Александр Сергеевич, поясните нашим читателям, что такое научный креационизм и какова история этого движения?
Слово креационизм происходит от латинского creatio – созидание, сотворение. Этим термином в противовес эволюционной гипотезе принято называть учение о сверхъестественном, Божественном сотворении мира. Библейское повествование о Сотворении мира – это и есть креационное учение. Что же касается термина "научный креационизм" – то здесь имеется в виду попытка обоснования представлений о таком сверхъестественном Сотворении мира научным путем...
Несколько десятилетий назад на западе протест против эволюционной доктрины принял организованные формы в виде движения научного креационизма. В 1963 и 1964 гг. в США были созданы Общество креационных исследований и Ассоциация библейской науки. В 1972 г. в Сан Диего был открыт Институт креационных исследований. По данным на 1993 г., в этом институте работало на постоянной или временной основе 25 докторов наук, получивших научные звания в известных светских университетах. Общество креационных исследований на этот год составляло более тысячи членов, проживающих в различных странах мира.
Не свидетельствуют ли эти факты о том, что научный креационизм является чисто западным явлением, выросшим в протестанской среде и чуждым Православию? Об этом, кстати, говорят некоторые православные ученые и журналисты. Насколько совместимо православное мировоззрение с научным креационизмом? Чем научный креационизм может вообще "помочь" православному человеку и его мировоззрению?
Когда речь идет о чисто научных исследованиях, то конфессиональная принадлежность отступает на задний план. К примеру, когда ученый предоставляет научные аргументы по поводу того, что особенности функционирования генетического аппарата не вписываются в дарвиновскую схему происхождения видов, не имеет значения, кто этот ученый по своей конфессиональной принадлежности. Важно другое – насколько предоставленные им аргументы научно обоснованы. Если другой западный ученый публикует книгу, в которой проводит подробный разбор всех известных окаменелостей "обезьяночеловека" и делает обоснованный вывод, что все эти окаменелости относятся либо к вымершим видам обезьян, либо к исчезнувшим с лица Земли "расам" людей, к его выводам нам, православным, также следует прислушаться. За десятилетия своей работы западные ученые-креационисты накопили огромный научный материал, не воспользоваться которым здесь, в России, было бы глупо...
Теперь по поводу того, чем научный креационизм может помочь православному человеку. Если этот православный человек сумеет выйти из стен современной школы по каким-либо причинам не поверив тому, что ему говорили на уроках биологии о происхождении жизни и человека, тогда, возможно, ему научный креационизм и не нужен. Но обычно дети верят тому, что им говорит на уроках биологии учитель. А учитель, если, конечно, он не знаком с трудами ученых-креационистов, безоговорочно дает традиционную эволюционную картину происхождения жизни и человека, в которой нет места Творцу, и называет эту картину единственно научной.
В таком случае в историческом пути околонаучных мифов должна прослеживаться своя определенная логика, свои цели и задачи. Что Вы можете сказать на этот счет?
Я думаю, такую логику можно обнаружить. В характере воздействия околонаучных мифов на жизнь человечества можно выделить два периода – материалистический и пантеистический. И в обоих этих периодах человеку навязывается мысль, что, вот мол, наука, наконец, предоставила тебе истинное мировоззрение, и на основании этого мировоззрения ты должен строить всю свою жизнь, в том числе свое отношение к религии. В России такая инструкция во все времена почему-то воспринимается с особым доверием...
Под знаменем материализма "просвещенное" человечество стало шагать с конца XIX в. вплоть до самого последнего времени. Но в настоящее время этот период, практически, уже закончился, и общественная жизнь постепенно переходит из материалистического в пантеистический период околонаучного мифотворчества.
Для этого пантеистического периода представления о целесообразности живой природы уже допускаются, но они, как правило, строго привязываютсяк пантеистическим представлениям о "боге-природе" – некой разлитой в мироздании безликой силе, направляющей эволюционный процесс в строго заданное русло. Воздействие на Православие со стороны околонаучных мифов в этот период совершенно иное, по сравнению с материалистическим. Здесь речь идет уже не столько о "силовом" его подавлении, сколько о стремлении поместить его в мировоззренческую систему пантеизма. Дескать, продолжайте выполнять свои православные обряды, но понимайте, что вы, при этом, имеете дело не с личностным Богом, но с безликой силой мироздания, и ваша вера является всего лишь одной из форм "подпитки" духовной энергией из безличного резервуара "бога-природы", равнозначная духовному опыту других религий и духовных практик.
Ведь если нет личностного Бога, сотворившего Вселенную "из ничего", то человек остается высшей личностью во Вселенной, и сам определяет, что хорошо, что плохо и какую форму "подпитки" энергией от "бога-природы" ему следует выбрать. Такое мировоззрение является духовной основой различных оккультно-теософских практик, основой неоязычества, и современному "просвещенному" околонаучными мифами человеку христианство преподносится как одна из форм таких практик. При этом – как форма, уступающая по своей силе и эффективности различным "тайным доктринам" Востока.
Но ведь такое пантеистическое мировоззрение далеко не ограничивается российской жизнью?
Да, конечно. Пантеизм вообще есть явление гораздо более масштабное, чем материализм: он глубоко укоренился в духовных традициях целых народов. Поэтому и последствия пантеистического периода околонаучного мифотворчества для человечества имеют более пагубные последствия. Материализм можно считать лишь крайней, упрощенной формой пантеизма.
В настоящее время пантеистическое мировоззрение положено в основу движения "новый век" (new age), стремящегося объединить различные оккультные практики Востока и Запада в одно целое. И неотъемлемой частью этого движения являются представления о направленной некой таинственной силой эволюции, которая теперь переходит из биологической плоскости в духовную. Дескать, в будущем у человека должны эволюционно развиться сверхъестественные способности, благодаря которым он выйдет на качественно более высокий эволюционный уровень, станет обладать уникальными магическими дарованиями. Кстати, подобные идеи расцвели в свое время пышным цветом в нацистской Германии. Новая раса "сверхлюдей", обладающих магическими способностями, согласно бытующим в Третьем Рейхе представлениям, должна была эволюционно развиться из наиболее чистых арийцев.
Парадоксально, но факт. Подобные же представления о направленной некой высшей силой эволюции в настоящее время широко распространены в разных "христианских" конфессиях, в том числе и среди людей, называющих себя православными. В России таких представлений придерживаются известные богословы, которые преподают в духовных семинариях, академиях и в других учебных учреждениях. Наша страна в течение каких-либо ста лет второй раз наступает на одни и те же грабли околонаучного мифотворчества, теперь, правда, уже на их пантеистические зубья.
Происходит ли при принятии современными православными богословами представлений о направленной эволюции отмежевание от связанных с ними пантеистических взглядов и оккультных практик?
Конечно, современные православные богословы пытаются объединить идею о направленной ("теистической" или "теологической") эволюции в одно целое именно с православной догматикой, а не с оккультными доктринами Третьего Рейха или же современного неоязычества. Кому-то удается создать иллюзию подобного объединения лучше, кому-то хуже. Но в любом случае речь идет о попытке синкретически соединить несоединяемое...
В последние годы об этом писали российские богословы – в этом направлении работает миссионерско-просветительский центр "Шестоднев", созданный по благословению нашего Патриарха.
В дополнение к этому я могу лишь обратить внимание на духовный смысл внедрения чуждого учения эволюционизма в православную среду и на его возможные последствия. Представим себе, что в один сосуд налили воду и масло и стали этот сосуд энергично взбалтывать. В результате создается иллюзия соединения двух жидкостей в одно целое. Но это только иллюзия – масло и вода после окончания взбалтывания все равно разделятся. Такой же иллюзией является и результат работы богословов-эволюционистов, направленной на соединение в одно целое эволюционизма и Православия.
Эволюционизм в любом случае останется внутри православной среды чуждым элементом, проводником родной для него стихии пантеизма, оккультных практик и неоязычества. Здесь можно проследить свою логику, очень опасную, связанную с тем, что "теистический" эволюционизм является неотъемлемым компонентом пантеистического мировоззрения. Помните историю с "троянским конем", из-за которого пала Троя? И в данном случае пытаются провести "троянского коня" "теистическо-пантеистического" эволюционизма внутрь церковной ограды и при этом убеждают нас, что так, мол, надо, иначе мы превратимся в маргиналов, отставших от научно-технического прогресса.
Но ведь и в материалистический период околонаучного мифотворчества на православных в нашей стране тоже смотрели, как на маргиналов, отставших от научно-технического прогресса. И никакие компромиссы со стороны Церкви в тот период не смогли бы помочь преодолеть этот предрассудок. Те, кто не побоялся остаться в те времена "маргиналами", сохранили Православие, а над "научными" доводами гонителей Церкви теперь может посмеяться любой мало-мальски образованный человек. Так же следует относиться и к современным околонаучным мифам пантеистического характера. Иначе ведь мы можем превратиться в одну из форм движения "новый век", в его "филиал православного обряда".