Профпригодность полицейских вычислят на клеточном уровне

Многолетние наблюдения за сотрудниками правоохранительных органов выявили и позволили описать связь между службой и изменениями в организме на клеточном уровне.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов

Группа ученых из нескольких российских НИИ, в том числе Северного государственного медицинского университета (Архангельск) и Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, разработала и запатентовала способ, который позволит с большой достоверностью прогнозировать профпригодность сотрудников полиции, МЧС и военных. С помощью системы психологических тестов и анализа микробиологических параметров при приеме на работу можно надежно отбраковать всех сомнительных кандидатов и дать точную характеристику действующим сотрудникам. Способ уже принят к внедрению в локальном масштабе — в Санкт-Петербурге и Архангельской области. Разработчики рассчитывают, что успешный опыт перенесут на всю страну.

Частично разработка профинансирована грантом Российского гуманитарного научного фонда, но основной объем работ сделан на энтузиазме исследователей.

— Я работала практическим психологом в органах внутренних дел почти четыре года, и перед нами стояли два вопроса: брать или не брать сотрудника на работу и насколько он будет эффективен в своей деятельности? Главное в разработке — это алгоритм прогноза. В комплексе он позволяет составить прогноз службы сотрудника в подразделении, — говорит доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика Павлова Юлия Родыгина.

Для своего исследования, которое впоследствии легло в основу докторской диссертации, Родыгина собрала социально-психологические и нейробиологические данные по 560 сотрудникам различных подразделений экстремальной службы (сотрудники МВД и МЧС, военнослужащие, курсанты Университета МВД). Проанализировав различные показатели и тесты, которые проходили эти сотрудники, ученые выбрали оптимальные испытания для определения профессиональной пригодности.

Психологи используют стандартизованный метод исследования личности: проверяют память на числа, проводят тесты на ригидность, оптимистичность и т.п. Но чтобы оградить людей от опасности, которую несет «экстремальная служба», одного психологического портрета сотрудника недостаточно, поэтому и нужны биологические маркеры: тут к работе подключаются нейробиологи, которые измеряют показатели иммунитета, гормонов — нейроэндокринной системы, биохимические показатели, функциональные пробы печени. Анализируется состояние систем, на которых сильнее всего заметно влияние стресса.

— Данные тестов заносятся в специально разработанную нами формулу, с помощью которой рассчитывается предполагаемая степень успешности сотрудника в дальнейшем. Если руководители кадровых структур различных ведомств захотят иметь такой обзор, они смогут пропустить результаты анализов по нашей формуле и планировать трудоустройство кандидата, — объясняет принцип действия метода Родыгина. Она рассчитывает, что метод будет внедрен, и уточняет, что он подходит для любых сотрудников, чья деятельность связана с высоким уровнем риска.

При этом при желании можно разобрать взаимосвязь каждой из полученных пяти психологических и четырех нейробиологических характеристик. Психологические тесты свидетельствуют о социально-психологической дезадаптации сотрудника и прогнозируют его психологическую реакцию на регулярные стресс-факторы — проще говоря, указывают на его психологическую благонадежность. Нейробиологический анализ — это по сути биомаркеры воздействия экстремальной работы на организм. Как выяснилось, стресс, особенно регулярно испытываемый служащим, отражается на уровне связанного билирубина, концентрации тироксина, содержании иммуноглобулинов Ig A, Ig E. Отклонения этих показателей говорит о возможных нарушениях соматического здоровья, которые грозят язвой, гипертонией и мигренью.

Точные цифры по отсеву сотрудников авторы исследования не приводят, но говорят, что процент негодных не превышает четверти от обследованных. Причем часто «профнепригодность» связана именно с нейробиологическими показателями. Выявлена следующая зависимость: чем больше стаж службы, тем чаще эти показатели отличаются от нормы.

Ни в ГУВД Москвы, ни в МВД России о предложении усовершенствовать методы приема и аттестации сотрудников пока не слышали. Но не исключено, что этим вопросом занимаются специализированные отделы.

— Нужно уточнять, кому поступило предложение. Я не в курсе, — ответил официальный представитель Министерства внутренних дел России Андрей Пилипчук.

Сейчас, по его словам, с личным составом работают психологи, применяются детектор лжи и жесткое анкетирование. Известно, что для измерения профессионально значимых психологических качеств используют матрицы Равена, личностный ориентационный опросник, цветовой тест Люшера и психофизиологические методики.

Ученым идея совместить психологическую и нейробиологическую проверки понравилась. Например, это может снизить число психосоматических заболеваний, в том числе язвенной болезни желудка.

— Я сомневаюсь, что кадровые службы пойдут на это — из-за экономических причин. Такие анализы достаточно недешевы, — указывает инженер первой категории, кандидат биологических наук, сотрудник Лаборатории нейрогеномики поведения Надежда Синякова.

Константин Пукемов

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе