"И на Исакии крест..."

Сергей Шаргунов о шуме вокруг храма.
Хотелось бы верить, что вопрос о передаче Исаакиевского собора Церкви - это не вопрос собственности и финансовых потоков. 
Фото: AP


Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? / Над потрясенной столицей / Выстрелы, крики, набат; / Город ощерился львицей, / Обороняющей львят. Так писал Николай Степанович Гумилев в смутном и страшном 1918-м посреди беды междоусобицы.

Порой кажется, что некоторым не терпится столкнуть нас в очередную распрю - губительную для народа и страны.

Продолжаются страсти вокруг Исаакиевского собора. Вот уже больше недели. Такое ощущение, что это сегодня чуть ли не главная проблема в стране. Ее активно обсуждают на гостелеканалах и в блогах. Среди участников дискуссии немало тех, кто обычно не ходит в церковь и к музеям равнодушен. От самых "непримиримых" высказывается много тех, кто живет за пределами Санкт-Петербурга, кто от силы был в Исаакии пару раз или просто проходил мимо, ленясь зайти.

Иногда такое впечатление, что некоторым сам крест на Исаакии (как до этого на Казанском) уже не в радость.

Меня за последние дни десятки раз уже спросили, как я отношусь к передаче Русской православной церкви собора. Что ж, отвечу.

Обозначу несколько, на мой взгляд, очевидных тезисов.

Во-первых, Исаакиевский собор был построен именно как храм. Сейчас модно апеллировать к истории. Особенно когда хочется снять ответственность за происходящее. Вот и касательно Исаакия некоторые вспоминают, что здание храма всегда, еще до революции 1917 года, принадлежало государству.


Некоторым сам крест на Исаакии (как до этого на Казанском) уже не в радость


Так оно так, но ведь строился собор исключительно для богослужений. Сколько сил, энергии, любви вложили тысячи и тысячи людей, возводивших в течение четырех десятилетий это чудо. И вдохновляло их явно не строительство просто какого-то объекта госсобственности.

Хорошо эту простую мысль сформулировал руководитель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). "Зачем этот собор нужен церкви? Все императоры, а также тысячи архитекторов, скульпторов, простых людей - все строили этот храм, именно как храм. Когда нам предлагают считать это музеем и решиться на то, что пусть он так и остается, а храм будет малой составляющей частью, мы с этим не можем согласиться", - сказал владыка.

Во-вторых, довольно странно выглядит утверждение, что после передачи собора Церкви вся музейная деятельность будет прекращена, туристы больше не смогут со смотровой площадки любоваться Петербургом с высоты птичьего полета, и вообще, уникальные экспонаты - произведения искусства - будут утеряны. Тот же владыка Тихон уже неоднократно опроверг все эти доводы. Экскурсии будут, а к научной деятельности окажется дополнительно привлечен немалый потенциал духовных академий и православных институтов.

В-третьих, не выдерживает критики утверждение, что все поменяется - мол, сейчас музей приносит государству большую прибыль, содержится в хорошем состоянии, а после передачи собора Церкви ни у кого не будет денег содержать здание, и оно начнет разваливаться на глазах. Скажем, Казанский кафедральный собор на Невском передали Церкви, и ничего страшного не произошло. Да и как заподозрить священников и прихожан в наплевательском отношении к храму? Неужели им не будет дела до состояния внутреннего убранства? К этому отношение у верующих всегда трепетное. Сколько, в конце концов, по всей стране силами энтузиастов, без всякой государственной поддержки, восстановлено храмов, буквально из руин. Понятно, что здание Исаакиевского собора огромно, и денег требуется на его содержание много. Но и стоит он в большом городе. Вряд ли проще восстановить каменный храм в селе с населением в десяток человек где-нибудь в провинции. А ведь восстанавливают.

Конечно, всё зависит от людей. Враг рода человеческого, как известно, в деталях. Каким будет окончательный вариант решения о передаче Исаакия? А как его будут исполнять?

Есть положительный пример. Это Новоиерусалимский монастырь в подмосковной Истре. Со времени, когда его основал Патриарх Никон, было всякое. Сегодня в храмах монастыря ведутся службы, в кельях живут монахи. Но и музеи не закрыты - и научная работа ведется, и экскурсии по всему комплексу проводятся. В монастырь едут с разными целями, но противостояния между людьми нет. Наоборот, некоторые паломники заказывают экскурсии и узнают больше о родной истории, кто-то благодаря интересу к архитектуре приходит к вере. И помогают восстанавливать монастырь как верующие, так и государство.

Есть, к сожалению, и другие примеры. Когда работники музеев и руководители религиозных общин чуть ли не ведут боевые действия...

Просто грань между добром и злом проходит не по какой-то умозрительной линии "мы - они", а внутри каждого из нас. И не могла повсеместная несправедливость не затронуть сердца чиновников и, увы, подчас священнослужителей.

В так называемом "обществе потребления", которое многие явно хотят окончательно построить, главный вопрос всегда о собственности, о деньгах. Остальное, как говорится, вторично.


Депутаты заседают в Мариинском дворце недалеко от Исаакиевского собора. 
Фото: Photoxpress


И там, где люди живут творением молитвы или сохранением реликвий истории, а часто сочетают молитву и искусствоведческий труд - находят общий язык между собой. А где думают лишь о финансовых потоках - там всегда раздрай. Как всегда, всё зависит от людей. Очень хотелось бы верить, что вопрос о передаче Исаакиевского собора церкви это не вопрос собственности, финансовых потоков. Можно будет взобраться на смотровую площадку, окинуть взглядом нашу Северную столицу, послушать лекцию об истории храма, а потом помолиться за здравие всех нас.



Между тем

Парламент не храм, а место для дискуссий

Спикер петербургского парламента назвал стычку между депутатами "конструктивной дискуссией". Председатель Заксобрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров считает исчерпанным инцидент с потасовкой депутатов, возникшей из-за разногласий по вопросу передачи Русской православной церкви Исаакиевского собора, сообщает "Интерфакс".

"Была конструктивная дискуссия. В связи с тем, что градус напряжения зашкаливал, было несколько громче, чем всегда. В парламенте всегда должно быть напряжение, но это придает колорит и живость любому законодательному собранию", - подчеркнул Макаров. Он отметил, что в ходе инцидента сделал "яблочнику" Михаилу Амосову два замечания, а после заседания они "уже нормально разговаривали". Также, по мнению спикера, в ходе стычки депутаты не допускали взаимных оскорблений. "Парламент - это всегда место для дискуссий, для споров, для разных точек зрения. Когда у разных людей разные точки зрения, это всегда хорошо. Главное, чтобы в одной голове не было разных точек зрения по одному вопросу", - добавил спикер.


Проект обращения поддержал 41 депутат, 8 проголосовали против, 1 воздержался


На пленарном заседании Заксобрания Петербурга в среду после обсуждения вопроса о передаче Исаакиевского собора РПЦ между депутатами произошла небольшая стычка. В ходе обсуждения обращения к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой обеспечить скорейшую передачу Исаакиевского собора РПЦ депутат Михаил Амосов ("Яблоко") попросил дать время на поправки, чтобы уточнить формулировки. Спикер парламента отказался это сделать. После голосования, когда депутаты уже перешли к обсуждению следующего вопроса, Амосов встал со своего места, вышел в проход и без микрофона начал обвинять спикера в неуважении к коллегам. Депутаты от "Единой России" попытались утихомирить коллегу, а затем насильно вывести его из зала заседаний. Амосов оттолкнул их, после чего Макаров остановил обсуждение вопроса и призвал парламентариев к порядку. Все депутаты, включая Амосова, вернулись на рабочие места, и заседание продолжилось. Проект обращения к Владимиру Мединскому представил на заседании спикер Макаров ("Единая Россия"). Он назвал решение городских властей о передаче собора РПЦ "историческим". Проект обращения поддержал 41 депутат, 8 проголосовали против, 1 воздержался. Обращение не стали поддерживать парламентские фракции "Яблока", "Партии роста" и "Справедливой России".
Автор
Текст: Сергей Шаргунов (писатель, депутат Госдумы)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе