25 марта 2010 ● Михаил Шиянов
Любопытная вещь: весело и шумно стартовавший сериал «Школа» стал почти незаметным и сейчас держит только ту аудиторию, для которой и был предназначен – подростков и киноманов. А явно претендующий на громкий успех проект Парфенова-Иванова «Хребет России» спокойно идет уже третью неделю в полной тишине. При этом «Хребет» нисколечко нельзя считать провальным: просто его смотрят в основном уравновешенные, нешумливые люди. К тому же его, как и любой фильм Леонида Парфенова, будут еще долго пересматривать в сети и на DVD. «Длинный хвост» обеспечит «Хребту России» и книга – богатое издание очерков Алексея Иванова, с большим количеством фотографий и внятной сверхзадачей. Эта сверхзадача есть и в сериале. Я скажу больше – она есть почти во всех книгах Алексея Иванова, в его нечастых выступлениях в прессе. Именно из-за нее Иванов поссорился с министерством культуры, пермскими властями и даже Маратом Гельманом.
Не буду подробно описывать историю войны писателя Алексея Иванова с чиновниками и современным искусством. Как в любой войне, там слишком много грязи, крови, оторванных конечностей и грохота артиллерийских залпов. Напомню только: Иванов, убежденный пермяк, патриот своего края и культуртрегер, в какой-то момент сделал важное открытие. Он вывел уникальный способ описания, даже нет – понимания России умом и измерения ее пусть не общим, но аршином. Еще важнее, чем это ноу-хау, то, что краевед открыл в себе редкий писательский дар. Настолько редкий, что лучшие его книги (лучшие и среди русскоязычных романов последних пятнадцати лет) – «Золото бунта» и «Сердце Пармы», - удалось осилить лишь немногим героям.