Все люди на четыре процента неандертальцы

Вымершее человечество оставило в каждом из нас свой генетический след

Выдающийся немецкий генетик Сванте Паабо, который в конце прошлого века сумел частично расшифровать геном неандертальца и на этом основании доказал, что этот первобытный житель Европы нашим предком не является и вообще не имеет с нами ничего генетически общего, снова сумел удивить мир. Он заявил через журнал Science, что генетически общее у нас с неандертальцами, пусть и в небольшом количестве, все-таки есть.

Согласно последним исследованиям его лаборатории в Институте эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, в геноме представителей евразийской части современного человечества от 1 до 4% генов унаследовано именно от неандертальцев.

Собственно, это именно то, чего следовало ожидать, открытие лишь подтверждает уже имевшиеся предположения о том, что наши предки с неандертальцами все-таки скрещивались. Удивляет здесь разве только размер наследства. 4%, считают многие коллеги Паабо, в том числе и автор гипотезы о нашем африканском происхождении, профессор Крис Стрингер из Лондонского музея естествознания, – это неожиданно большая величина.

Как бы там ни было, а ситуация с нашим происхождением на сегодняшний день выглядит следующим образом.

Поначалу Европу в течение 300 тысяч лет оккупировали неандертальцы – рыжие ребята массивного телосложения, имевшие мозг по размеру больший, чем у нас, но немножко не той конструкции. Похоже, у них из-за строения горла были проблемы с разговорным жанром, а так они не слишком отличались от гомо сапиенса, который в это время вот уже две сотни тысяч лет эволюционировал на африканских просторах.

Потом, 50–60 тысяч лет назад, в Африке что-то случилось – по некоторым данным, там началась великая засуха, и сапиенсы ринулись прочь оттуда. Небольшая группа, чуть ли не в сотню-две человек, добралась до Европы. Наши африканские предки так прочно там обосновались, что Европой не ограничились и постепенно заселили весь мир. Что уж у них там произошло с неандертальцами, неизвестно, но именно в это самое время бывшие хозяева Европы начали стремительно вымирать.

Есть две основные версии исчезновения неандертальцев. Согласно одной из них, их в постоянных схватках за территорию победили наши. По имевшимся до нынешнего момента генетическим данным от того же Сванте Паабо, не было никаких следов того, что сапиенсы и неандертальцы смешивались. То есть, если следовать версии противостояния двух человечеств, сапиенсы неандертальцев за людей не считали, смешанных пар не образовывали, а просто дрались с ними там, где встречали.

По другой версии, отношения были не такими напряженными, просто неандертальцы вымерли, не сумев приспособиться к климатическим изменениям, к ледниковому периоду, который тогда заморозил материк и стал вытеснять всю живность, в том числе и людей, к югу. В результате нежизнеспособными оказались не только сами неандертальцы, но и потомство от смешанных пар, даже если они и были. И это потомство также вымерло, не оставив по себе никакой генетической памяти.

Теперь выясняется, что кое-какую генетическую память по себе неандертальцы все-таки оставили.

Удивляет здесь даже не столько тот факт, что мы на 4% неандертальцы, сколько сама возможность для ученых заявить это.

«Палеогенетика, – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» Павел Иванов, генетик и судмедэксперт, прославившийся расшифровкой геномов царской семьи, – это очень сложное и в каком-то смысле очень ненадежное занятие. Исследователям приходится иметь дело с очень испорченной ДНК, с ее небольшими фрагментами, которые к тому же смешались с фрагментами геномов различных бактерий, да к тому же могут быть «заражены» современными генами человека. Но я лично знаю Паабо и знаю, что его заявлениям можно верить на 100%».

На самом деле несколько лет назад группа Паабо, занимавшаяся чтением генома неандертальца, была близка к тому, чтобы дезавуировать собственное заявление. Дело в том, что в 2006 году через журнал Nature они пообещали, что с помощью нового оборудования «следующего поколения» для секвенирования (расшифровки) генов они смогут прочитать неандертальский геном, имея на руках 20 граммов костной массы от останков неандертальца, обнаруженных в Хорватии. Спустя год, после того как был прочитан первый миллион букв генома, выяснилось, что это очень проблематично – именно из-за сильной зараженности исследуемого материала генами микробов и современного человека. Никто не знал, как справиться с этой бедой, а справиться было необходимо – речь шла о репутации.

В конце концов они справились. С помощью местного компьютерного гения Ричарда Грина, который сотворил программу, умеющую вычеркивать из списка фрагменты всех пришлых генов.

Есть еще один интересный аспект, связанный с работой Паабо, – речь идет о количестве человечеств, пытавшихся закрепиться на нашей планете. С тех пор как Паабо доказал, что неандертальцы не наши предки, нам известно, что человечество было не одно, что их было как минимум два – мы и неандертальцы. Потом число человечеств увеличилось за счет хоббитов – карликов с индонезийского острова Флорес.

Месяц назад стараниями того же Паабо было, возможно, обнаружено еще одно человечество – его группа прочитала геном некой девочки, жившей на Алтае 38–40 тысяч лет назад (ее палец был обнаружен нашими палеонтологами из Института палеологии и этнографии СО РАН при раскопках в месте под названием Денисова пещера). Этот геном сильно отличается и от генома неандертальца, и от генома современного человека.

Так сколько ж их было на самом деле, этих человечеств, которым повезло меньше, чем нашему?

Владимир Покровский