Дитя человеческое. Московская сага

В захламленной до скотского состояния квартире нашли пятилетнюю девочку. 
Ребенок из-за стресса временно лишился речи и даже боялся спать на кровати.


У малышки были плохо развиты социальные навыки, свойственные детям ее возраста. Поэтому в СМИ ее стали называть «Маугли».

Правда, мать вскоре объявилась. Ею оказалась 47-летняя Ирина, родившая от сожителя, которого давно и след простыл. Сначала женщина гуляла с девочкой во дворе, затем перестала — ​соседям врала, что дочка живет у тетки. Да и джунгли, где обнаружили ребенка, находятся не в Индии, а в Москве. И расположен этот непроходимый мусорный ад не в попавшей под реновацию «хрущобе» на столичной окраине, а в трехкомнатной квартире дома 1978 года постройки, в не самом плохом районе.

Одна деталь: на шее девочки обнаружена вросшая в шею резинка для волос, которую пришлось удалять хирургическим путем. Следователи полагают, столь жутким и изощренным способом мать пыталась убить дочку: самодельная удавка должна была душить ее по мере роста.

Случай, согласитесь, дикий, но по-своему не единичный. Не редкость для современной Москвы — ​находка мумифицированного трупа старушки, пролежавшего пять лет под замком. Привычными стали и истории о квартирах, где мусора под потолок, а хозяев из-под завалов извлекают спасатели. Что до матерей-садисток, то вспомним совсем недавнюю историю из Кирова, где 22-летняя женщина на неделю оставила трехлетнюю малышку без еды и воды, а сама развлекалась у подруги. Чтобы выжить, ребенок пытался есть стиральный порошок и бросал в окно игрушки, привлекая внимание. Тщетно.

В какой момент начало происходить подобное, когда равнодушие — ​даже к собственным детям — ​стало обыденным спутником существования? Думаю и пытаюсь поймать момент, когда наши люди заперлись ото всего на собственных квадратных метрах за металлической дверью с тремя замками. Помню, из коммуналки мы переехали, когда я уже ходил в начальную школу. И всякий раз меня тянуло на улицу. Мы гуляли с товарищами, дружили или воевали с близлежащими дворами, ходили в гости, общались с соседями — ​пребывали в коллективной жизни. И в родном Питере это было, и в Москве, и в провинции.

А потом наступили 90-е с их вампирическим недокапитализмом. И нам стали настойчиво внушать иезуитскую трактовку мудрой на самом деле, но извращенной нынче мысли о том, что каждый — ​кузнец своего счастья. Это значит, разъясняли народу, что каждый богатеет или разоряется в одиночку, в меру своих сил и способностей. Окружающий мир — ​бетонные джунгли, где выживает сильнейший, а строить личное счастье на несчастье других не возбраняется. Вот и строили, кто как мог. У Валентина Распутина есть повесть «Уроки французского», где сердобольная учительница пытается, рискуя многим, помочь строптивому и стеснительному ученику. Мы же получали «уроки нового русского» — ​о том, что помогать значит себе дороже.

Иных из тех «учителей» уж нет, а те далече. Дикий капитализм, говорят, остался в прошлом, какие-никакие правила существуют. Однако почему подобные ситуации продолжают множиться? Безразличие общества и неисполнение социальными службами своих обязанностей здесь присутствуют в равной степени. Ведь именно на таких примерах понимаешь, что общество разобщено, как бы ни сплачивали его тем же возвращением Крыма на Родину. Да, есть большая государственная идея, но оказывается, что ее мало, — ​необходима идея для каждого отдельно взятого человека.

И еще, как следствие и причина одновременно, — ​отсутствие материнского инстинкта у отдельных особей женского пола. Инстинкт этот, к сожалению, вымывается разными факторами, субъективными и объективными, когда сама роль женщины переформатируется — ​и веками устоявшееся отвергается как атавизм, а новое не предлагается. Тогда воцаряется зияющая убийственная пустота.

В московском случае есть и другой важный аспект. Квартиры, подобные той, где обнаружили девочку, стоят как минимум миллионов десять. Продать жилье при прописанном в нем несовершеннолетнем ребенке по закону невозможно. Не тут ли кроется одна из причин происходившего? Следствие предполагает, что мать и прежде неоднократно оставляла ребенка в одиночестве. Она погрязла в долгах и намеревалась продать квартиру. Не новость, что за подобными людьми охотится криминалитет. Банды «черных риелторов» намеренно ускоряют деградацию отчаивающихся элементов. Делают это не спеша, чтобы со стороны все выглядело естественно. В подъезде, к слову, есть консьержка. Не самый захудалый дом, в общем-то. И она вроде бы даже хотела нажаловаться на «нехорошую квартиру», но получала угрозы. Возможно, жилье готовили к продаже, а для этого изуверским способом изводили ребенка.

И если бы спустя время под кучей мусора нашли задохнувшуюся малышку, подобное могло бы стать лишь жуткой строчкой в криминальной хронике. Возможно даже, списали бы на несчастный случай, а вскоре квартира сменила бы хозяев. И нарочитое невнимание отдельных структур объяснимо, часто в подобных случаях они в доле. Квартирный вопрос испортил многих. Знал бы Михаил Булгаков, сколь ужасными событиями через десятилетия отзовутся эти слова его персонажа.

Приходили в мусорный дом и органы опеки, но дверь им не открывали — ​потому те шли обратно. Ведь «право частной собственности» неприкосновенно. Или вот заговорили, что мать несчастной девочки была психически нездорова, а лечение у нас подобных людей — ​их добровольное дело. Вот и получается, защищены как бы все, кроме пятилетней малышки, забота о которой оказалась делом вторичным. Какие выводы сделать после этой истории? Увеличить полномочия органов опеки? Но это может привести к тому, что ребенка станут отбирать по щелчку; меж тем перемещение детей из семьи в семью и далее — ​бизнес не менее выгодный, чем квартирный.

Для решения таких ситуаций нет простых однозначных ответов. Нужен комплексный фундаментальный подход, ибо слишком много в данном преступлении соучастников. И когда несчастную девочку окрестили «Маугли», то оно вроде бы понятно: дикий человеческий детеныш. Но то раньше, у Киплинга, среди зверья и джунглей. А сейчас, простите, в многомиллионном мегаполисе — ​люди-то вокруг были где?

Автор
Игорь Шатров, политолог
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе