Синтез-ланч

Стремясь улучшить свое питание, человечество может обречь себя на вымирание

Ученые из Корнеллского университета в Нью-Йорке объявили о новой разработке — принтере, который будет сочетать сразу две уникальные технологии. Во-первых, печатать он будет в 3D-формате, а во-вторых, вместо обычных картинок или текста будет воспроизводить... продукты питания. Для этого в картриджи будут заливаться жидкие «пищевые чернила» и ароматизаторы, а в программный блок — загружаться определенный рецепт, в соответствии с которым «пищевой синтезатор» станет, смешивая компоненты, воспроизводить различные вкусы и текстуры в тех или иных блюдах. К примеру, если вы захотели отведать борща, просто нужно будет смешать две дозы оранжевого с тремя частями зеленого и четырьмя дозами красного цвета. И наваристый борщ готов! На чудо-принтере можно будет не только печатать практически любое блюдо, но и в соответствии со своими потребностями вносить любые изменения в рецепты, заявил работающий над ним Джеффри Ян Липтон. Чикагский повар Хомаро Канту пока что попробовал приготовить с помощью принтера суши. Говорят, получилось, и весьма неплохо. «Представьте себе принтер, который позволяет напечатать яблочный пирог без необходимости выращивания яблок, без удобрений, перевозки, упаковки, готовки, сервировки и других утомительных деталей этого процесса, — говорят разработчики новинки. — Или бифштекс без выращивания коровы, которую теперь не придется отправлять на бойню». По их мнению, это гуманное гастрономическое будущее человечества, которое сделает нашу жизнь куда более простой и удобной, но не менее вкусной и полезной. «Трехмерная пищевая печать сделает с кулинарией то же самое, что электронная почта со сферой коммуникаций», — полагают авторы. Представим себе бизнес-ланч XXII века, когда для утоления голода не надо будет искать недорогое, но хорошее кафе или ресторан: достаточно будет нажать кнопку — и любой, даже самый экзотический обед готов! При этом — никаких отравлений или несварения желудка. Впрочем, Ирина Ермакова, доктор биологических наук, международный эксперт по экологической и продовольственной безопасности, советует попридержать восторг.

— Ирина Владимировна, что же плохого в предложенном американцами способе утоления голода?

— Безусловно, здесь есть свои плюсы. Это экономно, удобно, быстро. Казалось бы, даже гуманно по отношению к животным. С помощью такой разработки можно накормить все человечество. Но есть и серьезные минусы, на которые важно обратить внимание сейчас, пока разработка не нашла широкого практического применения. Какой будет пищевая масса? Не приведет ли внедрение синтезатора к возникновению тяжелых болезней, вымиранию населения и отсутствию потомства? На наших глазах сегодня происходит пищевая инволюция: от натурального продукта — к химии. Первый шаг уже сделан — в виде использования ГМО. Второй — это пища из принтера, которая, скорее всего, окажется полностью синтетической, ведь пищевая масса для синтезатора будет на сто процентов химической. В желудочно-кишечном тракте пища превращается в нужные организму химические вещества. Здесь процесс идет как бы в обратную сторону: пищевой синтезатор создает готовый продукт из химических веществ. Как человеческий организм отреагирует на такой непривычный способ питания? Какими могут оказаться последствия? Ясно, что масштабному внедрению такого рода разработок должны предшествовать длительные, тщательные эксперименты. Опасаюсь, что этого не произойдет.

— С чем, собственно, связаны такие опасения?

— Сегодня биоинженеры уверяют, в частности, что ни один генно-модифицированный продукт не выйдет из лаборатории, пока у них не будет стопроцентной уверенности в его безопасности. А еще они уверяют, что никаких достоверных научных данных о вреде такой продукции не существует. На самом деле это не так. В результате проведенных учеными из разных стран мира многочисленных исследований по изучению влияния на животных наиболее распространенных генно-модифицированных культур, таких как кукуруза, соя, картофель, томаты, горох, у подопытных животных были выявлены патологии внутренних органов, опухоли, бесплодие и аллергия. Фермеры также бьют тревогу. Из разных стран стали поступать сообщения о гибели скота, который кормили измененным кормом. Информация об этом была собрана в вышедшей в 2007 году книге американского журналиста и ученого Джефри Смифа «Генная рулетка». Там приводятся данные о смерти коров во Франции, об уменьшении потомства свиней и бесплодии коров в Канаде. Особенно поражает информация, полученная от немецкого фермера Готфрида Глокнера, который потерял стадо коров после того, как стал кормить их трансгенной Bt-кукурузой, которую сам же выращивал.

— Сторонники пищевого синтезирования утверждают, что ни о каких мутациях речи быть не может — ведь чужеродные вставки полностью разрушаются в желудочно-кишечном тракте человека и животных.

— Это абсолютно не так. Экспериментально доказано, что чужеродные генетические вставки свободно проникают в клетки разных органов человека и животных. Так, при проведении исследований группой британских генетиков во главе с Хари Гилбертом из университета Ньюкасл-апон-Тайна выяснилось, что чужеродная ДНК может заимствоваться напрямую микрофлорой кишечника. В этом плане интересны исследования немецких ученых, которые с помощью флуоресцентной зеленой метки проследили путь чужеродных генов. Они обнаружили их не только в клетках органов взрослых мышей, но и в различных органах потомства, когда кормили трансгенным кормом самок мышей во время беременности. Известный австрийский профессор Вернер Мюллер привел схему проникновения чужеродных генов из ГМ-корма в клетки органов человека и животных. В тонком кишечнике они попадают в пейеровы бляшки (лимфоидные узелки), затем захватываются макрофагами и проникают в лимфатическую и кровеносную системы, а оттуда в клетки печени, селезенки, почек и других жизненно важных органов.

— Какие генно-инженерные процессы запускают опасный механизм?

— В процессе внедрения гены могут как сами мутировать, изменяться, так и оказывать негативное воздействие на геном организма-хозяина. В результате активности внедренных генов могут образовываться неизвестные токсичные белки, вызывающие токсикозы или аллергию у человека и животных. К тому же растения могут аккумулировать гербициды и пестициды, к которым они устойчивы, и вместе с растением человек будет поглощать токсичные химикаты. Особое внимание надо обратить на сами способы встраивания гена, которые еще очень несовершенны и не гарантируют безопасности растений, созданных с их помощью. Дело в том, что для встраивания гена используют вирусы, транспозоны или плазмиды (кольцевые ДНК), способные проникнуть в клетку организма и затем использовать клеточные ресурсы для создания множества собственных копий. Другой вариант — они могут внедриться в клеточный геном или «выпрыгнуть» из него.

— Выходит, биотехнологи скрывают правду? Зачем?

— По данным, опубликованным в приложении Higher Education к британской газете Times, из 500 ученых, работающих в биотехнологической отрасли в Великобритании, 30 процентов сообщили, что были вынуждены изменить данные своих результатов по просьбе спонсоров. Из них 17 процентов согласились исказить свои данные, чтобы показать результат, предпочтительный для заказчика, 10 процентов заявили, что их попросили об этом, пригрозив лишением дальнейших контрактов, а 3 процента сообщили, что вынуждены были внести изменения, делающие невозможной открытую публикацию работ.

— Ученые из Центра «Биоинженерия» настаивают на том, что ГМ-растения не только безвредны, но и полезны. Скажем, в скором времени с их помощью можно будет заниматься профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Может быть, все не так уж плохо?

— Возможно, в будущем так и будет. По крайней мере, хочется в это верить. Я не пытаюсь остановить прогресс. Я и мои коллеги не против развития самой биотехнологии. Однако необходимо проведение доскональной и объективной проверки влияния трансгенных организмов на человека и животных. Этого, увы, не происходит. Боюсь, с пищевым синтезатором может получиться то же самое. Проверять его безопасность для человека будут те, кто напрямую заинтересован в его быстром внедрении в производство. Ведь это мощный коммерческий проект. Стремясь облегчить и улучшить свою жизнь, мы можем обречь себя на вымирание.

Наталия Лескова