Битва за покойников

Еще живым ярославцам звонят похоронные агенты с предложением своих услуг 

Жительница Ярославля Марина Федоровна Гусева, позвонившая в редакцию, едва могла говорить от возмущения и душивших слез. Три дня назад у пожилой женщины умер муж. 

– Он долго и тяжело болел, – рассказывает Марина Федоровна. – Рак – это очень страшно, особенно на последних стадиях. Вся наша семья – и я, и дети – так измучились, постоянные нервы, слезы. Держались как могли. Мужу становилось все хуже, врачи сказали, что он протянет всего несколько дней. 


Но однажды в квартире Марины Федоровны раздался звонок. Молодая девушка бодро защебетала: 

– Здравствуйте, мы разделяем вашу боль от утраты, позвольте выразить свое сочувствие. Хотелось бы предложить наши услуги, похоронный агент может выехать к вам на дом и обсудить все вопросы. 

Можно представить себе шоковое состояние, в котором находились родные еще живого человека. Тем более даже в самых безнадежных случаях все верят, что болезнь все-таки отступит, что, возможно, человек поправится, будет с нами еще день, неделю, месяц, год. А тут – «не желаете ли, наш похоронный агент выедет к вам, у нас самые низкие цены»! 

Марина Федоровна, которая взяла трубку, так ничего и не смогла ответить. Просто сползла по стенке, едва добралась до аптечки с корвалолом. Даже название похоронной конторы она не запомнила – в таком состоянии находилась. 

– Ведь это же беспредел, – говорит женщина. – Да, муж умер через два дня после звонка. Но откуда в похоронной конторе узнали, что он находится на грани жизни и смерти? Где они взяли наш телефон? Мне рассказали, что врачи тесно сотрудничают с похоронными агентствами: за деньги продают информацию о только что умерших и о тех, кто тяжело болен. Получается, это правда? 

Найти ответ на вопрос возмущенной читательницы оказалось совсем не просто. Видимо, цена его столь велика, что в открытую на эту тему беседовать никто не хочет. И только в конфиденциальной беседе, без записи, один из ярославских медиков подтвердил: да, сотрудничество на возмездной основе между некоторыми врачами и похоронщиками действительно существует. 

– Врачу, давшему «наводку» или сообщившему о «свежем» трупе, идет определенный процент от заказа, – рассказал наш собеседник. – Большой или нет – я не знаю, об этом не принято говорить. Но знаю, что в некоторых похоронных конторах есть даже специальный фонд для поощрения особо «плодовитых» медиков. 

– Могу только сказать, что сотрудники милиции и «скорой», которые первые оказываются на месте смерти человека, раздают визитки определенных похоронных контор или просто их вызывают, – опять же на условиях анонимности пояснила сотрудница муниципального похоронного бюро. – Каких контор? Разумеется, тех, которые больше заплатят своему «агенту» в погонах или в белом халате. 

В похоронных конторах, естественно, на эту тему предпочитают молчать либо отрицают всякую возможность недобросовестной конкуренции. Между тем Алексей Андронов, директор МУП «Ритуальные услуги», осторожно подбирая слова, признает проблему. 

– Были громкие случаи в Тульской и Калужской областях, когда родственники тяжело больного не могли дождаться вызванную «Скорую», а вместо нее приехали аж две похоронные конторы, – рассказывает он. – У нас таких вопиющих случаев я не знаю, но то, что медики и милиция «сотрудничают» с похоронными агентствами, – такая информация до нас доходила. 

Вообще, по словам Алексея Андронова, по постановлению мэра в городе создана специальная служба – только она имеет право забирать тело для транспортировки в морг. А де-факто приезжают частные организации. И вызывают их медики или сотрудники правоохранительных органов. 

Чем они руководствуются при выборе похоронной конторы – остается лишь догадываться. 

– Конкуренция у похоронщиков есть, – не отрицает начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями мэрии Ярославля Николай Сорокин. – МУП обижается – они считают, что сотрудники милиции должны вызывать их. Были случаи, когда тело на Резинотехнике приехали забирать сотрудники муниципального похоронного бюро – а его уже нет. Милиция вызвала какую-то другую похоронную контору – они просто не смогли ждать два часа, пока сотрудники МУПа из одного конца города приедут в другой. Тут кто успел. 

В городе на сегодняшний день около 12 крупных похоронных контор. В Ярославле за 2008 год умерли 9114 человек. Получается около 20 человек в день. Вроде бы работы должно хватить всем похоронщикам – но нет, конкуренция среди ритуальных контор чрезвычайно высока. Поэтому и способы конкуренции в похоронном бизнесе оказываются на грани, а то и за гранью фола. 

Ольга Демидова

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе