Госуслуги – виртуальная НЕреальность

Президент послал всех россиян в Интернет за услугами, но наши чиновники что в виртуальном мире, что в шикарном офисе услуги оказывать не спешат 

Решением президента с 1 января на сайтах всех госструктур в открытом доступе должны появиться постановления, решения и всевозможные принятые ведомством документы. 

Слово президента – закон. Взяв под козырек, чиновники всех уровней федеральные и региональные порталы «услуг» (к примеру, www.gosuslugi.ru; gu.yar.ru) запустили в срок. Правда, какой ценой и с какой ценной информацией?! Почти пустым оказался самый важный портал – «Госуслуги.ру». Именно он, как обещают в российском правительстве, должен объединить под своим крылом все госинтернет-услуги страны. 


– Я смотрел еще в самом начале, когда портал официально работал только в тестовом режиме. Тогда он был на стадии заполнения, как справочник. Сейчас тоже вижу только справочник, – делится системный администратор Сергей Федоров. – Регистрация на сайте до сих пор не открыта. 

Телефоны справочной?! 

Примерно то же произошло и на региональном уровне. На «Портале услуг» Ярославской области обрадоваться не удалось даже новой базе данных. Неполноценная она какая-то. Среди справочных телефонов – даются… два рабочих номера сотрудников правительства области, курирующих портал услуг. Видимо, у них и хранятся все остальные телефонные данные больниц, гостиниц, магазинов и других очень востребованных заведений? 

Открываем ссылку «Культура и СМИ» (о СМИ, естественно, ни слова). Идем дальше по ссылке – открываем «Оказание музейных услуг», предлагающую нам посетить музеи. Если верить сайту, музеев, желающих принять посетителей, в Ярославской области только шесть (!): музей–заповедник, Художественный музей, музей Некрасова в Карабихе и еще три историко-архитектурных музея – в Рыбинске, Переславле и Угличе. А где эксклюзивный Музей леса в Первомайском районе? Или Музей огурца в Ростове? Ну или хотя бы музей истории города Ярославля (о музее чая, мишек, утюгов и т.д. и т.п.– так и быть, забыли)? Видимо, эти музеи для какой-то особой публики? 

Кстати, там же, в «Культуре», появилась старая-новая услуга, позволяющая получить информацию о памятнике культурно-исторического наследия. Услуга сводится к следующему: находите файл с бланком, который нужно заполнить (указав ФИО, домашний адрес, объект, который вас интересует, и его местонахождение) и …ножками-ножками несете документ в департамент культуры – для подписи и дальнейших действий. А дальше ждете, ответят вам или нет. «Нет» тоже бывает, если информации об объекте не найдется в базе данных. Или вы, к примеру, перепутаете улицу или название памятника, или… Да мало ли что еще может случиться! 

– Об информационной открытости власти через Интернет к настоящему времени существует довольно большой объем норм федерального законодательства и законодательства области. Весь комментарий можно свести к тому, что исполнение этого законодательства находится на уровне от 

0 до 20%, – объясняет председатель ярославского общественного объединения «Гражданин», активный пользователь Интернет-пространства Владимир Борисов. 

– К сожалению, административных санкций за нарушение норм этого законодательства нет. Пробить этот вопрос пока не удается. И вряд ли в ближайшей или – даже среднесрочной перспективе это станет возможным. Общая тенденция – сайты федеральных органов власти, как правило, лучше сайтов региональных, а региональные лучше местных. 

Проверь долги и живи спокойно 

Еще до добровольно-принудительного пожелания президента страны открыть все (ну или почти все) документы для открытого пользования россиян некоторые сервисы госорганов, позволяющие получить «услугу в сети», кое-где уже благополучно работали. Это сайты Росрегистрации, Агентства кадастра недвижимости, Росреестра, налоговой… На сайте последней, к примеру, не дожидаясь «письма счастья», одним кликом мыши можно оформить квитанцию об уплате налога. А на сайте Генпрокуратуры выяснить, будет ли включена ваша организация в график проверок на 2010 год, на сайте МВД – введя регион, узнать имя своего участкового и даже попробовать опознать его по выложенной на сайте фотографии. Услуги, несомненно, полезные, только: 

– Большинство в своих налогах, я думаю, не запутается и без сайта. Опять же для прохождения «услуги» там требуется ИНН, который есть не у всех, – рассуждает программист, системный администратор Сергей Федоров. – Услуга проверки паспорта и разрешения на работу – полезная для работодателей. Правда, оперативностью не грешат. Послал на проверку информацию о своем паспорте, прошло две недели. Ответа пока нет. Самая полезная услуга (даже и без порталов «госуслуг») – поиск работы и работников. Ну это без комментариев. 

– Хотел проверить свои штрафы в ГИБДД, не выходя из-за компьютера, – рассказывает о своих исследованиях виртуальных госуслуг водитель Игорь Емельянов. – Не смог. Там всего лишь один регион есть. Естественно, не наш! А еще слышал, что документы на загранку можно распечатать дома. Удобства есть. 

Есть-то они есть, но почему-то до сих пор минимальные. Более-менее полноценные «госуслуги в сети», выходит, пока сводятся к небольшому набору функций: распечатке бланков на домашнем принтере (если таковой имеется), их заполнении дома (оформленные документы все равно придется нести лично или посылать почтой, и какая же тут сетевая услуга?), вызнавании полезно-бесполезной информации... ну и самое главное достояние – написание виртуальных жалоб. Кстати, о последних подробнее... 

Без подписи – жалоба не жалоба 

Еще в прошлом году в администрации области заверили, что с первого января вместо сайта правительства области появится новый, сверхсовершенный ресурс Yarregion.ru с множеством функций (форумом, возможностью подгружать фото и видео, с целым «электронным» правительством). На сегодняшний день сайтов действует два. Причем старый ресурс много функциональнее нового. Жмешь на новом по ссылке, а тебе выдает: «Страница находится в разработке! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!» 

– Не успели, – признается начальник управления коммуникаций и общественных связей Правительства Ярославской области Андрей Тутариков. – Запустить нужно было 1 января, сейчас портал дорабатывается. 

Распиаренная еще в ноябре-декабре прошлого года Интернет-приемная губернатора на новом Интернет-ресурсе почему-то ни 1, ни 2, ни даже 4 января не работала (а вот ярославскому мэру виртуальное письмо, не в пример губернатору, отправить можно было уже 1 января). На страничке портала объясняли лишь правила оформления письма высокопоставленному чиновнику и почтовый(!) адрес, куда это письмо направить (вот так электронные письма!). Только через пару недель неполадку наконец-то ликвидировали. Правда, что толку. Электронные письма, похоже, до губернатора не доходят. Почти три недели назад журналист «КР» отправил губернатору области письмо. Как известно, установленный срок ответа журналистам – не более семи дней (остальным лицам по закону – не более тридцати дней). Ответа до сих пор нет. 

– Сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://www.rospotrebnadzor.ru/) тоже имеет электронную форму связи с гражданами и юрлицами, однако не отвечает на письма (или иногда не отвечает, статистику сложно накопить), – делится Владимир Борисов, председатель ярославского общественного объединения «Гражданин». – Прокуратура области (http://prokuratura.yarnet.ru/), например, всегда отвечает, несмотря на отсутствие электронной цифровой подписи (ЭЦП). Как отвечает – это уже другой вопрос. По крайней мере, не надо тратиться на обычную почту или на личный прием в прокуратуре. Кстати, об электронной подписи. На федеральных площадках по госзакупкам ЭЦП участники торгов получают бесплатно. Для участия в электронных торгах на сайте департамента госзаказа Ярославской области надо получить специальную ЭЦП. Та, которую используют при передаче данных в налоговую, не признается. Стоит ЭЦП 

7 тысяч рублей и 5 тысяч за продление на каждый последующий год. Система поиска нужного госзаказа чрезвычайно трудоемка. Проблема, думаю, опять не в глупости, а в интересах. 

В идеале виртуальные госуслуги должны максимально сократить очереди в приемных присутственных мест, свести до минимума обивание порогов, сделать деятельность разных уровней власти более прозрачной. Но то в идеале, а пока, похоже, действуем по старинке: пишем письмо и отправляем обычной почтой. Так надежнее, пока «страницы находятся в разработке». И верим, и надеемся! 

От редакции: 

А какими услугами через сеть пользовались вы, уважаемые читатели? Поделитесь опытом. Ждем ваших отзывов по телефонам: 32-98-16, 32-78-05. 

Какие услуги можно уже получить через сеть: 

запрос о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости http://r76.kadastr.ru/operating_procedure/...astrinfo?type=1 

сведения о земельных участках (размер, кадастровая цена, обновляется несколько раз в год http://map.rosreestr.ru/Land.MapExtra.Web/ 

бланки квитанций для получения сведений о государственной регистрации прав на объекты недвижимости http://www.yarufrs.ru/realty/Gosposhl/blanks/ 

оформить квитанцию об уплате налога самому 

https://service.nalog.ru/debt/index.do 

проверить данные паспорта http://services.fms.gov.ru/passportpermit/. 

получить услугу по поиску нормативных актов органов власти Ярославской области http://kodeks.adm.yar.ru/win/zakon?find=&a...%E5%ED%ED%FB%E9 

на сайте Федеральной службы по труду и занятости найдете список всех вакансий, предоставляемых государственными службами занятости http://www.trudvsem.ru/ 

Наталья Колбина

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе