«Наука теряет свою целостность и начинает деградировать»

Скоро - Всемирный день науки 2012

10 ноября ученые всех стран отметят Всемирный день науки. Дату учредила международная организация ЮНЕСКО в 2001 году. Оригинальное мнение том, что происходит с наукой сегодня, высказал на Международном конгрессе «Глобальное будущее 2045», прошедшем в Москве, астрофизик, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отдела частиц сверхвысоких энергий НИИ ядерной физики МГУ Александр Панов.

- Я, как ученый-астрофизик, больше всего беспокоюсь о судьбе науки, - признался Александр Дмитриевич. - И вот почему. Любое прогрессивное явление в эволюции не может быть лидировать вечно. В этом смысле наука – типичное прогрессивное явление, которое возникло в ответ на некие кризисы и служила для их преодоления. Но ей на смену в скором будущем должен прийти какой-то другой лидер, о котором мы пока ничего не знаем. Наука при этом не исчезнет полностью: она перейдет в некое более подчиненное состояние.

Александр Панов.

Фото: Из архива Международного конгресса «Глобальное будущее 2045».

Станислав Лем еще в 1963 году ввел понятие информационного кризиса, связанного с наукой. Это что такое? Каждое новое открытие приводит к возникновению новых научных проблем, на которые еще нет ответа. Поэтому количество нерешенных научных проблем растет. Но количество ученых в том же режиме расти не может, поэтому ученых через некоторое время будет не хватать на возникающие научные проблемы. Возникает то, что он назвал «разрывом фронта науки»: не все научные проблемы, которые должны быть исследованы, реально исследуются. В итоге наука теряет свою целостность и начинает деградировать.

Особенно это касается таких фундаментальных наук, как астрофизика и космология. Дело в том, что стоимость этих научных исследований непрерывно возрастает. И более того, развитие новых технологий не позволяет преодолеть эту тенденцию. Взять, к примеру, все растущий и растущий размер коллайдера. Сейчас построен огромный коллайдер LHC. И коллайдер еще больших размеров, возможно, построить уже будет просто невозможно. Все растущие и растущие телескопы. Однако земные ресурсы ограниченны, и поэтому должен быть положен предел этому самому росту.

Ограничение ресурсов и рост научных исследований ведет к тому, что количество научных исследований в единицу времени начинает падать. Падение количества новых открытий в единицу времени снижает интерес к науке. Снижение же интереса к науке снижает финансирование науки. Снижение финансирования науки еще более сокращает поток научных открытий. Все это может привести к внезапному коллапсу финансирования фундаментальной науки.

КСТАТИ

Чем могут похвастаться российские ученые?

КОСМОС. Самый зоркий «глаз» космоса

В 2011 году на орбиту был выведен российский 10-метровый космический радиотелескоп «Радиоастрон». Построен он был в НПО им. С.А.Лавочкина. Работает в радиоволнах, которые могут проникнуть туда, куда еще ни один аппарат не заглядывал. В 1000 раз зорче, чем самый известный сегодня американский телескоп «Хаббл». За 2012 год телескоп полностью доказал свою работоспособность, наблюдая за квазарами - активными ядрами галактик и пульсарами – мертвыми быстро вращающимися звездами.

ХИМИЯ. В таблице Менделеева - новые элементы

В октябре в Москве состоялось присвоение официальных названий двум сверхтяжелым и до сих пор безымянным элементам таблицы Менделеева - 114 и 116. Один назвали флеровий (Fl), другой - ливерморий (Lv). В природе таких нет - ученые синтезировали эти элементы в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне.

МЕДИЦИНА. Старые болезни лечим по-новому

Открытия совершены в новых медицинских областях - геномике и протеомике. По сообщениям РАМН, были обнаружены гены, ответственные за развитие раковых, сердечно-сосудистых, иммунных, неврологических заболеваний. А также открыты принципиально новые молекулы белков, играющие роль мишеней тех или иных недугов. Эти исследования помогают медикам быстрее и точнее ставить диагнозы, а фармакологам - создавать новые препараты.

Светлана Кузина