Гений Ленинских Горок

Курганы забытых предков, вишневый сад, новая экономическая политика, смерть и бессмертие вождя. К 140-летию со дня рождения 

Объяснений того, почему Горки Ленинские называются именно Горками, может быть как минимум два. Первое: усадьба стоит на пригорке над речкой Туровкой. Второе: прямо позади барского дома, буквально в нескольких десяткаx шагов от него, разбросаны бугорки с человеческий рост. Это курганы племени вятичей, очень древнее место силы.

Во времена, о которых есть письменная информация, Горки сменили много хозяев. Первым был органист Иван Спаситель, специалист, приглашенный при Иване III из католических стран. Его потомки просидели в Горках около двухсот лет. А в дальнейшем помещики там надолго не задерживались. Особенно со второй половины XIX века. Как будто кто-то выщелкивал их с места силы, слал всяческие напасти.
Среди этих несчастливцев примечательно семейство Герасимовых, которые приобрели поместье в 1900 г. и которых сгубила предпринимательская жилка. Они унаследовали от прежних владельцев прекрасный вишневый сад и решили разбить имение на дачные участки, чтобы сдавать их. Пьеса «Вишневый сад» написана в 1903-м, так что довольно трудно сейчас судить – Чехов подтолкнул Герасимовых к этой затее или это они вдохновили его на писание пьесы. Но только закончился «вишневый сад» в Горках разорением – «развитием капитализма в России».

А в 1909 г. владелицей Горок стала вдова знаменитого Саввы Морозова, того самого, что подкармливал революцию и МХТ, сошел с ума и застрелился. Госпожа Морозова наняла архитекторов Кольбе и Шехтеля, и они перестроили бывшее дворянское гнездо в комфортабельную виллу (еще один вариант «развития капитализма в России»), которая и досталась большевикам. В июле 1918 г. помещицу изгнали, а уже 25 сентября в Горках впервые появился Ленин.

Он тогда выздоравливал после ранения и поддался на уговоры врачей отдохнуть и подлечиться. Демон места захватил его сразу, как только он появился в Горках. И уже больше не отпускал до самой смерти. Внешне это выражалось в том, что Ленин полюбил Горки и стал часто бывать там. Причем с каждым годом все чаще и чаще. А с 1921-го вообще стал жить там почти постоянно. И чем дольше Ильич оставался в этом мягко затягивающем месте, тем больше перемен замечали близкие в его поведении и характере.

Первые симптомы (совсем безобидные странности, на которые не обратили особого внимания) проявились буквально через несколько дней после приезда Ленина в Горки. Вот, например, в первых числах октября 1918 г. в Германии разразился кризис, и Ленин пишет эйфорическое письмо товарищу Свердлову: «Все умрем за то, чтобы помочь немецким рабочим в деле движения вперед начавшейся в Германии революции». И жирно подчеркивает это. И рвется в Москву. Чтобы, понимаете, выступить перед товарищами. Хотя бы с четвертьчасовой речью. Но товарищи в Москву не пускают, берегут его здоровье. Крупская: «Ильич знал, что машины за ним не пришлют, а все же в этот день сидел у дороги и ждал... «А вдруг пришлют!» Разве не странно? Попробуйте представить себе хотя бы Ельцина, который жаждет вырваться на какое-нибудь интересное заседание Совбеза с дачи в Горках-9 и не может. Товарищам не до него, они делят собственность, а он сидит у дороги и ждет: вдруг все же передумают.

В демарше соратников Ленина уже чувствуется стремление избавиться от назойливого руководителя. Конечно, первое время они лишь от случая к случаю пользовались представлявшимися возможностями решать дела за спиной Ильича. По-человечески очень понятно: непопулярные меры можно списать на вождя, который ни о чем и не подозревает. Удобно. И правдоподобно: ведь все привыкли к непредсказуемым поворотам ленинской мысли, к ее, так сказать, безумию, которое можно счесть и гениальностью. А действительно, как безумие отличить от гениальности? Да никак. И то и другое не поддается рациональным оценкам. Хотя, впрочем, любому безумию можно постфактум найти оправдание.

Разница между сумасшедшим и гением заключается главным образом в том, что над первым люди смеются, а ко второму прислушиваются. Безумец, имеющий силу заставить себе повиноваться, – подлинный гений, а гений, не имеющий в себе такой силы, – просто безумец. Две ипостаси. История пребывания Ленина в Горках – как раз есть история фазового перехода из одной ипостаси в другую. Но безумие Ильича ни в коей мере не отменяет его гениальности. А гениальность – безумия. Он так до конца и остался подлинным гением, но только утратившим возможность влиять на людей.

Так вот, поселившись в Горках, вождь стал постепенно терять связи с миром, а уже в 1921 г. оказался полностью изолирован. В декабре, например, он пишет Дзержинскому: «Вот уже три месяца ко мне никого не пускают. Полная изоляция. Отключили телефон. Барышня со станции говорит, что с Москвой нет связи. Какая херня, прости Господи». Конечно, херня, но зачем же так волноваться, рваться в Москву из такого прекрасного места? Как видно, человек еще не достиг понимания счастья. Заканчивает письмо прямо воплем души: «Очень прошу, предпримите меры, привезите меня в Москву. Я хочу в столицу. Я давно не общался с рабочими коллективами». Чеховский мотив «в Москву, в Москву» еще долго будет мешать Ильичу целиком отдаться демону Горок. И даст основания медикам считать его маньяком: «Врачи смотрят на меня и разговаривают со мной, как с умалишенным».

Разумеется, самым главным «врачом» в этой клинике был Иосиф Виссарионович Сталин (кстати, он рядом с одной из строк цитируемого письма поставил диагноз: «Ильич совсем тронулся»). Принято считать, что грузин изолировал Ленина, чтобы без помех прибрать к рукам власть. Это конечно. Но только вопрос: почему Ильич позволил себя изолировать? Из-за болезни? Что же это была за болезнь такая? О свойствах ее некоторое представление дает тот факт, что именно в Горках и именно в 1921 г. Ленин спланировал НЭП. Конечно, для его введения существовали веские основания: антоновщина, Кронштадтский мятеж и т. д. Но для настоящих большевиков такие мелочи не могли быть поводом к отступлению, к повороту всей политики и идеологии на 180 градусов. А Ленин взял и развернулся. И всех развернул. Но только не всем это понравилось. Многие затаили зло на вождя, с которым приключилась такая чудовищная метанойя. Ленин оказался в изоляции. И не только в Горках, а и вообще в изоляции (психологической, политической и т. д.). Он казался не только безумцем, но и отступником. Его некому было поддержать. И Сталин умело воспользовался этим.

Я не берусь утверждать с полной определенностью, что именно гений (или демон) места в Горках подтолкнул вождя к умоперемене, вылившейся в НЭП. Общение с местными крестьянами в этом тоже сыграло немалую роль. Но без демонического все-таки не обошлось. Поезжайте в Горки, побродите там по аллеям, спуститесь к прудам, подышите тем воздухом. И вы обязательно что-то почуете. Быть может, лишитесь некоторых предрассудков, а может быть, вам придет в голову что-нибудь гениальное или умопомрачительное. Это почти неизбежно. Даже не знаю, как можно постоянно жить в таком месте и не рехнуться. Впрочем, у большинства обывателей мест силы (а по-гречески - теменосов, мест, где обитают божества, даймоны) вырабатывается защитная реакция, душа тупеет, покрывается толстой мозолью.

У Ленина – нет, не покрылась. Поначалу-то он все рвался из Горок, писал: «Я не могу больше жить в лесу. Я медленно схожу с ума. Я предчувствую, что со мной хотят что-то сотворить». Но потом успокоился. С ним случилось несколько ударов, он стал плохо говорить, много чудить. В декабре 1923 г. один из врачей, приставленных к вождю, сообщал товарищу Сталину: «Пациент стал излишне чудачлив. Это выражается в громком, продолжающемся смехе, который переходит в кашель и рвоту. Причем причины, которые могли бы вызвать этот смех, самые нелепые – кошка, сторож за окном, уборка снега, разговор с поваром на кухне и т. п. Пациент долго спит. Он просыпается в 14, а иногда в 15 часов. Примерно через час после пробуждения он приходит в чувство».

То, что рептилии кажется обыденным, гению может видеться исполненным глубочайшего смысла. И в высшей степени смешным. Вспомним хотя бы вечный хохот олимпийских богов. Что же касается описанного глупым врачом процесса медленного пробуждения Ленина, то это как раз и есть медитация на грани бреда и яви, которую я описывал в предыдущем тексте, говоря о блаженной Евфросинии Колюпановской. Эта юродивая в состоянии полубреда могла видеть будущее и лечить. Почему же в этом надо отказывать великому Ленину? К декабрю 23-го он уже впал в состояние совершенномудрого даоса и постоянно пребывал по ту сторону добра и зла.

При этом, конечно, реагировал на глупости врачей в высшей степени адекватно, то есть так, как подобает бессмертному. Вот еще цитата из того же письма: «Изо рта пациента исходит жуткий неприятный запах. На вопрос врачей о происхождении запаха пациент отвечает, что специально не будет чистить зубы, чтобы сбивать с ног контру и заговорщиков, которым он будет дышать в лицо». Ответ гениальный, но люди (вернемся к потере гением влияния на окружающих) уже не понимают всей гениальности такого дзенского ответа и воспринимают его как проявление психической болезни.

И точно так же они воспринимают тексты, выходящие из-под пера просветленного вождя. Вот что еще доносит Сталину врач в штатском: «Пациент убивает время в постоянной писанине, которую затем распихивает по тайникам. Его письма сотрудники и медперсонал находят в самых неприличных местах. Я прямо-таки устал изымать эти конверты с бесчисленными указаниями». Караул, видите ли, устал. Вообще-то, Ленин был профессиональным публицистом и потому всю жизнь писал и публиковал очень много. И никто, кроме самых махровых антисоветчиков, не воспринимал его тексты как бред сумасшедшего. А тут – «писанина». Такое мог сказать только полный профан, человек, не посвященный в таинства духа.

Сталин не был профаном. Он все понимал и готовил вождя мирового пролетариата к бессмертию. Изоляция, которую он устроил Ленину, была не просто отстранением от власти. Это был магический акт, создание божества из живого человека. Одна из древнейших методик производства богов предполагает следующие операции: поймать человека, изолировать его, заставить ужасно мучиться, медленно убить. И таким образом сделать бессмертным. Предполагается, что страдание вырабатывает способность аккумулировать энергию, которую рукотворный бог (препарированное по определенной методике тело) впоследствии будет изливать на своих адептов. Отголосок этой дикой идеи можно найти даже в Евангелиях: бичевание Христа, издевательства над ним и распятие. Возможно, массы без этого и не восприняли бы воскресшего как божество.

Ленина мучили страшно, хотя – только нравственно. Но нравственные страдания могут быть тяжелее физической пытки. Это же надо: держать под замком руководителя великой державы и при этом творить от его имени историю. Весьма изощренно. Это, знаете ли, позволяет скопить колоссальные энергии для перехода в божественное состояние. Абсолютно естественным продолжением такого ритуального доведения до смерти было: взять тело Ленина, выпотрошить, набальзамировать, положить в мавзолей. Чтобы люди шли поклониться. И за советом. Таков ритуал. А если добавить сюда мифологию Ленинианы, то и получится подлинный культ.

Культ Ленина, созданный Сталиным, оказался настолько мощным, что хватило до наших дней. Лениниана – ведь это не только официоз. Это и анекдоты про Ленина, и перестроечная публицистика, и всякие забавности: Ленин, мол, гриб (Курехин) и связан с тибетскими ламами. Олег Шишкин в своей книге «Битва за Гималаи» сообщает, что скульптор Меркуров изваял мертвого Ленина в тоге буддистского монаха и это можно увидеть, если посмотреть на памятник сверху. На самом-то деле все наоборот. Человеку, глядящему на памятник снизу, с земли, действительно может почудиться, что Ильич – в тоге. Потому что его правая рука по плечо голая, как у Далай-ламы. Но если смотреть на памятник именно сверху, увидишь, что вождь – просто голый. И лишь для приличия прикрыт сползающим покрывалом. Гранитная иллюзия.

Тем не менее Ленин, конечно, великий махатма. Но одновременно и гений советской эпохи, и демон места силы в Горках. Он все. И он вечно живой. До сих пор некоторые заполошные люди поднимают животрепещущий вопрос: дескать, надо бы вынести мумию из мавзолея, и тогда в нашем богоспасаемом отечестве все сразу наладится. А некоторые предлагают перенести тело Ленина в Горки. А что, это не так уж и глупо. Даже было бы весьма кстати. Ведь теменосу (месту силы) в Горках не хватает только мощей для полной гармонии.

Олег Давыдов

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе