1000 лет без дорог

Стоимость реконструкции одного километра дорог в Ярославле стоит 7 миллионов долларов. Это почти в два раза больше, чем новое строительство километра четырехполосной дороги в США

– Любая дорога рассчитана на определенные нагрузки, – рассказывает доцент, кандидат технических наук ЯГТУ Иван Тюремнов. – Интенсивность движения необходимо рассчитывать в зависимости от времени суток, дней недели, месяцев. Проводится ли такая процедура в Ярославле? Я не уверен. Возможно, конечно, что схемы транспортных потоков у нас существуют. Но информация по ним постоянно должна актуализироваться. От нее зависит марка асфальта. Увы, чаще же всего дороги строятся по устаревшим типовым проектам, разработанным в 80-е годы прошлого века, когда не было современных нагрузок, интенсивности движения. Как следствие – дороги преждевременно начинают разрушаться.


Стандартам – сто лет в обед

Наши дороги служат в лучшем случае 3-4 года, тогда как межремонтный период европейских дорог составляет 10-12 лет, – рассказал «КР» руководитель одной из дорожных организаций области. – С 1939 года в России не менялся стандарт на плотность грунтовой насыпи, на которую укладывают асфальт. Между тем американцы сразу после войны повысили стандарт плотности дорожной подушки на 5 %, что увеличило межремонтный срок вдвое. В конечном счете именно поэтому доля транспортной составляющей в себестоимости российского продукта 30%, а в зарубежных – 7-8%.

А на вопрос, почему 60 лет не можем поменять стандарты, наш собеседник ответил убийственно откровенно – дорожным организациям нужны объемы работ и финансирование. Кто бы сомневался! Финасирование нужно не только дорожным организациям, но и многочисленным чиновникам, которые вкусно кормятся с «дорожного» стола. Внакладе, похоже, не остается никто. Даже дорожные организации, которые строят и ремонтируют некачественно, а затем проводят гарантийный ремонт за свой счет. Как поделились дорожники, стоимость будущего гарантийного ремонта уже заложена в проектно-сметную документацию.

– В качестве строительных материалов за рубежом на дорогах с интенсивным движением обычно используется цементобетон. Он дороже, зато выдерживает любую нагрузку, – комментирует Иван Тюремнов. – В Ярославле используется асфальтобетон. Прочность его гораздо ниже, чем у цементобетона. Его разрушают морозы. При высокой плюсовой температуре он размягчается, при этом нагрузка, которую он может держать, снижается еще больше. Как следствие – асфальт деформируется, на дорогах образуются колеи. Большинство дорог построено в 70-80-е годы под нагрузку 6-10 тонн на ось. Они выдерживают нагрузку и до 13 тонн на ось. Но на практике по нашим дорогам ездят машины с большей нагрузкой.

Сколько улицы ни чини…

За последние два года на реконструкцию 27 километров дорожной сети (или 14 уличных отрезков) потрачено 6 миллиардов рублей, большая часть из которых выделена федеральным бюджетом. Уже сейчас заметно, что некоторые отреставрированные участки дороги можно начинать чинить заново. Чем, по словам сотрудников Департамента городского хозяйства мэрии Ярославля, подрядчики уже и заняты.

– Все дефекты устраняются за счет средств подрядной организации, – сообщила «КР» специалист Департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Вера Шубина.

Ярославцы имели возможность наблюдать, каковы итоги реконструкций и ремонтов большинства улиц. Тротуарную плитку на Большой Октябрьской уже перекладывали по «гарантийке». Но огрехи до сих пор встречаются на каждом шагу. А во время дождя некоторые участки улицы превращаются в большие озерца, обойти которые можно, лишь выйдя на середину проезжей части. Что-то, видимо, с ливневой канализацией намудрили. При реконструкции дорог за бортом жизни вновь оказались люди с ограниченными возможностями и мамочки с колясками, ибо высокие бордюры им не осилить.

Странно реконструируют Московский проспект. Раскопали, заасфальтировали, потом опять нарыли по свежеположенному асфальту огромные траншеи, снова закопали, снова заасфальтировали. Как в «Дне сурка» – все повторяется до ломоты в зубах. Гонка под названием «подготовка к 1000-летию» продолжается. Спешим!

Дорожники рассказывают, начали реконструкцию Московского и вдруг выяснили, что нет карты подземных коммуникаций. Бросились в организации с просьбой рассказать, где проводочки лежат. Дальше – веселее, выяснилось, что не все владельцы кабелей знают, где под землей их имущество. Где-то сохранились пенсионеры, которые помнили, как в стародавние времена эти кабели прокладывали, а где-то пенсионеры ушли на заслуженный отдых. Вместе с великой тайной – знаниями подземных коммуникаций. И сидели жители Московского без света, телефона, Интернета.

Ремонт и реконструкция дорог в городе ведутся ежегодно. Между тем дорог, нуждающихся в капитальном ремонте, год от года меньше не становится. И не станет!

– Для повышения прочности и долговечности асфальтобетонного покрытия сейчас при строительстве дорог используют геосетки. Удовольствие это не дешевое, поэтому геосетку при реконструкции в Ярославле использовали только на Московском проспекте, – поясняет Иван Тюремнов. – Качество дорожного строительства зависит от материалов. Но проконтролировать, тот ли материал, а не более дешевый, используют строители, очень сложно.

При минус пяти – коту под хвост

Почти 80% дорог в Ярославле и Ярославской области требуют ремонта. Причем не простого ремонта, а капитального. Год назад в Департаменте дорожного хозяйства говорили: чтобы привести в порядок всю уличную дорожную сеть, потребуется 100 миллиардов рублей. Только и тут получается нестыковочка, которая видна после нехитрых арифметических действий. Если 100 миллиардов рублей потратить на ремонт и реконструкцию 17 тысяч 143 километров областных дорог, то получится, что километр дорог обойдется в 6 миллионов рублей. В 6, не 222 миллиона, которые сегодня де-факто потрачены (или закопаны) на километр.

К последним 1000-летним работам по ремонту дорог в городе приступили только недавно – 9 июля этого года. Именно тогда были проведены все конкурсы на выполнение работ и выделены деньги.

По словам специалистов-дорожников, июль – отнюдь не месяц начала, а самый разгар работы. По СНИПам, заканчивать с дорожным строительством нужно уже в сентябре-октябре, у нас же активно работали и перед Новым годом, что, кстати, просто запрещено. Если на улице меньше пяти градусов по Цельсию – строительные работы идут впустую. Качество страдает однозначно.

Деньги в буквальном смысле приходится закапывать в асфальт. И здесь, конечно, понять позицию местных властей можно. Не сделаешь – на будущий год финансирование сократят именно на ту сумму, которую строители не смогли освоить.

Понять-то мы позицию стараемся. Только крамольные мысли закрадываются, когда идешь по свежеотремонтированным улицам: где? где здесь работ на 222 миллиона рублей!?

С логистикой тоже у властей оказалось туговато.

– Центр, естественно, нужно разгрузить, но новый мост через Которосль с этой задачей вряд ли справится, – сказал «КР» источник, в прошлом крупный дорожный чиновник. – Куда пойдут объездные пути – упрутся в узенькую улочку? Кардинально ничего не изменится. Кстати, отладка светофоров на 15% увеличивает пропускную способность дороги. Может лучше заняться отладкой светофоров? А с месторасположением подземных и надземных переходов погодить? Для увеличения пропускной способности Московского принципиальное значение имеет расширение железнодорожного виадука. Чем и занялись сегодня, буквально пару недель назад, – за полтора месяца до тысячелетнего торжества.

Городская власть с упоением любит сравнивать Ярославль с соседними Иваново и Костромой, дескать, у них – колдобина на колдобине, не чета нашим хайвеям. Отчего ж еще с Запердуйском с каким не сравнить? Пошто же на лидеров равняться. Коли рядом с ними поблекнем!

Так живем, закатываем деньги в асфальт. Просим новые, снова закатываем. Власти всех уровней довольны – дороги в стране чинятся. А что дорого они нам, налогоплательщикам, обходятся, так то наши, налогоплательщиков, проблемы. Зато власть спокойна: все, что отремонтируем к 1000-летию, раздолбать не успеем. Сдадим, похоже, числа 10 сентября, перед мировым форумом.

Наталья Колбина

Наша справка

В этом году до конца строительного сезона мэрия планирует отремонтировать еще 32 улицы. На ремонт, в отличие от реконструкции, денег уйдет гораздо меньше – всего 200 миллионов рублей из запланированных 500.

– В четверг проходили общественные слушания, – рассказывает специалист Департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Вера Шубина. – На выделенные деньги в первую очередь будут отремонтированы подъезды к объектам 1000-летия. Правда, кроме этих улиц, запланирован ремонт улицы Чехова до улицы Чкалова, улицы Наумова и Большой Федоровской со стороны Фрунзенского района, улиц Мельничной, Ямской, Гоголя, Гагарина (от ул. Павлова до ЮЗОТ), Спартаковской, Саукова, Тормозного шоссе, Папанина и Волгоградской.

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе