Человек - это не звучит никак

Как там у Горького: "Человек - это звучит гордо"? Ха-ха-ха! - три раза. Поставьте томик на полку - он вам не пригодится. Человек - это не звучит никак. Нет такой буквы в этом слове? Ага. Нет такого слова в этой жизни.

Оно, конечно, у каждого из нас, в нашей личной, отдельной жизни, - люди, конечно, есть. Мама, папа, друзья, родственники, дети: вполне себе "человеки". Это - да. А как с холодным вниманием телевизор включишь, в театр забредешь или в кино, - так, кажется, что и нет их, людей-то. Повыродились как-то. Тараканов вот, говорят, вывели, а люди сами вывелись - тем самые "человеки", которые должны звучать, причем, гордо.

Телевизор можно включить в любой день и непременно увидишь, как кого-нибудь бьют по лицу. Непременно! В любой день, в любой час... Это уж будьте уверены. Мы все спрашивали: "Каким вырастет поколение, воспитанное на бесконечных боевиках?" Все казалось нам, что растет оно, поколение это, где-то в будущих далях. А оно выросло уже. И вышло на Манежную, чтобы делать ровно то, что показывают по телевизору каждый день - бить других. Желательно красиво и с разворотом.

Вы не заметили, что наши кинематографисты здорово научились показывать драки: все эти удары с разворотом, кровь, размазанная по лицу? А любовь на киноэкране, как не получалось, так и не получается. Тут фантазия кинематографическая тормозит: герой смотрит на нее, она смотрит на героя, он вздыхает, она смущенно улыбается и опускает взгляд. Вот тебе и вся любовь...

Почему же мы хотим, чтобы молодые люди умели любить и не умели драться? С чего это вдруг? Молодые учатся тому, чему их учат. А чему не научили - то они и не умеют.

Вот, говорят, события на Манежной наглядно продемонстрировали, что у нас в стране существуют межнациональные проблемы. Типа - мы не знали, а тут прозрели. И это - правда. Есть проблемы, и надо решать. Не поспоришь. Только ни одна проблема на Земле еще не решалась вандалами с помощью кулаков.

Я убежден, что "синдром Манежной" - это не только результат нерешенных национальных проблем. Это еще - а, может быть, и в первую очередь - результат того, что человек - тот самый, который Создание Божие; тот самый, который звучит гордо - из нашей жизни исчез.

Как там пел уважаемый всеми Владимир Высоцкий: "Бить человека по лицу я с детства не могу"? Поставьте книжку на полку, диск уберите в архив... Человек... Нет такого слова в этой жизни.

Замечательно, когда от политиков разного уровня можно услышать слова об уважении к людям. Ужасно, когда больше ниоткуда этих слов услышать нельзя.

Кто герои сегодняшних, наиболее модных, кино и театральных постановок? Маргинальные, злые, как правило, драчливые люди, потерявшие то, что мы называем "человеческий облик". Авторы подобных произведений призывают нас таких персонажей жалеть, потому что они тоже - люди. "А другие-то есть - те, которыми можно восхищаться?" - хочется спросить. Да не у кого.

Господь создал человека по Своему Образу и Подобию... Как посмотришь большинство последних театральных и кинопремьер, так складывается ощущение, что во время их создания Господь отлучился куда-то...

Глядя на подавляющее большинство участников многочисленных эстрадных концертов, хочется воскликнуть не - "человек - это звучит гордо", а - "человек звучит довольно фальшиво и неискренно". Вообще, не звучит как-то человек...

Это мы, взрослые, не объяснили пацанам, которые выходят сегодня на улицы, с единственной целью - врезать другому от души, что человек - это ценность. Что у каждого из тех, кого они колотят, в кого стреляют и кого бьют ножом, есть мать, любимая, дети... Что это - люди, а не мишени. Что это "человеки", а не просто носители какой-то идеи или представители какой-то национальности.

Те, кто составляет сегодня школьные программы, убеждены, что человек ХХI века запросто может прожить без великой русской литературы, а вот без математики ему не обойтись. Литература выключена из списка обязательных программ. Те, кто вышел на Манежную, сначала прошли мимо Достоевского и Пушкина, Гоголя и Булгакова, Платонова и Цветаевой. Тот, кто знает наизусть Пастернака, не будет бить другого человека только за то, что у него - иной цвет и разрез глаз.

Бесконечно споря про пресловутый ЕГЭ, задумываемся ли мы над тем, что у нас вырастают целые поколения, которые вообще не задеты великой русской литературой? Нам нужна была Манежная площадь, чтобы мы поняли, какими они вырастают людьми?

Горячие головы уже предлагают увеличить занятия физкультурой и преподавать в школе патриотизм. А души ребят оставим как есть? А - извините за резкость - гуманистическим идеям жизнь научит или как? Вот мне интересно: если подростки, скажем, в течение месяца будут изучать Достоевского - изменится ли жизнь в нашей стране? Мне почему-то кажется, что изменится.

Русский человек - существо особенное. Для того, чтобы прочно стоять на Земле, ему нужны две опоры: вера и литература. Или хотя бы одна из них. Когда нет ни той, ни другой - человек звереет, и возникает тот самый бунт "бессмысленный и беспощадный".

В жизни реальной мы тоже разучились замечать людей, интересных не тем, что они - убийцы или "медиаперсоны", а тем, что они - люди.

Только во время встречи Владимира Путина с народом мы узнали об уникальном человеке, который - один! - в течение многих лет поддерживал в нормальном состоянии взлетно-посадочную полосу в тайге, на которую сумел приземлиться Ту с отказавшими двигателями. Еще раз для тех, кто не понял: один человек, просто так, безо всякого приказа, повинуясь лишь собственному пониманию долга, сохранял в порядке взлетно-посадочную полосу брошенного аэродрома в тайге.

На следующий день после встречи премьера с народом все бросились ее комментировать. О чем только не говорили! Как только не старались мои коллеги показать себя и свою политсмелость. Как всем хотелось быть острыми! Но никто - никто! - не вспомнил про уникального человека из тайги.

А ведь какой сюжет! Много лет, изо дня в день, одному не дать погибнуть взлетно-посадочной полосе, чтобы потом, благодаря твоему труду, не погиб самолет!

Нам это не интересно. Нас волнуют проблемы, острота, нам надо, чтобы - хоть на кухне, хоть в теле или радиоэфире - спросить с хитрым прищуром: "А почему Путин то-то сказал, а то-то не сказал, а?" И почувствовать себя героем.

Если нормальные люди - умные, честные, подлинно красивые - выходят из моды, не надо удивляться, что на наших улицах, в наших домах и даже в концертных залах драка постепенно становится нормой жизни.

Я понимаю, что, может быть, пишу излишне резко. Не вся молодежь выходит на улицы драться. Вот недавно молодых ученых награждало государство - значит такая молодежь тоже есть.

Я вообще пишу не колонку. Это - не анализ, это - крик. Крик о том, что, когда мы, взрослые, не можем объяснить своим детям, что каждый человек - каждый! - есть Создание Господне, тогда в свои права вступает ОМОН.

И начинается совсем другая история.

Андрей Максимов, писатель, член Академии Российского телевидения

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе