Административное болото

Надвигающийся на мир и Россию в частности глобальный кризис затронет отнюдь не только экономику. Экономические проблемы такого масштаба неизбежно повлекут за собой проблемы во всех остальных сферах и могут поставить под вопрос основы существования ряда государств. В создавшихся условиях на первый план выходит способность государственного аппарата адекватно – и быстро – реагировать на угрозы, возникающие перед страной, и решать насущные проблемы. К сожалению, минувшие «тучные годы», когда реализация любых проектов значительно облегчалась постоянно растущими ценами на углеводородное сырье и нефтепродукты, показали, что российское чиновничество не слишком хорошо справляется со своими обязанностями.

Проблема нынешнего политического устройства России не в некомпетентности. Какого отдельного чиновника не возьми – в большинстве случаев ты быстро поймешь, что имеешь дело со специалистом. Он владеет информацией о ситуации, он имеет соображения по поводу необходимых для ее разрешения мер, он знает, как должно проводиться то или иное мероприятие. Но на вопрос «так почему не сделать то-то и то-то?» махнет рукой и скажет: «Не сработает. Болото».

И иметь в виду он будет не абстрактный «народ», который часто любят ругать за якобы безынициативность и низкую работоспособность записные либералы, а собственно систему управления государством. В последние годы у нас сложился удивительной архитектуры госаппарат, способный зажевать, растереть и забросить любую ценную инициативу, утопив ее в бесконечных экспертизах, согласованиях, визированиях, разрешениях, наконец, во взятках.

При этом абсолютно не важна суть задачи. Будь то строительство нового производственного центра, принятие на вооружение нового самолета, комплекс мер по борьбе с беспризорностью – не важно. Каждый по отдельности понимает важность и всецело «за». Все вместе – утопят в болоте.

Прорываются через это болото лишь некоторые счастливчики, как правило, с компактными локальными задачками, не требующими многоэтажного согласования, либо с задачами, гарантирующими быстрый откат в скором времени (как автозавод, например).

Задачи национального масштаба – типа строительства новых АЭС, модернизации дорожной сети, запуска в производство нового поколения гражданских самолетов, перевооружения армии, восстановления экономики депрессивных регионов – решаются настолько трудно и медленно, что вызывают серьезнейшие опасения за свое будущее. И за будущее всей страны, которая без решения таких задач не сможет существовать дальше.

Пример с пошлинами на иномарки показателен. Да, пошлины надо вводить, а импорт подержанных машин прекращать. Это – правильное решение. Но оно простое, никаких сложных действий не требует. Поручение, подготовка черновика проекта, визирование, поправки, подготовка его набело, постановление. На весь процесс – месяца хватит, а двух – и за глаза.

Но проблема в том, что пошлины не только лишают людей на Дальнем Востоке возможности купить праворульную иномарку – Аллах бы с ними, праворульками, эта неприятность а) решаема б) переживаема. Проблема в том, что без работы остаются сотни тысяч человек, а никакой альтернативы им действительно не предлагают. Где дальневосточная АЭС? Где выросшие вокруг нее предприятия сферы обслуживания? Где строительство новой инфраструктуры – от дорог до аэропортов, задыхающееся без кадров? Где судостроение, авиастроение, лесообработка, рыбопереработка и прочее, что должно составлять экономику такого края, как Приморский, и чему имя легион?

Ничего нет. Есть только проекты. Советский Союз с его действительно некомпетентной и прогнившей бюрократией последних десятилетий существования скоро покажется идеалом техноменеджмента. Та скорость, с которой в позднем СССР 70-х – начала 80-х решались задачи, согласовывались, утверждались и исполнялись сложные проекты, приводившие в движение сотни тысяч человек, тысячи единиц техники и миллиарды рублей – она недостижима для современной России.

Административное болото есть самая серьезная угроза государственному суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации. Я не знаю как его осушить мирным путем. Но если тандем Путина и Медведева не сможет этого сделать пока у них есть такая возможность, то тот, кто придет в разоренную и разваливающуюся страну вслед за ними (и еще будет ли куда приходить), будет вынужден решать ее методами, традиционно вызывающими горячее осуждение «со стороны мирового сообщества».

Илья Крамник

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе