Европейский футбольный фанатизм как социокультурный феномен

«Изо всех искусств для нас важнейшим является кино» - сказал когда-то Владимир Ленин. «О спорт, ты – мир», сказал уже Пьер де Кубертен. В мире же спорта важнейшим изо всех для нас, естественно, является футбол. Нет на свете страны, кроме, пожалуй, Канады и США, где футбол бы не занимал первоочередное место среди всех спортивных состязаний. Спорт номер один привлекает к себе внимание ни много ни мало миллиардов поклонников по всему миру. И тем более кажется странным, что некоторые из них ходят на футбольные матчи не из-за техничной игры, красивых комбинаций или великолепных голов, а ради возможности хорошенько подраться с болельщиками «вражеской» команды.

Футбольное боление, или поддержка «своей» команды возникла, наверное, одновременно с самим футболом. И такое же древнее явление – футбольный фанатизм: «активное боление» или «хулиганство». В середине XIX века, ещё до разработки свода футбольных правил, драки между болельщиками, да и самими футболистами были не редкостью. Впрочем, стычки на поле объяснялись именно отсутствием правил поведения на поле. После отделения футбола от регби, все грубые приёмы остались именно в последнем. Футбол же стал распространяться по миру как игра для образованных людей – ведь футбол по странам Европы и Америки развозили английские инженеры и рабочие, а обе эти профессии требовали в начале XX века довольно высокой квалификации и качественного образования. Ещё примерно пятьдесят лет футбол оставался таким, и культура боления была во всех странах развита одинаково высоко. Исключение составлял лишь небольшой процент сельского населения в Англии, где послефутбольные драки были обычным явлением, но это не выходило за рамки локальных традиций, вроде русского «стенка на стенку».

Всё изменилось в шестидесятые годы, когда массовые фанатские драки стали весьма частым явлением. Впереди планеты всей была Англия – страна-родоначальница футбола. Именно там «игра миллионов» превратилась в предлог для массовых драк молодёжи. Первые столкновения болельщиков не носили организованного характера, и были в какой-то мере случайными. Но со временем фан-движение стало более упорядоченным, появляются первые «фирмы» - организованные объединения фанатов. Первыми фирмами были «Zulu» (фаны «Бирмингем Сити»), «Headhunters» («Челси»), «The Suicide Squad» («Бёрнли») и «Urchins» («Ливерпуль»). Основным их занятием было сопровождение своей команды в ходе чемпионата Англии – в основном с целью драк против фанатов противной стороны.

«Золотые шестидесятые» и возникновение фанатского движения

Почти сто процентов футбольных хулиганов шестидесятых составляет рабочая молодёжь с городских окраин – с минимальным образованием, тяжёлой однообразной работой (докерами, грузчиками или разнорабочими), минимумом зарплаты и без социальной поддержки. В шестидесятые годы на Англию обрушился финансовый кризис – прямой результат политики партии консерваторов, игнорировавших интеграцию в европейскую экономику. В условиях кризиса молодёжь, которой было в стране особенно много (прямой результат послевоенного демографического бума), попала в разряд второстепенных вопросов в политике правительства, и стала никому не нужна. Не имея никакой возможности для выхода из нищеты, молодые докеры протестовали единственным для них возможным способом – «оружием пролетариата». Их настроения были в основном аполитичны, так как позиции социализма в Англии традиционно слабы, но носили антикапиталистический характер. Рабочее происхождение фанатов наложило отпечаток и на их внешний вид – именно в то время сложился образ классического футбольного хулигана – крепкие рабочие ботинки, грубые брюки с подтяжками, докерские куртки, коротко стриженые волосы.

В шестидесятые годы проблема фанатов впервые появляется в прессе. Но подаётся она совсем не как невыносимое положение английской молодёжи, которой некуда податься с городского дна. В английской печати фанаты изображаются как агрессивные, неуправляемые подростковые массы, имеющие чёткую антисоциальную направленность. Были даже попытки подать фан-движение как провокацию агентов КГБ! Всё это, естественно, не только не помогло решению проблем молодёжи, а ещё больше усугубило её положение, поскольку фанатские группы стали подвергаться травле со стороны СМИ.

В это же время проявляются первые связи фанатов со скинхед-движением. Следует пояснить, что изначально субкультура скинхедов отнюдь не являлась националистической и расистской, а была популярным в среде рабочей молодёжи культурным движением, чисто пролетарским по своей сути – не копировавшим какие-то элементы «культуры мажоров», а, наоборот, старавшимся подчеркнуть своё рабочее происхождение. Отсюда и «рабочий стиль» в одежде, и «напиток пролетариата» - пиво (в отличие от химической наркоты «золотой молодёжи), и пролетарский же вид спорта – футбол. И музыку скинхеды предпочитали «от бедных для бедных» - в основном ямайский регги.

«Ревущие семидесятые» и выход на международную арену

В семидесятые годы происходит развитие и упрочнение фанатских движений как в Англии, так и в остальной Европе. Происходит раскол английских фанатов по политическим признакам и первые международные столкновения. Семидесятые и восьмидесятые года стали расцветом английского футбольного хулиганства.

В середине шестидесятых фанатов используют в своих целях английские левые. Пользуясь славой «рабочей» и «социалистической» партии, лейбористы получают от молодёжи поддержку на выборах 1964 года, и приходят к власти. Но за шесть лет своего правления ими не было предпринято никаких попыток облегчить жизнь молодых англичан, наоборот – лейбористами принимаются все меры к прекращению околофутбольных беспорядков силовыми методами. Что, естественно, ведёт к горькому разочарованию молодёжи в социалистических партиях. Этим начинают активно пользоваться возникающие в начале семидесятых ультраправые организации, такие, как Британский национальный фронт. Обманутые лейбористами фанаты начинают постепенно присоединяться к правым партиям.

К этому добавляется начавшаяся в семидесятых годах миграция на Британские острова пакистанцев и индусов, покинувших родные страны из-за индо-пакистанского конфликта 1971 года. Вновь пришедшие к власти в 1970 году консерваторы выступают с политикой поддержки мультикультурализма, и пакистанские гастарбайтеры начинают занимать рабочие места, вновь появившиеся после кризиса 60-х, столь необходимые британской молодёжи. Это толкает всё большую часть фанатов на сторону ультраправых, где всё чаще появляются откровенно националистические лозунги. Меняется и культура фанатов-скинхедов – из неё выделяется направление бонхедов (букв. «костяных голов») – неонацистов.

К этому времени относятся первые международные контакты фанатских группировок. Успешная игра английских клубов в еврокубках – победа «Ливерпуля» в Кубке УЕФА (в 1973 и 1976 годах) и Кубке чемпионов (1977 и 1978) – привлекала всё больше и больше внимания англичан к континенту. Впервые с английскими фанатами Европа столкнулась в 1973 году, на матче «Фейеноорд» (Роттердам) – «Тоттенхэм хотспур» (Лондон). Несколько сотен британцев устроили драку с болельщиками хозяев прямо на стадионе, в ходе которой были сожжены тысячи пластиковых кресел. Пример оказался заразителен: за несколько следующих лет в Голландии и соседних Германии и Франции самообразовались несколько десятков фирм крупнейших клубов. Но, в отличие от Великобритании, континентальное фан-движение вначале не носило острый социальный характер. Первые объединения болельщиков «по английскому образцу» стали данью моде. Европейская молодёжь предпочитала протестовать другими, пусть и весьма схожими, способами – как пример можно привести студенческие мятежи 1968 года во Франции.

В 1982 году в Испании состоялся Чемпионат Мира, во время которого местные болельщики столкнулись с британской фанатской культурой. Самые жестокие драки произошли в Бильбао, где англичане дебоширили как на стадионе «Сан Мамес», так и в городе. Кастильцы, баски, каталонцы и галисийцы, проживающие в Мадриде, Барселоне, Валенсии, Севилье и других городах, столкнулись с совершенно чуждым элементом футбольной культуры – насилием. Они неожиданно открыли для себя, что битва и ненависть могут вызывать острые ощущения. Сразу после ЧМ в Испании появились первые радикальные фанатские группировки. Практически все эти группы были политизированы – каталонские, галисийские и басконские фанаты являлись (и по сей день являются) сторонниками сепаратизма, а столичные хулиганы исповедуют идеологию фашизма – что позволят им находиться в хороших отношениях с итальянскими фашистскими фирмами, в основном римскими – коими, например, являются болельщики «Лацио».

«Лихие девяностые» и развитие европейского фан-движения

Девяностые годы стали периодом расцвета для контитентальных фанатских группировок. Вместе с «ветром перемен» Европе получила и огромное количество проблем социального толка. Поддержка правительством Франции политики ассимиляции мигрантов, и огромное количество восточноевропейских и турецких гастарбайтеров в Германии вызвали ответную реакцию у самой политически активной части населения – молодёжи. Французские фанатские фирмы получили приток единомышленников – причём, как ултьтраправые, так и ультралевые. Неонацистским группировкам Булони, Лиона, Марселя и Парижа успешно противостоят антифашистские фирмы Бордо и Сен-Этьена. Отдельно стоят фанаты-сепаратисты футбольного клуба «Ренн», выступающие за независимость Бретани. Сепаратистские тенденции имеют также фанаты «Милана», президент которого Сильвио Берлускони является по совместительству председателем «Лиги Севера» - итальянской сепаратистской организацией. Фанаты «Торино» симпатизируют коммунистам, и на их баннерах красуется Эрнесто «Че» Гевара.

В целом, можно с уверенностью говорить, что фанатские группировки «старой Европы», в отличие от английских, имеют в качестве своей основной идеологии реваншизм и патриотизм – вывешивая на матчах баннеры с портретами Франко, Муссолини и Петэна, болельщики явно ностальгируют по временам сильной власти. Этим они показывают своим правительствам, что нынешний период их истории – ничто по сравнению со славным прошлым. И на подобной ностальгии очень хорошо играют праворадикальные организации всех мастей, фактически используя фанатов в своих целях.

Ультаправые тенденции в это время прослеживаются и у английских фанатов, хоть и не так сильно, как на континенте – сказывалась традиционная для английских болельщиков аполитичность. Но именно в девяностые появляется знаменитая «Combat-18», террористическая праворадикальная группа нацистского толка. Почти сразу же они сливаются с группировкой «Headhunters», поддерживающей «Челси». Основными их соперниками становятся болельщики «Тоттенхэма», которые имеют прозвище «Jews» (евреи) – таким образом, вносится раскол между ранее единым фронтом футбольных фанатов. Это вполне оправдано с точки зрения как ультраправых организаций, так и английского правительства – фанаты стали слишком мощной и плохо прогнозируемой силой.

Поэтому власти взялись за проблему хулсов серьёзно – и опять, не устраняя причины недовольства молодёжи, а начав репрессии против фанатских групп. Применялось самое совершенное оборудование – камеры на стадионах, фиксирующие каждого прошедшего внутрь человека. В случае если он оказывался занесён в полицейскую базу данных, полицейским оцеплением проводилась процедура захвата. Лидеры группировок подвергались преследованию даже за пределами стадионов: полиция использовала все доступные средства, чтобы установить за ними постоянное наблюдение. С помощью перехвата телефонных разговоров отслеживались фанатские группы, собирающиеся перед играми, и блокировались силами отрядов полиции. За проявление дискриминации представителей национальных и сексуальных меньшинств на стадионах болельщики наказывались сроком до трёх лет. Всё это привело к упадку английского фанатизма – пальму первенства по злости и свирепости у британцев перехватили восточно- и южноевропейцы.

«Буря с востока» - когда ненависть сильнее азарта

Среди европейских фанатов, даже на фоне англичан, греки считаются совершенно отмороженными. Побоища со смертельным исходом, с использованием арматуры, ножей и цепей практикуются греческими хулиганами уже достаточно давно. Самыми же опасными из греков считают фанатом «Олимпиакоса», клуба из Пирея, афинского порта. Их битвы с «Панатинаикосскими» фанатами подаются как борьба бедных районов против богатых – впрочем, на самом деле никакой разницы между первыми и вторыми нет, и неоправданная жестокость ничем не объяснима.

Репутацией «бешеных» пользовались также и сербские болельщики: в девяностых вплоть до войны 1999 года каждое столкновение между фанатскими группами уносили несколько жизней. В войнах начала 90-х основу Сербской Добровольческой Гвардии составила фирма «Делие» (ФК «Црвена Звезда») во главе с Желько Ражнатовичем – знаменитым «Арканом». Фанаты участвовали в боях в Сербской Крайне и Республике Сербской, осаждали Сараево, попутно расправляясь со своими старыми врагами из противоборствующих фирм. Но после убийства Ражнатовича и завершения войны 1999 года сербские фанаты поумерили пыл, и смертельные побоища прекратились. Нынешняя идеология сербских фирм – реваншизм и ностальгия по временам Югославии.

Но самыми свирепыми в Европе по праву считаются турецкие фанаты. Надо сказать, что традиции футбольного хулиганства Турции очень стары – первые схватки турецких болельщиков со смертельным исходом были зафиксированы в 1911 году, между болельщиками «Галатасарая» и «Фенербахче». Турецкие фанаты, и в частности, фирма «Ультраслан» (поддерживающая «Галатасарай») считаются во всей Европе персонами нон грата – из-за частых убийств болельщиков противостоящих команд. В драках турки используют длинные саблеобразные ножи – в 2000 году такими ножами были зарезаны двое фанатов английского «Лидса». Да и в столкновениях между собой турки проявляют максимум жестокости, невиданной в Европе. Особенно не любят турецкие фанаты немцев, которых обвиняют в притеснении своих соотечественников в Германии. Ни о какой социальной подоплёке подобной жестокости говорить не приходится – никаких объяснений такому поведению своих фанатов турки дать не могут.

Выводы и перспективы

Фанатское движение зародилось прежде всего как борьба рабочей молодёжи за свои права. Из-за нежелания английского правительства хоть как-то решить проблемы молодого поколения, такая борьба приняла самые жесткие формы. Постепенно в болельщицкую среду стали проникать ультраправые настроения, умело распространяемые националистскими организациями. Но вместо того, чтобы спасти свою рабочую молодёжь, англичане продолжают действовать жестокими методами, видимо, считая, что лучшее лечение для больного тубёркулёзом – месяц-другой карцера. Подобная недальновидность толкает в ряды ультраправых организаций всё больше и больше молодых людей, приближая страну к революционному взрыву. В континентальном же европейском фанатизме нашли отражение мечты значительной части молодёжи о твёрдой власти и «славных днях прошлого». Сегодня с уверенностью можно сказать, что по количеству и идеологии фанатов можно прямо судить о настроении в обществе. И, судя по всему, настроение европейской молодёжи весьма расходится с официальной политикой их правительств.

Восток+Запад

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе