Антисовковые советы

"Антисоветчики" родились раньше "совка". Статья за "антисоветскую пропаганду" появилась в 1920-е годы, тогда родилось и слово "антисоветчик".

Слово "совок" вошло в русский язык в 1970-е годы, да и явление появилось тогда. Совок, с его отчаянным отрицанием права как принципа жизни и утверждением выживания за чужой счет как единственно верной стратегии, появился только после истлевания веры в коммунизм. Сталинисты еще верили в коммунизм, в марксизм, а эти западные теории все-таки включают в себя и какие-то правовые идеалы, и какое-то самопожертвование. Ушла вера в коммунизм – окончательно, видимо, в конце 1960-х, – и на ее месте воцарился совок, неотрефлектированный и беспощадный.


Антисоветчик по определению слаб. Он ведь "анти". Это нехорошо. Критика должна быть конструктивной. Творческое начало нельзя приносить в жертву борьбе. Отечество спасай, а о семье тоже заботься. Эти и прочие аргументы совка против антисоветчика забывают, что "анти" означает не только "против", но и "рядом". "Антипаста" - не враг зубной пасты, а закуска, съедаемая перед макаронами.

Это не означает, что у антисоветчика всегда в душе есть макароны. К сожалению, к сожалению, кое-кто, кое-где… Но ведь такой грех случается и с антисемитами. Есть нормальные антисемиты – Пушкин, Достоевский или, если снизить планочку, Василий Шульгин. Да, антисемиты, но при этом у них огромная внутренняя жизнь, да и внешняя немаленькая, и весьма благородная. Можно всю жизнь прожить рядом с таким антисемитом - и не будет случая узнать, что он антисемит. Увы, дурную славу антисемитизму составили те антисемиты, у которых антисемитизм съел всю душу. Ничего кроме антисемитизма они предъявить не могут. 

Бывают антисоветчики, которые только антисоветчики и больше никто. Обычно это как раз совки – те совки, которые брюзжат на советскую власть. Но ведь быть антисоветчиком означает не брюзжать, а быть. Быть человеком, который живет не по нормам совка, а по нормам нормального мира. Не лезет вне очереди, не расшвыривает других, не объявляет зло нормой жизни, а всех людей обезьянами. Утверждает свою свободу не тем, что нарушает запреты – хамит, плюется, справляет большую и малую нужды где захочет, а именно тем, что живет по неписаным, но ясным правилам свободного мира.

Совок пытался и пытается политизировать образ антисоветчика. Мол, антисоветчик – это несчастный человек, который забыл про семью, дом и растворился в борьбе за какие-то абстрактные ценности, доставляя ближним сплошные огорчения. Все прямо наоборот! Это совок политизирован до костей мозга и все видит через призму политики. Это совок поедом ест домашних и превращает дом в военный полигон. Частью военных игр совка и является ложный образ антисоветчика. На самом же деле «антисоветчик» - это любой нормальный человек, имевший несчастье попасться совку. Африканец и американец, индус и араб - все они антисоветчики, просто не все, к счастью, имеют возможность это о себе узнать. Но если приедут в Россию (остающуюся Совком или, если угодно, ставшую Нео-Совком, Пост-Совком), то им тут сразу укажут, кто они такие. Как алмаз становится бриллиантом, попав к шлифовальщику, там нормальный человек становится антисоветчиком, попав к совкам. Если не становится, значит, увы, он предпочел стать совком.

Как может антисоветчик стать совком? Элементарно! Только из антисоветчика и может сформироваться совок. Совки ведь не спускаются с Марса, их не куют обстоятельства (вопреки тому, что говорят сами совки). Совок всегда бывший антисоветчик. Говорят, что маленькие дети то ли ангелы, то ли слышат и понимают ангелов. Может быть, может быть... Если считать антисоветчиков ангелами. Вот и любой ребенок являет ту же правду, которую отстаивают антисоветчики: человек, при своей греховности "от чрева матери" (выражение псалма), не рождается предателем и эгоистом. Это дело выбора.

Именно отрицание выбора превращает антисоветчика в совка. Поэтому совок с такой яростью утверждает, что совки – все. Александр Македонский, Моисей, Каин, Авель, Винни-Пух и все-все-все. "Не я такой, жизнь такая" - о том же. Антисоветизм провозглашает благую весть: жизнь не такая, чтобы нельзя было быть нормальным человеком. Не святым, но нормальным. Жизнь такая, что в походе каждый решает сам, будет он делиться взятой из дому едой с товарищами или не будет.

Родители могут учить делиться, могут учить не делиться - неважно, решает каждый сам. Это такая же часть человеческой природы как секс. Может быть сексуальное просвещение, может быть ханжеское викторианское воспитание. В назначенный час, однако, в каждом взыграет ретивое и будет решать сам: хранить верность любви или считать неверность нормой. Играть в садомазохистские игры или радоваться тому, что любовь играючи преодолевает любое страдание.

Совок обычно считает антисоветизм преступлением из того разряда, который с некоторых пор называют "преступлением ненависти", hate crime. Сказал "совок" - значит, ты меня ненавидишь, хотя сам совок, потому что все совки.

С таким же успехом можно считать хирурга палачом. Конечно, совковость – не раковая опухоль. Если человеку сказать, что у него рак, он расстроится (мягко говоря), но не оскорбится. С другой стороны, если человеку сказать, что он дурак, он оскорбится, но не расстроится (если он не дурак).

"Совок" находится посередине, "между волком и собакой". Услышав про себя, что он совок, совок одновременно и оскорбляется, и расстраивается, почему и начинает швырять в окружающих его антисоветчиков чем попало, от словес и тапочек до атомных бомб. Примечательно, что никто не побуждает совка принимать на свой счет обличения. Антисоветчики практически никогда не называют совков по именам, они лишь описывают симптомы. Так человек, читая медицинский справочник, примеряет к себе симптомы и находит у себя все болезни. Любой нормальный человек находит у себя ненормальности. Но это означает нечто прямо противоположное тому, что утверждает совок. Это не означает, что все нормальные люди должны быть совками; это означает, что все совки могут быть нормальными людьми.

Путь к превращению совка в нормального человека лежит через признание себя совком. Антисоветчик охотно признает в себе совка. Это – лекарство, потому что болезнь заключается в объявлении всех окружающих совками, в требовании, чтобы и антисоветчик признал себя совком, чтобы и хирург признал себя больным, чтобы и судья признал себя преступником, чтобы и академик Сахаров признал себя Андроповым. Там, где нормальные люди спорят о соотношении закона и благодати, совок объявляет, что все речи о законе и благодати лицемерие, а есть лишь безблагодатность и беззаконие. Антисоветизм же упорно отстаивает реальность: да, есть общее у Андропова и Сахарова, и даже намного больше, чем обоим хотелось бы. Но все же различия существеннее, а самое существенное – признать различия сутью. Признать, что у людей общее не способность заболеть раком и превратиться в одинаково мертвые тела, а способность жить, веровать, любить даже в последней стадии рака.

В очень определенном смысле драма антисоветчика среди совков идеально описана в Евангелии. Господь Иисус – антисоветчик. Вместо того чтобы описывать тайны рая и человеческого духа, Он тратит Свое драгоценное время на что? О, не на слащавые утешения нищих и больных, а на обличения фарисеев. Между прочим, большинство фарисеев были нищими, потому что посвящали все время изучению Библии. И уж подавно все фарисеи были ближе Христу, чем Ирод, Каиафа, саддукеи и прочие явные враги. Поэтому Иисус и обращался к фарисеям, называя их... Ой, такое даже повторить страшно! То, что пишут антисоветчики про совок, рядом с подлинными словами Иисуса – не Сахара Медовича, каким его рисуют современные фарисеи, а настоящего – просто карамель. "Ехидны". "Горе вам". И всякие геенны огненные в качестве утешительного приза.

"Кого люблю, того и бью", как говорят массажисты. Не надо бояться говорящего "Ах ты, совок!" Он не утверждает, что мы обречены на вечную гибель, он лишь пугает этим. Пугает дорогой в ад, потому что знает, что дорога в ад, как и дорога в рай, - улица с двусторонним движением. "Совок" - не безнадежный диагноз, а радостная весть: 

"Можешь спастись, причем легко! Просто признай себя совком – и перестанешь им быть! Я признал – и спасся! Признал, что не все распихивают локтями, – и перестал распихивать локтями, но жив!! Признал, что другие не все совки – и перестал быть совком!!! "Не быть совком" - не потеря, а приобретение, как приобретение, когда мы бросаем курить или пить. А начинается всего лишь, как и при лечении алкоголизма, с признания, что быть совком не следует, как не следует и бояться произносить это слово вслух.

Признай, что свобода не в нарушении правил, не в бунте и ворчании, а в соблюдении правил, - и ты будешь свободен. Признай, что ты отвечаешь за все плохое, и ты начнешь отвечать за все хорошее. Признай, что ты дурак, если ведешь себя эгоистично, агрессивно и цинично, и ты превратишься в умного. Признай, что анонимность бесчеловечна, назови себя - и ты обретешь свое настоящее имя". 

Священник Яков Кротов

Грани
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе