О том, что на месте четырёх снесённых деревянных домиков бывшего Пугачёвского переулка будет новый дом, жители дома № 26 по проспекту Толбухина узнали неожиданно. Под окнами вдруг вырос высокий забор, который «съел» почти весь двор.
Заглянув в Градостроительный и Жилищный кодексы, активисты сочли, что права жильцов грубо нарушены: застройщики с ними не обсудили новую планировку квартала и даже не поинтересовались их требованиями.
– Не может быть, чтобы не прошло общественное обсуждение, – говорит первый заместитель главы Кировской администрации Валерий Божко. – В администрации имеется его протокол. А объявления о публичных слушаниях проектов новостроек обязательно публикуются в газетах. Однако практика показывает, что жильцы относятся к таким мероприятиям равнодушно и почти не посещают их.
Возможно, и так, но это явно не тот случай, потому что жильцы дома № 26 уже давно занимались проблемой своего двора и объявление о публичных слушаниях проекта никак не пропустили бы. Кроме того, в протоколе нет имён и подписей самых активных жильцов. Как так получилось – неизвестно.
Но встреча активистов с представителями застройщика – фирмы «Строитель плюс» и районной администрации состоялась. Жильцы утверждают, что это стало возможно только благодаря личной инициативе и настойчивости Николая Титова, Галины Горшковой, Антонины Скамейкиной и Эльвиры Пархоменко.
– Я была на этом обсуждении, – рассказывает жительница дома № 26 Галина Горшкова. – Людей просто поставили перед фактом, что в их дворе появится новый дом. Сообщили, что он будет шестиэтажный с подземными гаражами, а во дворе устроят детскую площадку, установят скамейки для отдыха и многое другое.
Жильцы дома № 26 давно хотели определить границы двора и земельного участка, надеялись, что это сделает районная администрация. Однако надежды не оправдались.
Жильцы дважды подавали в суд исковое заявление с требованием обязать мэрию до начала строительства осуществить межевание территории и определить границы двора на основе современного законодательства. И оба раза им было отказано.
– Нам не дают оформить в собственность участок, на котором стоит наш дом! – возмущается Николай Титов (на снимке), один из активистов, исписавший множество тетрадок, пытаясь разобраться в хитросплетениях градостроительного законодательства. – Говорят, что у нас нет права собственности на эту землю. Но границы земельного участка определяются независимо от того, находится он в собственности или пользовании! Кроме того, согласно ст. 36.1 Жилищного кодекса и СНиПам, вокруг жилого дома должны расти деревья, должны быть пешеходные дорожки, площадки для отдыха и детских игр. Теперь мы лишены возможности создать всё это.
Николай Иванович взялся за расчёты. По строительным нормам, на каждого жителя дома должно приходиться около семи квадратных метров озеленённой и благоустроенной территории. В пяти домах, окружающих двор, живёт 1482 человека. С учётом общей площади двора получилось, что свободный участок, на котором можно строить, составляет всего 748 кв. м. А забором, согласно измерениям активистов, огорожено 6590 кв. м.
– Выходит, у нас забрали 5842 квадратных метра! – подводит неутешительный итог Николай Иванович. – Сейчас одна сотка 750 тысяч рублей стоит – значит, у нас отняли около сорока пяти миллионов!
Время шло. Активисты дома № 26 по проспекту Толбухина заметили, что строения, потихоньку растущие по периметру забора, больше похожи на обычные гаражи, чем на подземные. Кроме того, новый дом оказался восьмиэтажным.
– Даже если гаражи полуподземные, – беспокоится Николай Титов, – они займут весь двор и будут выполнять функцию того же забора. Вся территория достанется жильцам элитной восьмиэтажки, а мы, старожилы этого двора, опять останемся ни с чем.
Уже сейчас из-за этого забора возле подъездов дома № 26 полно машин, тротуары нарушены, снесены ограждения зелёных насаждений. В своё время жильцы дома по улице Рыбинской самовольно при попустительстве администрации района огородили свой дом забором. И все машины теперь ездят прямо возле подъездов дома № 26, а жильцы соблюдают всяческие предосторожности и нервничают. Кстати, ГИБДД согласовала проект только при условии, что выезд машин будет выведен на улицы Володарского и Рыбинскую, по которой уже не проехать. А ведь в новом доме около двухсот квартир. Их, конечно, купят люди, личным автотранспортом обеспеченные. И как, интересно, они будут выезжать со двора, если уже сейчас разъехаться машинам невозможно? Жильцы бьют тревогу больше двух лет, а ГИБДД создавшейся проблемой так и не озаботилось.
Директор фирмы «Строитель плюс» Евгений Журин охотно согласился поделиться с прессой своей точкой зрения на происходящее.
– К бизнесу надо относиться, как к хрупкому хрустальному сосуду – беречь, поддерживать. Тогда он будет развиваться. Жаль, что у нас люди до сих пор этого не поняли, – вздохнул он, открывая толстенную папку. – Наш проект реконструкции квартала, ограниченного проспектом Толбухина, улицами Рыбинской, Володарского и Салтыкова-Щедрина, прошёл согласования во всех мыслимых и немыслимых инстанциях. Видите, здесь прописано: гаражи выступают над землёй всего на семьдесят сантиметров. А сверху – ровная поверхность, облицованная плиткой. С озеленением, конечно.
На плане благоустройства обозначены и детская площадка с качелями, горкой, песочницей и лесенками, и лавочки для отдыха взрослых, и хозяйственная площадка с сушилками для белья. Евгений Алексеевич во время беседы несколько раз подчеркнул, что это – для жителей всех домов, окружающих двор. Кроме того, в подземной автостоянке задумана особая система вентиляции. Выхлопы от машин будут уходить по трубам, пронизывающим восьмиэтажку, и распыляться на большой высоте, не попадая во двор. Кстати, в папке с документами лежит приказ управления архитектуры и градостроительства от 2006 года. Из приказа следует, что планируемый дом имеет именно восемь этажей (а не шесть).
– Посмотрите, здесь и выезды тоже предусмотрены, – продолжает Евгений Журин. – Подъезжать можно будет с любой стороны. А ещё мы обновили два водовода по улице Рыбинской и проложили новые теплосети, заменили оборудование в трансформаторной подстанции. Кроме того, в новом доме будут две мощные телестанции – это значит, что у жителей близлежащих домов станет качественнее сигнал и телевизоры смогут принимать больше каналов.
Да уж, если машины будут ездить возле подъездов сплошным потоком, жильцам только и останется, что сидеть безвылазно дома и смотреть телевизор. Недавно защитники двора Николай Титов, Антонина Скамейкина и Эльвира Пархоменко снова подали в Кировский районный суд иск об устранении нарушений права на благоприятную окружающую среду. «Просим обязать мэрию выделить земельный участок за счёт территории, освободившейся при сносе двух деревянных домов у торца нашего дома, переданной в аренду ООО «Строитель плюс». Ответ суда после состоявшихся слушаний не отличался оригинальностью. Общий его смысл сводился к тому, что требования жильцов были признаны неправомочными.
А что, если опасения жильцов всё-таки оправдаются и построенное не во всех пунктах совпадёт с проектом? Уже сейчас то, что в проекте называется полуподземными гаражами, возвышается над землёй не на семьдесят сантиметров, а в человеческий рост. И даже если забор после строительства уберут, где гарантия, что жильцы, которые заселятся в новую восьмиэтажку, не огородят территорию по личной инициативе? Ведь эта земля будет принадлежать им вместе с домом! Подобные новостройки с заборами появляются и в других ярославских дворах. Но повлиять на этот процесс и как-то его проконтролировать районные администрации не могут: нет полномочий.
– Мы только следим за соблюдением правил благоустройства, – пояснил глава администрации Кировского района Виктор Брык. – За их несоблюдение через прокуратуру юридическое лицо оштрафовать можем – до 200 тысяч рублей.
Но кто же тогда контролирует строительство? В департаменте градостроительства и архитектуры нас перенаправили в управление архитектуры мэрии Ярославля. Начальник управления Дмитрий Турбин заверил, что всё строительство на территории города тщательно контролируется и если в ходе возведения объектов в проект и вносятся изменения, то в полном соответствии с законодательством. А тем, кто сомневается, посоветовал почитать Градостроительный кодекс – тот самый, который жильцы дома № 26 уже практически наизусть выучили.
Есть во всей этой истории ещё одна деталь, формально к делу не относящаяся. На первом этаже дома № 26 находится известный в Ярославле ресторан «Техас». Недавно скончалась пенсионерка, которая жила прямо над ним. Долго и безуспешно она боролась за то, чтобы руководство откорректировало работу ресторана, потому что ночью из него доносились гром фейерверков и стрельба, спокойно спать было невозможно. Она же была в числе тех, кто пытался отстоять двор и призвать к порядку застройщиков. И хотя никаких серьёзных заболеваний у Галины Михайловны врачи не обнаружили, друзья и знакомые по сей день уверены, что причиной смерти было психологическое истощение, полученное в бесконечных хождениях по кабинетам чиновников.
Но жители дома № 26 ещё не сдались. Они ждут представителей фирмы «Строитель плюс», управления архитектуры, ГАИ, районной администрации – всех, кто сможет им внятно объяснить, что же всё-таки будет с двором и как будут устраняться обнаруженные активистами нарушения. Кроме того, жильцы направили телеграмму в администрацию президента с просьбой направить к ним для разбирательства специальную комиссию. Люди ждут помощи и поддержки, они бьют во все колокола – и сколько раз нужно поднять эту проблему на страницах газет, чтобы их услышали? Им есть о чём поговорить с мэром города – неужели ему так трудно прийти и просто выслушать их?
В заключение хочется обратить внимание читателей на такой факт. Стоимость одного квадратного метра в пресловутой восьмиэтажке в начале строительства была 28 тысяч рублей за квадратный метр, а сейчас поднялась до 53 тысяч.
Северный край