Евгений РОЗАНОВ: Квартирный вопрос под силу только государству

Жилье является базовой потребностью человека. Именно поэтому в человеческом сообществе существует так называемый квартирный вопрос. А вот насколько он сумеет «испортить» население Ярославля, зависит во многом от стратегии городских властей. Заместитель мэра Ярославля по вопросам градостроительства Евгений Розанов убежден: поворот строительной индустрии лицом к человеку – задача, решаемая только в рамках всего государства.

Репутация застройщика

– Евгений Германович, 2012 год стал для Ярославля годом битвы за плановые показатели. Можно ли ее результаты назвать победными?

– Городские власти сделали все возможное для того, чтобы подрядчики могли в назначенные сроки выполнить основной объем работ по тем объектам, которые были профинансированы как дольщиками, так и банками. В результате из планируемых двухсот пятидесяти тысяч квадратных метров жилья в строй было введено двести десять с половиной. Эта разница определяется состоянием наших проблемных объектов.

– Вы имеете в виду двенадцатый микрорайон?

– Его в первую очередь. Мы уже не находим места на разрешениях о продлении сроков строительства и вынуждены выдавать новые бланки документов застройщикам. Я считаю, что причины, по которым большая часть этих отсрочек получена, надуманы. Город в том же двенадцатом микрорайоне давным-давно продолжил все сети, всю инфраструктуру… Завершается строительство дороги, которая соединит Тутаевское шоссе и улицу Бабича. И тут, например, компания «Ярстрой» при подписанном с ОАО «Ярводоканал» договоре выходит в суд и утверждает, что завышена стоимость подключения к сетям. Причем происходит это все в конце года, когда надо уже сдавать дома. Подход цивилизованный, но судебное производство не освобождает застройщика от обязанности свою часть работы – строительство дома – закончить в срок. Замечу, что не все строители нас подводили в 2012 году. Есть и те, кто, напротив, смог перевыполнить взятые обязательства. Если бы не четыре дома, сданные в прошлом году досрочно, наши показатели выглядели бы еще более скромно.

– Есть ли какие-то способы увеличить ответственность контрагентов за принятые обязательства?

– Они, безусловно, имеются, но по большей части находятся не в наших руках. По сути, город отвечает за проведение торгов при распределении участков и за выдачу разрешительной документации. Эта документация, как правило, предварительно проходит через государственную строительную экспертизу – и если она подтверждает состоятельность проекта, мы просто не можем отказать в выдаче разрешения на строительство. С торгами ситуацию мы сегодня разрешаем несколько успешней. Недавно представитель крупной строительной фирмы даже пожаловался: если раньше кто-то из «приближенных» подрядчиков мог прийти в мэрию и «договориться», то теперь на электронных торгах все абсолютно равны. Правда, результаты тех «договоренностей» до сих пор отзываются для нового городского руководства тяжелыми обременениями. Это крайне сложная процедура – даже добиться от застройщика, не выполняющего своих обязательств, подтверждения переуступки прав. Тем не менее в 2013 году мы будем по относительно перспективным домам двенадцатого микрорайона добиваться окончания строительства: это «АВБ плюс» – оба дома, ЯФСК – один дом и три дома от компании «Ярстрой».

Если же говорить в масштабах страны, то нужен закон, согласно которому торговать можно было бы только площадями в уже построенном и сданном доме. Собственно, и такие подрядчики есть – у них-то как раз не бывает ни недостроев, ни рекламаций от дольщиков. Мы со своей стороны в ближайшее время озвучим названия всех фирм, в отношении которых у ярославцев были вопросы. Уже сегодня многие из них грозят нам судебными исками за нанесение ущерба деловой репутации, явно путая причину и следствие. Наша задача – уберечь горожан от избыточных рисков при строительстве жилья. А о деловой репутации подрядчикам нужно думать, когда они заключают договоры долевого участия, не заботясь о реальной возможности их выполнения.

Ветшает быстрей, чем вводится

– Мы обозначили ситуацию на одном «полюсе» строительной индустрии Ярославля. Но есть и другой – население ветхих и аварийных домов вряд ли сможет стать дольщиками в обозримой перспективе. Поэтому задачу обеспечения этих людей жильем взяло на себя государство. А насколько оно сегодня может ее решить?

– Наряду со строительством дорог расселение аварийного жилья – это наша основная задача. Но давайте взглянем на ситуацию с точки зрения сухих цифр: по состоянию на 1 января 2012 года количество ветхого и аварийного жилья в городе составляло 97,1 тысячи квадратных метров. Сегодня оно приближается к отметке в 100 тысяч. Наша потребность в финансировании для решения этой задачи – 3,6 миллиарда (по миллиарду 200 миллионов рублей на год в течение трех лет). Это при том, что мы сегодня и сами будем строить, дабы не дать рынку «перегреться» и не идти на поводу у застройщиков, которые ниже 40 тысяч за квадратный метр уже вообще цены не видят. При этом весь бюджет городского департамента организации строительства – 395,9 миллиона рублей. Федерацией на расселение ветхого и аварийного жилья запланировано 98,1 миллиона.

– Но в федеральных законах прописано, что средства на эти работы выделяются по принципу софинансирования…

– Глава Фонда содействия реформированию жилья Константин Цицин обещал 950 миллионов в течение трех лет. При этом федеральный бюджет берет на себя только 190 миллионов в год. Такую же сумму должны вложить областной и местный бюджеты. Конечно, и само по себе это довольно сложно для города. Но еще парадоксальнее то, что при реализации этого плана затраты местных властей тут же взлетают под семьдесят процентов.

– Это из-за чего такая диспропорция?

– Во-первых, застройщиков абсолютно не волнует выведенный Минрегионом норматив – 33800 рублей за квадратный метр. Мы сегодня с некоторыми партнерами умудряемся договариваться на строительство по цене 38 тысяч, но это уже «уходящая натура» – минимум упорно штурмует отметку в 40 тысяч. Во-вторых, расселять чаще всего приходится коммуналки – где человек прописан на площади, допустим, 9 квадратных метров. Но по закону мы обязаны предоставить ему однокомнатную квартиру. А девятиметровых квартир просто не бывает – и даже если площадь ее всего 20 квадратных метров, больше половины стоимости ложится на местный бюджет. И практически получается следующее софинансирование: с нашей стороны – процентов семьдесят, со стороны остальных бюджетов – процентов тридцать, а то и меньше. И проблема эта во весь рост обозначилась не только в Ярославле.

– Может быть, имеет смысл объяснить федералам ее масштабы?

– На видеоконференции я поставил перед заместителем руководителя Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимиром Таталыкиным вопрос о том, чтобы софинансирование было 80 процентов на 20. И тогда фактически с учетом упомянутых обстоятельств оно составит приблизительно 50 на 50. Можно будет хотя бы выйти на график постепенного уменьшения количества ветхого и аварийного жилья. Потому что до сих пор мы здесь получаем отрицательную динамику: в прошлом году расселили 1600 метров, но обветшало и пришло в аварийное состояние около четырех тысяч.

Жилье – это кадры

– Мы озвучили проблемы на «полюсах» жилищного строительства. Но есть еще и «экватор», где находится основная масса горожан, живущих не то что бы «от копейки до копейки», но не имеющих серьезных доходов. А потребности в увеличении площадей или улучшении условий жилья у них имеются. Как их реализовать?

– До кризиса таким путем была ипотека. Сегодня пути кредиторов и населения разошлись – банки не опускаются ниже 16 процентов годовых, что увеличивает цену квартиры к моменту окончания расчетов в два с половиной раза. Население, не особенно уверенное в завтрашнем дне, даже и под меньший процент брать кредиты не торопится. В этом, кстати, одна из причин стагнации во всей строительной отрасли. Сегодня мэр Ярославля Евгений Урлашов ведет переговоры с крупными банками о снижении для ярославцев кредитных ставок по ипотеке. Но хотелось бы, чтобы и регион в этом принимал более активное участие. Была же в свое время программа 10 – 10 – 10 (первый взнос – процентная ставка – сроки выплаты). Разницу в размерах ставки оплачивал регион – под условие, что человек, взявший кредит, сохраняет место проживания в этом регионе. Тут и населению была выгода, и кадры для региона удавалось зафиксировать…

– С одной стороны, есть необходимость сохранить ценные кадры. С другой – регионам нужна мобильность трудовых ресурсов. К примеру, развитие промышленности по определению предполагает наличие дешевой аренды квартир. А если жилье строится в основном в «инвестиционном» сегменте класса «премиум», этот вопрос не решается в принципе.

– Естественно, что регионы, имеющие профицитные бюджеты, давно уже осознали необходимость строительства муниципального жилья экономкласса. Эти программы реализуются в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге… И не зря столицы являются «кадровым пылесосом» – для нужного человека власти всегда найдут разумный вариант жилья. А это в свою очередь увеличит их кадровый потенциал. Замкнутый круг, необходимость создания которого в Ярославле мы тоже осознаем. Осталось только добиться такого наполнения бюджета, чтобы для строительства муниципального жилья появились свободные средства.

Анатолий КОНОНЕЦ

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе