Год 2008-й. Топ, топ, топ

Рейтинг научно-технических событий прошедшего года

Главный научный прорыв 2008 года - превращение взрослых клеток в стволовые. Это - по мнению журнала «Science». Но с ним поспорил журнал «Time» и назвал важнейшим событием года Крысы – «неудачный» запуск Большого адронного коллайдера. Читатели MK.RU могут предложить и свою версию научного топа-2008, или же вместе с популярным изданием Live Science заглянуть в «фантастическую» область технологий будущего.

Топ-10 рейтинг по версии знаменитого журнала «Time»

1. 21 сентября 2008 года в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) состоялась официальная церемония открытия Большого адронного коллайдера. Праздник по поводу пуска коллайдера, был омрачен рядом поломок. Последняя авария привела к механическим повреждениям внутри сверхпроводящих электромагнитов, выбросу значительного объема гелия в туннель БАКа и гашению тока сразу в сотне магнитов. Теперь очередной запуск БАКа намечен на 2009 год.

2. Вторую строчку занял проект Phoenix. Этот космический аппарат смог обнаружить в грунте Красной планеты воду, и более того, проработать в 2,5 раза больше того времени, на которое рассчитывало NASA.

3. На этом месте оказалась первая в мире искусственная хромосома, созданная американским генетиком Крейгом Вентером и его коллегами. Ученые надеются, что полученные данные позволят им создавать новые формы жизни, не существующие в природе.

4. 27 сентября офицер китайских ВВС Чжай Чжиган стал первым китайцем, вышедшим в открытый космос. Космическая прогулка продлилась чуть более получаса, после чего оба тайкунавта вернулись в свой корабль. Таким образом, Китай стал третьей страной вслед за Россией и США, освоившей открытый космос.

5. На пятом месте рейтинга оказалось исследование Общества по защите дикой природы, согласно которому число горилл в Конго в два раза больше, чем считалось ранее. Исследователи выяснили, что в лесах и болотах Республики Конго находятся 125 тысяч животных. Тем временем, в заповеднике Вирунга, оказавшемся в центре гражданской войны, горные гориллы находятся под угрозой полного исчезновения. Военные действия угрожают жизни около 350 горных горилл.

6. В июне швейцарский астроном Мишель Мейор из Женевской обсерватории открыл еще 45 маленьких экзопланет, только одна из которых оказалась в 4.2 раза больше Земли (ее ученые теперь неофициально называют «суперЗемлей»). В ноябре двум командам астрономов из США и Канады удалось получить фотографии четырех экзопланет – первые изображения неземных миров в видимом свете в оптическом диапазоне.

7. Седьмое место присудили американским ученым Университета Калифорнии в Беркли, создавшим плащ-невидимку. Полотно, которое в 10 раз тоньше листа бумаги, состоит из нанопроводов, находящихся внутри пористой алюминиевой трубки. Чтобы сделать предмет невидимым, ученые завернули его в материал и пустили вокруг него световые волны.

8. В ноябре профессор биохимии и молекулярной биологии из Пенсильванского университета (США) Стивен Шустер объявил о том, что его исследовательской группе удалось расшифровать геном мамонта на 80%. ДНК для исследования были выделены из шерсти мамонта, где она сохранилась лучше всего. Исследователям пришлось не только прочесть 3,3 млрд. пар нуклеотидов, но и убедиться, что все они принадлежали мамонту, а не какой-то бактерии или существу, прилипшему к его шерсти. Теперь это древнее животное стало самым генетически изученным вымершим видом. Шустер не отрицает саму возможность воссоздания мамонта в отдаленном будущем.

9. В десятку самых главных научных событий также попало исследование, посвященное неграмотности населения США. По полученным данным, только четверть жителей страны обладает научной грамотностью (civic scientifically literate). Таким образом, читать и понимать статьи из научной рубрики The New York Times способен лишь каждый четвертый американец.

10. В центральной Германии, на территории федеральной земли Саксония-Анхальт, обнаружено человеческое захоронение, сделанное 4600 лет назад. Это самая древняя могила членов одной семьи, найденная исследователями к этому времени. В ней были найдены останки взрослой женщины, мужчины и их детей – мальчиков 8-9 лет и 4-5 лет, погибших, по-видимому, насильственной смертью, об этом свидетельствуют раны на теле. Анализ ДНК подтвердил, что все четверо принадлежали одной семье.

ТОП-10 самых выдающихся открытий от авторитетного журнала «Science»

Представитель журнала Роберт Кунц объяснил принципы составления ежегодного рейтинга: «Когда обозреватели и редакторы Science собираются выбрать самое большое достижение года, они ищут исследование, которое отвечает на главные вопросы об устройстве Вселенной и открывает путь для новых открытий».

Итак, следую вышеуказанному принципу Science отдал первое место опытам по «перепрограммированию» взрослых клеток в стволовые, что позволяет решить многие проблемы биоэтики, например, отказаться от получения стволовых клеток из эмбрионов. Метод превращения клеток открывает новое поле исследований в биологии и дает надежду на развитие медицинских технологий, спасающих жизни.

Второе место - за то, что с помощью телескопов «Кек» и «Джемини» ученые смогли увидеть три планеты у звезды HR 8799 в созвездии Пегаса, расположенной на расстоянии 130 световых лет от Земли. Астрономы впервые смогли увидеть планеты у других звезд. Ранее это не удавалось из-за крайне слабого света планет, который “заглушало” излучение звезды.  ноябре другая группа астрономов объявила, что с помощью орбитального телескопа Hubble им удалось получить изображение планеты внутри пылевого пояса звезды Фомальгаут в 25 световых годах от Земли, в созвездии Южной Рыбы.

Третье место  - за обнаружение генов, повреждение которых запускает раковые процессы в организме. В 2008 году ученым удалось значительно расширить перечень генетических мутаций, вызывающих появление раковых опухолей. С помощью расшифровки генома клеток различных типов рака были выявлены гены, повреждение которых вызывает рост опухоли.

Следующая позиция ушла физикам, открывшим новое семейство высокотемпературных сверхпроводников - материалов, при определенной температуре теряющих электрическое сопротивление и способных в этом состоянии проводить электроток без потерь. Ранее известные высокотемпературные сверхпроводники создавались на базе меди и соединений кислорода.

«Ради» пятого места ученые подсмотрели за белками. О существовании белковых молекул известно уже более ста лет, однако лишь в этом году биохимикам удалось увидеть их в действии. В ходе эксперимента ученые пронаблюдали за процессом связывания белков с другими молекулами, что связано с состоянием клеток и процессом обмена веществ. Были выявлены механизмы, лежащие в основе этого процесса.

Шестое место. Группа американских ученых создала новый катализатор на базе фосфора и кобальта, в присутствии которого значительно облегчается электролиз воды. Прежние типы катализаторов делались на базе дорогих материалов, например из платины. Дешевая альтернатива позволяет использовать воду как электрический аккумулятор - полученный при электролизе воды водород может быть сожжен в топливных элементах и превращен в электричество.

Седьмое место. В прошлом году удалось в мельчайших подробностях пронаблюдать за начальными стадиями развития эмбриона. Немецкие ученые с помощью лазерного сканирования смогли проследить за движением около 16 тысяч клеток зародыша рыбки данио рерио, а затем воспроизвести эту картину с помощью компьютера.

Восьмая позиция. О существовании двух типов жировой ткани - коричневой и белой - известно уже более 400 лет. Ученые попытались воздействовать на гены "коричневых клеток" и превратить их в белые. Результат оказался неожиданным - коричневые жировые клетки превращались в мышечные и наоборот. Теперь специалисты рассчитывают, что это поможет создать принципиально новые методы борьбы с ожирением.

Предпоследняя - физики вновь взвесили протон, однако на этот раз не буквально определив массу частицы, что было сделано достаточно давно, а теоретически подсчитав ее массу на основе существующих представлений - так называемой Стандартной модели. Полученные результаты совпали с практикой, еще раз подтвердив правильность теории.

Замыкает топ-10 процесс дешифровки генов живых организмов, который стал значительно дешевле и быстрее с момента завершения проекта расшифровки генома человека. В этом году ученым, в частности, удалось расшифровать 80% генома мамонта, получены предварительные результаты дешифровки гена неандертальца.