С Прилепиным и Оруэллом: "золотой стандарт" школьного изучения литературы

Вышел соответствующий приказ Минпросвещения РФ.
Фото © Игорь Самохвалов/ПГ


С нового года в школах России начинает действовать "золотой стандарт" изучения литературы — единая образовательная программа. Соответствующий приказ Минпроса РФ на днях выложен на официальном интернет-портале правовой информации. Согласно ему, в федеральную образовательную программу среднего образования внесен обязательный список книг для изучения в 10-х и 11-х классах. В него введен ряд наименований книг современных отечественных авторов. Этому списку посвятила материал "Парламентская газета".


По её данным, изучение литературы в старших классах займет 204 часа, или по 102 часа в год. Часы складываются в три урока в неделю.

Десятый класс полностью отведен знакомству с прошлым. Прежде всего, это русская классика второй половины ХIХ века: "Гроза" Островского, "Отцы и дети" Тургенева, "Преступление и наказание", "Война и мир", стихи Тютчева, Некрасова, Фета. Наряду с литературой изучают и тогдашнюю критику на нее. Изучение отечественной дореволюционной литературной критики не претерпело изменений относительно еще советской программы: статья Добролюбова "Луч света в темном царстве" и "Базаров" Писарева. Добавлены для изучения классики народов России: культовый татарский поэт Габдулла Тукай и осетинский литератор Коста Хетагуров.

Курс зарубежной литературы того же периода в издании называют традиционным, но, по воспоминаниям автора этих строк, он пополнился многими достойными книгами по сравнению с советской школой: "Мадам Бовари" Г. Флобера, "Дэвидом Копперфилдом" Ч. Диккенса, стихами А. Рембо и Ш. Бодлера и пьесой Г. Ибсена "Кукольный домик". Ничего этого лично я в своем 10-м классе не читала (то есть читала, конечно, не вне зависимости от школьных обязательств).

А по ходу 11-го класса школяры должны изучить русскую литературу с переходом в советскую: произведения Куприна, Горького, поэтов Серебряного века, Бунина, Блока, Маяковского, Есенина, Мандельштама и советских авторов более позднего времени. В уходящем году совершено, можно сказать, революционное преобразование в этом курсе. Комитет Госдумы по просвещению добился реализации своей инициативы по возвращению в школьную программу "Молодой гвардии" Александра Фадеева (во второй, дописанной и переработанной самим автором версии).

Член комитета по просвещению Лариса Тутова обосновывает "реабилитацию" Фадеева тем, что детям необходимы неподдельные и мужественные образы героев, примеры истинного подвига и силы духа. Поэтому госпожа Тутова предлагает далее рассмотреть вопрос о повторном включении в программу произведений Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" и повестей А. Гайдара "Горячий камень", "Школа", "Тимур и его команда", а также других книг советских классиков.


Лариса Тутова. 
Фото: © Юрий Инякин/ПГ


В выпускном же классе учащиеся должны познакомиться с прозой второй половины ХХ — начала ХХI века. К устоявшемуся списку из книг Ч. Айтматова, Ф. Искандера, братьев Стругацких добавлен роман "Санькя" Захара Прилепина. А в "поэтический" блок этой эпохи включены имена Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, Р. Рождественского, В. Высоцкого. По словам зампреда Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмилы Скаковской, Минпрос рекомендует изучать произведения писателей и поэтов, рассказывающих об актуальных проблемах, и в этом ряду также называются Иосиф Бродский и Александр Кушнер. В целом изучение в школе стихов современных поэтов думская деятель назвала положительным трендом.

В программу 11-го класса включена пьеса Евгения Гришковца "Как я съел собаку" как образец драматургии второй половины ХХ — начала ХХI века. Не забыта и литература народов России. Правда, она представлена давно покойными авторами, жившими и творившими наиболее активно в советское время: рассказ "Хранитель огня" классика чукотской литературы Юрия Рытхэу и повесть мансийского поэта и писателя "Синий ветер каслания" Ювана Шесталова.

Что касается "зарубежки", то одиннадцатиклассникам предстоит "проходить" книги "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери, "1984" Оруэлла, "Три товарища" Ремарка, "Машина времени" Уэллса, "Старик и море" Хемингуэя. Сюда же относятся пьесы иностранных авторов: "Трамвай "Желание" Уильямса, "Идеальный муж" Уайльда, "Синяя птица" Метерлинка и т.д. Весь вопрос в том, хватит ли педагогам и школьникам времени (напомню, 102 часа в учебном году), чтобы не "пройти" а вдумчиво прочитать, осмыслить и проговорить эти, безусловно, заслуживающие внимания произведения.

Автор
Елена САФРОНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе