Эта память в нас как безмолвный крик

Как учителя истории отметили День памяти жертв Холокоста

Собрались они на площадке нашего ресурсного центра на улице Чкалова в таком представительном составе впервые. Их здесь ждали - принимали без официоза и «протокольных» формальностей, как принимают коллег и партнеров. Показали музей, библиотеку, кабинеты, а после семинара пригласили на дружеское чаепитие.

«Коллеги» - так и обратилась к ним, гостям долгожданным, учителям истории, заместителям директоров по воспитательной работе школ Ярославля, педагогам - методистам, открывая их январскую встречу, приуроченную к 75 -летней годовщине освобождения советскими войсками фашистского концлагеря Освенцим, координатор этого совместного проекта регионального отделения Ассамблеи народов России, Ярославской еврейской национально - культурной автономии и городского Центра развития образования, председатель еврейской автономии, сопредседатель совета отделения ассамблеи Надежда Носова.

Одним - единственным словом задав нужный настрой для серьезного профессионального разговора, сразу объяснила, почему именно такое обращение считает она в данном случае наиболее уместным.

Не только потому, что сама Надежда Николаевна – педагог с полувековым стажем. Такого подхода требовала и тема, вынесенная на обсуждение - Холокост (в переводе с древнегреческого «всесожжение»), величайшая трагедия ХХ столетия, осужденное не только международным трибуналом, но и немецким народом преступление против человечности: убийство нацистами миллионов евреев.

Эта обжигающая душу тема, в реалиях современного мира, полного нетерпимости и жестокосердия, увы, не теряющая своей остроты, конечно, не нова и для нашего межнационального содружества, и прежде всего ее педагогический и воспитательный ракурсы.

Главным героем спектакля «Старый доктор», поставленного по композиции Юрия Спиридонова худруком детского театра «Луч» Натальей Румянцевой, стал великий педагог и гуманист Януш Корчак – в 1942 году он добровольно погиб с детьми из Варшавского гетто в газовой камере фашистского концлагеря Треблинка.

Документальной основой этой постановки, сыгранной полтора десятилетия назад на сцене городского концертного зала, стали дневники доктора Корчака, воспоминания о нем современников, материалы, привезенные автором проекта Надеждой Носовой из музея - мемориала Катастрофы и Героизма Яд Вашем в Иерусалиме.

В год 70 - летия Великой Победы региональная еврейская автономия провела конкурс сочинений школьников «Набат памяти», одной из номинаций которого «Да не забудет шар земной такое!» была посвящена Холокосту.

Обсуждается эта тема и на занятиях многолетней Школы дружбы народов, на вечерах в международный День толерантности, за круглыми столами экспертов, снова и снова размышляющих об опасности для общества в любой стране синдрома короткой памяти.

Близорукое беспамятство снова и снова порождает ксенофобию и антисемитизм. В историографии этой проблемы есть немало самых убедительных доводов, доказывающих, что процветавшая в Германии со времен Лютера злонамеренная неприязнь к евреям в многострадальный век мировых войн и революций и привела к Холокосту, когда в жертву человеческой нетерпимости принесены были миллионы жизней ни в чем не повинных людей.

Главные преступники, главари Третьего рейха, получили по заслугам три четверти века назад на большом Нюрнбергском процессе. Но надо было вступить в жизнь послевоенному поколению немцев, должны были пройти несколько малых нюрнбергских судов над чиновниками и судьями рейха, освенцимских судов во Франкфурте, прежде чем, после суда над Эйхманом в Иерусалиме, после долгих, в том числе и публичных, дискуссий историков, интеллектуалов, политиков, в самосознании немцев появятся проблески прозрения и раскаяния.

В школах Германии рассекретят этот «темный период» в истории государства. Правящая партия социал - демократов во главе с Вилли Брандтом объявит о своей программе «преодоления прошлого». Один из преемников Брандта на посту канцлера христианский демократ Гельмут Колль твердо пообещает привести страну через «духовное и моральное обновление» к традиционным ценностям церкви, нации, семьи.

Распад Советского Союза и падение Берлинской стены приблизили, уже в объединенной Германии, гражданское согласие немцев в том, что у них есть моральное обязательство помнить о страданиях жертв Холокоста, что преодоление нацистского прошлого страны возможно только через раскаяние, через признание, при разной степени личной вины каждого, коллективной ответственности за геноцид евреев. Немцы осудили не только жестокие крайности нацизма, но и его человеконенавистническую суть. Это   бесповоротное «нет» фашизму вызревало у немцев целых полвека.

Краткой вводной со словами о том, что становление российской нации невозможно без укрепления гражданского согласия и воспитания толерантности, как одного из важнейших свойств развитой личности, и потому тема Холокоста по определению не может быть «разовой», приветствовал гостей председатель совета отделения ассамблеи Нур - Эл Хасиев. Затем с лекцией «Холокост: преступники, спасители, сторонние наблюдатели» выступил проректор педуниверситета имени К.Д.Ушинского по учебной работе, доктор исторических наук Александр Ермаков.

Участник всероссийских и международных конференций по проблемам осмысления уроков Второй мировой войны, автор изданной в середине нулевых годов книги «Вермахт против евреев. Война на уничтожение» профессор Ермаков известен в сообществе историков как человек, убежденный в том, что, по его словам, Великую Отечественную войну «нельзя перевести в разряд прошлого», что для России наших дней это «понятие вневременное». Мы не вспоминаем о ней от случая к случаю, эта память передается из поколения в поколение: во многих семьях погибли на фронтах, умерли от ран после войны сыновья, отцы, деды.

Даже и просто по названию лекции было видно, что ее содержание отличается, скажем, от того, что чаще всего говорится в той популярной научно-просветительской литературе, в тех телевизионных ток - шоу политологов, где речь идет о жертвах Холокоста.

Уточненная цифра жертв нацистского геноцида евреев прозвучала и на лекции в ресурсном центре – 6 миллионов человек. Как такое могло произойти, и не в какой - то бандитской шайке – в стране с многовековыми традициями цивилизации и культуры?

У профессора Ермакова есть ответ на такой вопрос, послушаем его:

- Долгое время было принято считать, что жестокое истребление евреев было делом узкой клики исполнителей, а немецкое общество пребывало в полном неведении об убийствах миллионов ни в чем неповинных людей. Исследования последних трех десятилетий в России, Германии, США показывают, что в уничтожении евреев участвовали сотни тысяч немцев. Многие и многие добропорядочные граждане в Германии, несмотря на засекреченность массовых расправ, знали о них или имели возможность об этом знать. Да, без Гитлера и национал - социалистов, без их «расовой теории» Холокост был бы невозможен. Но точно такой же реальностью была и высокая степень готовности обычных немцев сначала одобрить и поддержать свирепое преследование евреев в 30-е годы, часто даже активно содействовать ему и, наконец, участвовать в их массовом уничтожении. Без этой моральной готовности, пишет, например, автор опубликованной в 1996 году нашумевшей научной монографии «Добровольные подручные Гитлера», американский   историк из Гарварда Даниель Гольдхаген, режим не смог бы убить шесть миллионов человек.

Подробную, со ссылками на штабные реляции, дневники и мемуары немецких военачальников, письма с фронта солдат и офицеров вермахта, информацию о преступниках в военной форме содержит упомянутая нами книга Александра Ермакова.

Но напомним и другие факты из исследований о Холокосте, Ермакова и его коллег (Александр Михайлович автор шести книг о Второй мировой войне, о нацизме и Холокосте). Стоит отметить, что все эти факты, проясняющие вопрос, как это было, и как такое могло произойти, из числа тех, какие историческая наука дискуссионными больше не считает.

В основе идеологии национал-социализма лежала идея расы, единения людей одной крови. Расы борются за власть и место под солнцем, и в этой борьбе выживают «самые здоровые». Только «чистые расы» в состоянии создать жизнеспособные цивилизации. Из среды «белой расы истинных арийцев» формируется элита, «раса господ». Она призвана управлять порабощенными ею «низшими расами», такими, например, как славяне.

Важнейшим пунктом нацистской программы расового очищения и стали немецкие евреи. Нацисты развернули беспрецедентную кампанию травли немецких евреев, вынуждая их эмигрировать.

С приходом к власти Гитлера, после принятия в 1935 году «Нюрнбергских законов» евреи лишились гражданских прав, которыми пользовались на протяжении трех поколений. И все-таки процесс вытеснения евреев из страны казался нацистам слишком медленным.

9 - 10 ноября 1938 года был организован «общенациональный погром». По всей Германии жгли синагоги, громили еврейские магазины. 30 тысяч евреев были арестованы, зверски избиты и брошены в концлагеря.

В 1941 году евреям в Германии, как и на территории оккупированных немцами стран, было предписано носить на одежде известную со времен средневековья желтую «звезду Давида» - немецкие обыватели называли ее «звездой позора».

После начала Великой Отечественной войны все евреи, жившие в России до Октябрьской революции в «черте оседлости», оказались под пятой у захватчиков. На Украине, в Белоруссии, в Крыму и в других местах, захваченных гитлеровцами, около трех миллионов евреев, не успевших бежать до прихода германских войск, оказались в западне.

Разрабатывая план нападения на Советский Союз, нацистское руководство подготовило специальные отряды уничтожения – «айнзацгруппен». Карательные отряды состояли из эсэсовцев, немецкой полиции и местных полицаев. Евреев сгоняли за город, расстреливали, включая стариков и детей, а тела сбрасывали в специально вырытые земляные рвы, ставшие безымянными братскими могилами.

Каратели зверствовали по всем оккупированным территориям СССР, от пригородов Ленинграда и побережья Прибалтики до Одессы, Симферополя и Ростова-на-Дону. На окраинах городов с большим процентом еврейского населения проводились беспрецедентные по своим масштабам массовые казни. Названия этих мест – Бабий Яр под Киевом или Седьмой форт в Каунасе навсегда вошли в историю Второй мировой войны.

Холокост наращивал мощь по мере усиления партизанского движения на оккупированной советской территории. Вермахт отождествлял его с деятельностью «евреев - партизан». К этому времени, читаем в книге Ермакова «Вермахт против евреев. Война на уничтожение», вооруженные силы Третьего рейха уже участвовали в Холокосте на всех уровнях, от командующих тыловыми районами групп армий до командиров частей и отдельных военнослужащих.

Пока оккупанты делали свое черное дело, был приведен в действие новый еще более чудовищный план: депортации оставшихся в живых евреев в «лагеря смерти». Применявшаяся до этого тактика массовых расстрелов, голода и принудительного труда была признана «недостаточно эффективной». Кроме того нацисты спешили завершить геноцид, пока им сопутствовал успех на фронте.

В оккупированной Польше были срочно построены или переоборудованы несколько лагерей уничтожения – Аушвиц - Биркенау, Люблин - Майданек, Собибор, Треблинка, Хелмно, Белжец. На смену передвижным душегубкам пришли стационарные газовые камеры, соединенные в единый комплекс с крематориями. В большинстве лагерей использовался угарный газ, а в Аушвице – пары синильной кислоты, «циклон Б».

На январском семинаре в ресурсном центре, на видеопрезентации мастер-класса педагога и культуролога, методиста городского Центра развития образования Елены Козюры видели мы фотографию тех зловещих ворот Освенцима с изощренно лицемерной надписью «Труд освобождает».

Всё, что увидели и услышали мы на мастер - классе, Елена Геннадьевна пропустила через собственное сердце: год назад она в группе ярославских педагогов была на экскурсии по экспозиции «Трагедия. Мужество. Освобождение» в Государственном музее Аушвица.

Вместе с ней попробовали мы еще раз представить всё то, что знаем по книгам, фильмам, театральным спектаклям. Что испытывал человек, попавший в концлагерь. Начиная со снятия отпечатков пальцев узников при регистрации и нанесения татуировок с лагерными номерами.

Если узник не попадал в газовую камеру сразу, и был признан способным работать, то он терял свое имя. С этого начиналась жестокая экзекуция воздействия на него унижением и страхом, чтобы люди забыли, что они люди.

Спастись от этого можно было, только сохраняя душу. Кого - то спасали вера и молитва. Кого - то мужество, способность терпеть, полученные с генами от родителей. Узники старались держаться рядом, стремясь хоть в чем-то помочь друг другу пережить каждодневную пытку страхом, голодом, казарменным бесприютным бытом, подневольным рабским трудом, который якобы «освобождает».

Кто-то умудрялся с огрызком карандаша в руке рассказать о том, как действовал конвейер смерти. Сохранились письма, спрятанные в тайниках. В музее Аушвица есть рисунки узников, воспоминания их о том, как источником силы духа становилось за колючей проволокой искусство, легальное (было и такое) и подпольное. Подробностям этой темы Елена Козюра и посвятила основной раздел мастер-класса, вынеся ее в заглавие презентации – «Сила духа. Искусство в концлагерях».

Да, были узники, не забывшие имени своего. Про это режиссер Сергей Колосов, кто помнит, еще в 70-е годы снял советско - польский фильм с Людмилой Касаткиной в главной роли, он так и назывался – «Помни имя свое». И были спасители. Первооткрывателем этой темы в мировом кино стал американец Стивен Спилберг, в 1993 году снявший «Список Шиндлера».

Вопрос, что это были за люди, спасители, наших читателей тоже врасплох не застанет. И не только тех, кто смотрел картину Спилберга.

«Рукопожатие» - под таким девизом три года назад в Ярославле проходил фестиваль лучших российских фильмов о межнациональных отношениях. Наша региональная программа фестиваля стала совместным проектом еврейской автономии, дирекции, отдела кино КЗЦ «Миллениум» и совета ЯРО «Ассамблеи народов России».

Международный кинофорум носил имя главного героя документальной картины москвича Юрия Малюгина «Список Киселева». Об одном из тех, кого называем мы нестареющим библейским словом Праведники. Об уроженце далекого башкирского села Богородское Николае Киселеве.

Это он, офицер Красной армии, один из руководителей партизанского отряда «Мститель», летом второго года Великой Отечественной войны, рискуя жизнью, вывел через белорусские леса к линии фронта 218 жителей еврейского местечка Долгиново.

Много лет спустя те, кого он спас от пули карателей, их дети, внуки и правнуки, положат цветы к плите с его именем в Иерусалиме, в Саду Праведников народов мира.

Таким званием государство Израиль почтило благодарную память тех, кто во Вторую мировую войну спас хотя бы одного еврея. Журнал «Содружество культур» рассказал о форуме, инициатором которого стали Федеральная еврейская национально - культурная автономия и телекомпания «АБ - ТВ», в публикации «Рукопожатие – первый шаг к примирению» (№2 за год 2017).

Известно общее число Праведников мира, получивших этот статус решением израильского Кнессета – 26513 человек из 51 страны. Главный критерий оценки при его присуждении, напомнил в своей лекции профессор Ермаков, состоял в признании полного бескорыстия поступка того, кто спасал.

- Нашли мы такого человека и в Ярославле, - напомнила, выступая на январском семинаре, Надежда Носова. – Его имя можно прочесть на планшете «Праведники» в Музее истории нашей еврейской общины – Виктор Федорович Кузнецов. О его судьбе, судьбах его родителей Федора Алексеевича и Анны Петровны, три месяца прятавших в оккупированном Харькове одноклассника Виктора - Арона Гендельмана, в сочинении «Ярославские Праведники мира» рассказала старшеклассница ярославской школы №70 Таисия Петровичева, одна из победительниц творческого конкурса школьников области, посвященного 70-летию победы над германским нацизмом.

Сколько людей с таким статусом у нас в России? По данным Александра Ермакова – 204 человека. В жизни, объяснил он, их было больше. Но сведения об этой традиции стали поступать только после распада Советского Союза, когда многих уже не было в живых, и спасителей, и спасенных.

Добавим к этому: нынешнее поколение пятидесятилетних, не говоря уж о поколении их отцов, в школе Холокост не проходили, а многие из нас этого слова вообще не слышали до самой перестройки.

Как со школьниками говорить о Холокосте, исходя из того, что современные методики рекомендуют эту тему для изучения с четвертого класса? Своим опытом поделилась на семинаре учитель истории ярославской школы №13, руководитель методического объединения учителей истории и обществоведения Красноперекопского района Ярославля Светлана Макарцова. Вкратце прокомментировала разработку урока у пятиклассников, а после семинара в дополнение к этому дала интервью корреспонденту журнала «Содружество культур».

Внеклассные занятия по теме «Холокост» идут в этой школе на тщательно подобранном документальном материале. Ребята учатся работать с архивными первоисточниками, публикациями историков, воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, бывших узников фашистских концлагерей.

В историческую реальность вживаются они в игровой форме – «путешествия по станциям». Выполняя задание, например, собрать высказывания известных людей о Холокосте и складывая их, как пазлы, на карте путешествия.

- Чтобы вы и ваши читатели лучше представили себе, как все это выглядит в жизни, - пояснила Светлана Федоровна, - приглашаю вас к нам на урок. Семинары по этой очень непростой для восприятия теме, не щадящей наших чувств – одна из традиций городского учительского сообщества. Увидеть трагедию Холокоста объемно, с разных сторон помогают нам, школьным педагогам, коллеги из Ярославского педагогического университета. Это люди современно мыслящие, не избегающие так называемых «неудобных проблем», специалисты высокого класса, с глубокими знаниями по истории Второй мировой войны. На сегодняшней лекции профессора Ермакова мы узнали много нового не только о жертвах и преступниках, сторонних наблюдателях, но и о спасителях - Праведниках народов мира. Впрочем, всё это видели вы и сами.

- Впервые наш семинар, - сказала, заканчивая интервью, наша собеседница, - проходил в ресурсном центре этнокультурного просвещения, о незаурядном креативном потенциале которого слышали мы и раньше. С большой пользой для себя пообщались мы здесь, на экскурсии и за чашкой чая, с экспертами из вашего межнационального содружества. С особым интересом слушали инициатора встречи Надежду Николаевну Носову, ее рассказ о семье ярославцев Кузнецовых, спасших в занятом оккупантами Харькове Арона Гендельмана. Узнали мы и о том, как сотрудники музея истории еврейской общины и центр еврейской культуры «Це Улмад» по прошествии многих лет сделали эту историю достоянием общественности: в мае 2003 года в ярославском Доме офицеров на празднике, посвященном Дню независимости Израиля, Виктору Кузнецову были вручены почетная грамота и медаль Праведника народов мира.

Светлана Макарцова, ее коллеги вовсе не понаслышке знают и то, где об этом можно узнать подробней – в изданном пять лет назад сборнике школьных сочинений с говорящим названием «Набат памяти».

Традиция конкурсов школьных сочинений под таким девизом жива. Федеральная еврейская национально - культурная автономия объявила конкурс - 2020, посвященный нынешнему Году памяти и славы.

Гости семинара обещали эту новость «от Надежды Носовой» по первым впечатлениям от встречи на улице Чкалова обсудить в школах. Чтобы, не теряя времени даром, подключить к новому юбилейному конкурсу своих учеников.

Со встречи учителей в международный День памяти жертв Холокоста журналисты нашей пресс - службы уходили с заполненными от корки до корки блокнотами. И - с вопросами.

Почти все они были не к экспертам. Друг к другу и к самим себе. Изменился ли мир после Освенцима? Память о Холокосте, она что для нас? Предостережение? А может быть, испытание на право с достоинством носить звание человека?

В заглавье наших заметок вынесли мы метафору из стихотворения Евгения Евтушенко «Бабий Яр». «И сам я, - есть там такие слова, - как сплошной беззвучный крик над тысячами тысяч погребенных». Кто захочет, перечитает этот, и в самом деле похожий на крик раненой души реквием. В нем каждая строка как взывающий к нашей совести колокольный набат.

Но для послесловия к этому тексту решили мы взять другие стихи, наверное, не такие известные, как «Бабий Яр». Их написал один из героев антигитлеровского сопротивления, немецкий протестантский пастор и богослов Мартин Нимёллер. Последние семь лет нацистского режима был он узником концентрационных лагерей, мучеником из тех, кто сберег душу, потому что сохранил в ней Бога.

Когда нацисты брали коммунистов,

Я молчал –

Я не был коммунистом.

 

Когда скрутили социал - демократов,

Я молчал –

Я не был социал - демократом.

 

Когда взяли католиков,

Я не протестовал –

Я не был католиком.

 

Когда арестовали меня,

Никто не возражал –

Некому было.

 

 

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур», член Союза журналистов России.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе