Деньги – мусор

Частные предприятия по переработке ТБО могут стать частью нового кластера

Каждый год Ярославская область генерирует порядка миллиона тонн отходов, из них более половины – твердые бытовые отходы. Складируют их на 20 лицензированных полигонах. Еще 3 (в Мышкинском, Переславском и Гаврилов-Ямском районах) построены недавно в рамках областной целевой программы «Отходы».

Но строить все новые и новые неперспективно, иначе регион превратится в большую свалку. На крупнейшем в области полигоне «Скоково» ежегодно складируется 300 тысяч тонн отходов из Ярославля и Ярославского района. По словам заместителя губернатора Михаила Боровицкого, «Скокова» хватит еще на 16 лет. А что потом? Жизненно важно наладить переработку ТБО для получения новых товаров или полуфабрикатов.

– Необходимо провести реконструкцию и грамотно эксплуатировать то же «Скоково»: от бытовых отходов захоранивать максимум треть, а остальное перерабатывать. Тогда полигон прослужит еще 40–50 лет. Но пока только порядка 10 процентов отходов в области изымается на вторичное обращение. Нужно, чтобы их было больше, – рассуждает Боровицкий.

Он признает: казна всех расходов не потянет. А потому один из способов построить в регионе современную индустрию переработки ТБО – привлечь бизнес-сообщество. А сейчас в регионе не меньше 50 частных предприятий делают деньги на содержимом мусорных контейнеров.

К примеру, ярославское ООО в 2006 году запустило в Рыбинске мусоросортировочный комплекс мощностью 90 кубометров в смену, приобрело два ЗИЛа и бункеровоз. Первоначальные инвестиции составили 5 миллионов рублей.

– Производство рентабельно, но по кредитам мы рассчитываемся до сих пор. Так что зарабатывать на мусоре сложно, но можно, – уверяет директор ООО Александр Забавин.

Мусор собирают в Рыбинске с учреждений соцсферы. Большую часть отвозят на полигон неподалеку от деревни Аксеново, а 15–40% отходов сортируют на фракции и прессуют в брикеты. Бумагу по 1–1,5 рубля за килограмм покупает местное ОАО «Техническая бумага», пластиковые бутылки по 4–12 рублей – московские предприятия, которые производят из них ту же тару. Жестяные банки сдают на цветмет.

Не менее доходной статьей «мусорного» бизнеса может стать и переработка опасных отходов. Комплекс по их утилизации методом пиролиза 3 года действует на полигоне «Скоково». Он тоже построен на частные инвестиции.

– МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» и ветлечебницы привозят на сжигание трупы собак, кошек, лечебные учреждения – ампутированные конечности. Перерабатываем и медицинские отходы – инфицированный материал, просроченные лекарства, использованные шприцы и иглы. За сжигание одного килограмма таких отходов мы берем 15 рублей. А те, что сами неплохо горят, например промасленные опилки, – от 3 рублей, – подсчитывает Игорь Борисов, директор организации, которой принадлежит комплекс.

А ярославский бизнесмен Игорь Егоров утилизирует ртутьсодержащие отходы. В его распоряжении установка «Экотром-2», которая может перерабатывать от 6 до 7 миллионов ламп в год. Правда, пока их собирают только 600 тысяч. Лозунги с призывом беречь природу в борьбе за потребителя малоэффективны, поэтому в ближайшие дни Егоров начнет эксперимент: предприятие, сдавшее ему старые лампы, сможет купить у переработчика новые со скидкой.

Муниципальные предприятия появлению на «мусорном рынке» новых игроков только рады: в одиночку им самим просто не под силу ни толком организовать сбор и вывоз ТБО, ни строить мусоросортировочные комплексы. Другое дело, что процесс освоения утиль-горизонтов сейчас развивается стихийно. Большинству переработчиков приходится игнорировать «неудобные» отходы. Тот же Александр Забавин признался, что не со всяким мусором работать выгодно.

– К примеру, на стекло в качестве вторсырья цены очень низкие. Им выгодно заниматься только в больших объемах. Да, специальной техники не требуется: можно дробить дедовским способом, а потом ссыпать в мешки. Но ведь нужно искать место для отдельного вместительного складского помещения.

По словам председателя комитета экологического нормирования областного департамента охраны окружающей среды и природопользования Анатолия Дунаева, сейчас составляется реестр частных компаний, занимающихся сбором, вывозом и переработкой ТБО. Зачем? Сначала чтобы сопоставить их потенциал с объемом и составом образующихся в регионе отходов, потребностями во вторсырье. А потом…

– Вероятно, на территории региона предпочтительнее создать кластер по переработке отходов, – говорит Дунаев. – В него могут войти в том числе переработчики, которые будут заниматься различными фракциями – кто-то пластиком, кто-то стеклом. Целесообразно сотрудничать с предприятиями из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологодской, Костромской, Владимирской областей. С некоторыми уже установлен контакт (например, наше вторсырье поступает в Санкт-Петербург, Вологодскую область). Такая межрегиональная завязка поможет системно подойти к переработке отходов.

Александра СМОЛЯР

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе