному в тучные докризисные годы финансовому резерву мы смогли в отличие от ряда других перевозчиков предоставить моторному заводу рассрочку по платежам. И тем самым упрочили свои позиции на рынке, – доволен директор АТП «Ярославское» Александр Ашанин. 

Если до кризиса объем заказываемых дизелестроителями автоперевозок приближался к 1 млн. рублей, в прошлом году упал до 200 тысяч, то сейчас вновь превысил 600 тысяч. 

По словам Александра Павловича, есть много примеров того, что улучшение ситуации на ярославских заводах «Группы ГАЗ» уже благотворно сказалось на их партнерах и смежниках. Активно идет погашение долгов за оказанные в период кризиса услуги. Например, из 2,8 млн. рублей задолженности моторного завода автотранспортному предприятию «Ярославское» уже погашено 1,9 млн., то есть практически две трети. А повышение зарплат на дизелестроительных предприятиях отзовется ростом покупательной способности населения. 

– По-моему, вряд ли можно считать оживление на предприятиях «Группы ГАЗ» благой вестью о всеобщем конце экономического кризиса, – высказывает свою точку зрения Александр Ашанин. – Российская экономика укрепится, только когда в прежних объемах будет восстановлен внутренний спрос, а промышленники вернут себе позиции на российском рынке. 

Ольга ПЕТРЯКОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе