Диагноз: хромающая идеология

Чем ближе юбилей Ярославля, тем загадочнее внешний вид юбиляра. Куда делась привычная щеголеватость? Дома обшарпанные, улицы щербатые, тротуары пестрые и косматые, как бабушкино одеяло. Город теряет внешний лоск.
Губернатор Сергей Вахруков неоднократно указывал на недопустимость пренебрежительного отношения к элементарным требованиям хозяйственного ухода за территорией областного центра. Региональный оргкомитет по подготовке к 1000-летию Ярославля еще год назад составил перечень наиболее запущенных участков городского быта и обозначил требования к устранению отмеченных недостатков. Но с постоянством осеннего дождика странная тенденция продолжала заявлять о себе.


Теперь вопрос ставится жестче. Неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети, наружного освещения, фасадов зданий, тротуаров и газонов Ярославля на днях рассматривалось на специальном заседании оргкомитета 1000-летия. Административный потенциал использовался по максимуму, разговор шел так: вот конкретное решение оргкомитета – почему не выполняется?
Ссылки на масштабные проекты, где задействованы большие силы и финансовые ресурсы, оказались бесполезными. Реконструкция Волжской набережной продвигается? Честь и хвала строителям! Но городские жители в массе своей не прорабы; попав на центральные улицы, они видят только то, что видят. Ладно, фасады – пугают, конечно, однако здоровью не вредят. Путников заключают в свои объятия (весьма, надо сказать, далекие от гостеприимства) тротуары. И люди нет-нет да падают. Отвлеклись, в результате не заметили противоестественную неровность асфальтового покрытия?
Возглавляющий оргкомитет Сергей Вахруков привел и массу других примеров. Собственники предприятий, выкупившие первые этажи зданий, изощряются кто во что горазд. Пожалуй, особо ценится умение в каких-нибудь два-три приема перегородить тротуар. Издалека – обычные ступеньки парадного входа, подойдешь вплотную – препятствие на пути. Чтобы обойти, пожалуйте на проезжую часть! Губернатор отметил: подобные архитектурные излишества нарушают требования безопасности, создают угрозу для человеческой жизни, а органы местного самоуправления бездействуют.
Отдельная песня – дороги. Обращаясь к губернатору, ярославские жители перечисляют: по улице Чайковского не проехать – около 10 лет как закрыта; по Собинова – с трудом, по… – список продолжается.
– Мы провели анализ ремонта улично-дорожной сети Ярославля за последние полтора-два года. Половина отремонтированных дорог уже пришла в негодность, – отметил Сергей Алексеевич.
И в довольно резких тонах характеризовал практику «ямочного ремонта», чьи последствия испытал на себе едва ли не каждый ярославец. Кладут полузастывшую смесь, затем слегка разглаживают катком – все! Губернатор напомнил азбучные истины:
– За качество ремонтных работ надо спрашивать по самым строгим меркам. Иначе можно вбухать в ремонт 3 миллиарда рублей, 5 миллиардов, и по городу опять будет невозможно проехать.
А вот факт со стороны, хотя тоже бьет ярославцев по самолюбию. Кто бывал в соседних областных центрах, подтвердит: дороги у соседей в лучшем состоянии. Но логичнее-то, когда наоборот: Ярославлю во многих отношениях больше дано, в приближении юбилейной даты тем более. Тоже «азбука».
– Нам необходимо наконец определиться, какая роль в подготовке к празднику отводится жителям. Думаю, многие захотят поучаствовать, ведь в большинстве дворов похожая картина, проезд и там крайне затруднен. Не говоря уж обо всем остальном. Я попросил бы сегодня, не переваливая на кого-то вину, поскольку и мы, областная власть, тоже несем ответственность за происходящее, наметить конкретные действия по приведению города в надлежащий вид. Наметить конкретный график, – очертил губернатор фронт работы.
Практически опережая доводы ярославского градоначальника, прозвучавшие чуть позже, он подчеркнул важность именно совместных мероприятий. Потому что в сложившихся экономических условиях, лишь совмещая усилия, объединяя возможные источники финансирования, можно добиться успеха – довести до кондиционной готовности центральную часть города и все объекты городской инфраструктуры (их немало, и разнос по территории очень приличный). Отсюда необходимость четкого графика. Иначе – разнобой, сумятица, вложение средств без должного эффекта. Неужто судьба недостроенной гостиницы «Чайка», хипповатым призраком маячащей у оживленной магистрали, не послужит уроком? Между прочим, пора кончать с этим безобразием. Или баня на улице Свободы, прячущая архитектурную наготу за рекламными щитами. Ну, стыдоба! Хозяева есть, толку нет. Так и будет прятаться?..
Мэр Виктор Волончунас начал с фасадов: делаем инвентаризацию, имеем четкое представление, взяли за основу въездные направления. Чтобы туристам было на что посмотреть. Докладывал по системе: столько-то надо сделать, столько-то не получится.
– А график какой-то существует? – поинтересовался Сергей Вахруков. – На заседаниях оргкомитета мы об этом говорили. Прошли месяцы – не видно. Как тогда контролировать процесс? Как помогать? Должна же быть ясность: тогда-то приступили, тогда-то будет завершено – по месяцам.
– График сделаем, который по году, – согласился мэр.
Пояснил: тут многое зависит от собственников зданий. Кризис: каждый рубль на учете, многие предприятия торговли дышат на ладан.
Губернатор кивнул: да, в нынешней ситуации любой собственник старается часть затрат с себя снять. Хотя и прежде, когда денег в торговле было немерено, хоть бы кто палец о палец ударил! А власти не подтолкнули! Сегодня все сложнее, однако, если в комплексе заниматься фасадами вместе с прилегающими территориями, получится дешевле. И до предпринимателей лучше доходит, предложи им единую схему.
– Предпринимателей соберем. График постараемся представить в пределах сезона и года, – отвечал градоначальник.
Что до несовершенства применяемой технологии ямочного ремонта, Виктор Владимирович был категоричен: мол, нет такого и не может быть, так как запрещено. Но признал: капитальный ремонт дорог в городе сегодня не делается – деньги отданы на целевой ремонт моста через Которосль. Ведь объект завязан на реконструкцию Московского проспекта, кровь из носу, а уложись в срок. Конечно, впереди 2010 год и финансовые поступления, и все ж таки частью объектов ремонта дорожной сети придется пожертвовать, рассуждал он.
Этот последний стратегический ход губернатор совсем не одобрил. Заметил: еще предстоит порешать, как совместно выполнить весь этот объем работ. В чем почти полностью сошлись оба уровня власти, так в оценке конкурсных процедур для подрядных организаций. Правила там более чем странные. Побеждает игрок, предложивший минимальную цену. Этим обычно пользуются либо недобросовестные фирмы, либо новички в расчете на популярное «авось». В проигрыше кто? Заказчики. Сергей Вахруков, впрочем, отступать не собирается; у него наготове четкая игровая схема по нейтрализации нежелательных претендентов. Собственно, их две: составление «черного списка» проштрафившихся фирм и параллельно – аккредитация надежных производственников согласно сферам деятельности.
Позиция мэра, напротив, умудренно-выжидательная: фирмы, попав под подозрение, быстренько «перекрашиваются» и в новом с иголочки обличии продолжают участвовать в аукционах. Мэр не знает, что противопоставить их хитроумному напору. Выходит, неуязвимы организации, меняющие названия как перчатки?.. Нет, возражает Сергей Вахруков, они вполне поддаются контролю – круг лиц, который за ними стоит, хорошо известен.
Заместитель губернатора Андрей Епанешников доложил о результатах проверки выполнения решений оргкомитета. Полученные данные свидетельствуют: в целом работы ведутся в соответствии с графиком. Но – тут Андрей Васильевич сделал дополнение – главной идеологической задачей подготовительного периода остается создание комфортных условий проживания для населения и притягательных условий для гостей юбилейных торжеств и деловых партнеров.
А в секторах, связанных с благоустройством города и городской инфраструктурой, положение далеко не благополучное. Здесь в сравнении с крупными объектами темпы заметно ниже, а качество работ минусует. Например, существует реальная перспектива, что фасады минимум 150 домов в центральной части города останутся без ремонта. Проблемы отмечаются в дорожном хозяйстве – около 85 процентов дорог требует ремонта, в других отраслях.
Теперь – о том, что следует предпринять, чтобы в канун юбилея Ярославль выглядел достойно.
От руководства города требуется комплексный подход к распределению общего объема финансовых ресурсов, и тут ежемесячные графики работ просто незаменимы.
Всем уровням власти необходимо проанализировать совмещенные программы подготовки и заново определиться с технологией работ с точки зрения эффективности. Предстоит оценить имеющиеся на данный момент ресурсы и определить приоритеты. Предстоит побороться за соблюдение графиков и сроков проведения работ. Контроль за реализацией проектов, приемка объектов – обязательны.
– Это же реальные все вещи, и делать их мы обязаны. Причем делать сообща, совместно решая вопросы, – сказал Сергей Вахруков. – Понимаю, время довольно сложное, кое в чем финансирование несколько сокращается. Но рассуждения «есть деньги – нет денег» я считаю отговоркой. Главное, поменять отношение к тому, что подчас происходит. Некоторые откровенные проколы настолько вошли в привычку, что воспринимаются по-свойски, как элемент быта. От этого надо уходить.

Юность
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе