Итог предательства всегда один

Для нынешних иноагентов судьба Блюменталь-Тамарина должна бы стать уроком, но даже саму эту фамилию мало кто слышал, ее давно забыли.


Это, кстати, обязательный итог жизни любого предателя.


Среди современных релокантов особо слышны голоса персонажей с актерским образованием. Причем некоторые из них звучат настолько исступленно в своей ненависти к недавней родине, что аж дух захватывает.

Например, недавно актриса, а ныне иноагент Яна Троянова заявила: «И конечно, мы сегодня заслуживаем, когда нам сегодня кричат в лицо: «Русских надо убивать, даже детей». Или как украинцы говорят: хороший русский – мертвый русский». Неудивительно, что этими словами заинтересовались не только ее почитатели из беглых, но и Следственный комитет России.

И она не одна такая. Можно еще назвать несколько персонажей, ныне захлебывающихся от ненависти к своей стране, но мы заглянем в прошлое.

Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин родился 16 июня 1881 года в Петербурге. И отец, и мать его были актерами, которые блистали на сценах столичных и провинциальных театров. Особенно успешным было их сотрудничество с антрепренером и режиссером Николаем Синельниковым, создавшим в 1910 году в Харькове такую труппу, что вполне конкурировала со столичными. Очереди за билетами на его спектакли часто превращались в массовые драки.

Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина успела не только поколесить по стране, но и сняться в кино, а также попасть в первую десятку народных артистов СССР. Ее – дочь выкупившегося из крепостной зависимости крестьянина Климова – зритель запомнил в роли еврейской мамы из фильма «Искатели счастья».

Буквально три года она не дожила до измены единственного сына.

«Всё детство прошло на сцене. В семь лет я уже играл. Окончил Московское театральное училище. Был на первом семестре Тенишевского училища. Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертежной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов «вылетели» из института с «волчьими билетами». После этого я решил бесповоротно – иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно, где отец был режиссером», – вспоминал Всеволод Блюменталь-Тамарин в 1926 году.

Нужно признать, что актер из младшего Блюменталь-Тамарина получился хороший. И это ценили все власти, менявшиеся часто в годы безвременья.

Большевики его ценили, хотя и знали историю, рассказанную Вадимом Шверубовичем о том, как Всеволод, актер труппы Синельникова, встречал белых в Харькове в июне 1919 года: «Началось с того, что харьковское актерство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своем хуторе, оставленном ему советской властью, В.А. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода Добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. <…> Блюменталь-Тамарин верхом на белом цирковом коне с огромным трехцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на подарки «освободителям родины».

Другого бы за это большевики пустили в расход, применив, как тогда говорили, «высшую меру социальной защиты», но только не Блюменталь-Тамарина. Ведь у него был особенный ценитель – сам нарком Луначарский. Именно он и присвоил нашему герою в 1926 году звание заслуженного артиста республики.

Во времена НЭПа Блюменталь-Тамарин создал Московский передвижной театр. Тот самый, актрису которого Милицу Покабатько упомянул Коровьев в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Постоянные гастроли спасали его от недоброжелателей и доносов. Так он избежал репрессий 30-х годов.

С началом Великой Отечественной войны он перебрался с семьей на дачу в Подмосковье, на Истру, неподалеку от Нового Иерусалима. Во время приближения немцев Блюменталь-Тамарин говорил: «Они нас не тронут – я же немец». И действительно, отец его был из остзейских немцев, а сам он, стало быть, фольксдойчем.

В ноябре 1941-го немцы заняли всю эту часть Подмосковья – шла та самая битва за Москву. Блюменталь-Тамарин не просто остался на оккупированной территории, хотя были все возможности уехать, и продолжил актерскую карьеру, но и предложил свои услуги гитлеровскому министерству пропаганды. Получить в свое распоряжение такую популярную фигуру для ведомства Геббельса было большой удачей. Так начиналось предательство.

Со 2 февраля 1942 года он регулярно выступал по немецкому радио, вещавшему на СССР, с призывами «не защищать сталинский режим и сдаваться», а население на захваченных территориях – сотрудничать с оккупантами. Передачи выходили в эфир каждый вторник и четверг в 18:00. В них он, умело копируя голос Сталина, зачитывал фейковые приказы вождя и фальшивые постановления Совнаркома. Озвучивал и агитационные фильмы, призывавшие к отъезду на работы в Германию. Выступал и на театральной сцене. Таким образом, Блюменталь-Тамарин стал фактически русским голосом ведомства Геббельса.

27 марта 1942 года Военная коллегия Верховного суда СССР заочно приговорила его к смертной казни. Однако приведения приговора в исполнение пришлось ждать до 10 мая 1945 года, когда племянник его жены Игорь Миклашевский ликвидировал предателя в Мюнзингене в Германии, куда Блюменталь-Тамарин сбежал вместе с отступавшими немцами.

Был ли у Блюменталь-Тамарина выбор? Многие актеры оказались на оккупированной территории, но не многие оказались предателями. Были те, кто сопротивлялись, например, в симферопольском театре работала подпольная группа. Кто-то просто работал и избегал активного участия в нацистской пропаганде, и для него после войны ничего не изменилось к худшему, как певец Борис Гмыря. А вот Валентина Токарская и Леонид Оболенский отсидели свое за работу при немцах.

Для нынешних предателей судьба Блюменталь-Тамарина должна бы стать уроком, но даже саму эту фамилию мало кто слышал, ее давно забыли.

Это, кстати, тоже обязательный итог жизни любого предателя.

Автор
Дмитрий ГУБИН, политолог
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе