Искусственный интеллект убьет классно-урочную систему

Современные философы и публицисты рисуют образовательный апокалипсис.
Возможно, эпоха цифрового одиночества школьников уже началась. 
Фото с сайта www.freepik.com


Профессор Стюарт Рассел, преподающий в Калифорнийском университете, в интервью изданию Guardian заявил, что персонализированные преподаватели на основе ChatGPT могут значительно обогатить образование. Нужен только смартфон – и ребенок сможет получить качественное образование.


По словам Рассела, современные технологии позволят передавать ученикам «большую часть материала до окончания средней школы». «Образование – это самое большое преимущество (нейросетей – Н.С.), которое мы можем ожидать в ближайшие несколько лет», – заявил профессор на Всемирном саммите ООН в Женеве «Искусственный интеллект во благо». Он добавил, что традиционные групповые уроки в школах с течением времени отойдут в прошлое.

«Эта перспектива может вызвать обоснованные опасения среди учителей и профсоюзов. В школах будет работать меньше учителей, а возможно, и вовсе всех уволят», – добавил Рассел. Он предсказывает, что участие человека в образовательном процессе по-прежнему будет иметь важное значение, но оно может кардинально отличаться от традиционной роли учителя.

Слова Стюарта Рассела способны вызвать смятение не только в стане педагогов, но и простых людей. С одной стороны, профессор выражает опасение перед грядущими событиями. С другой – случится именно то, что мы и ждем, не пытаясь этому противостоять.

Рассмотрим первый тезис автора: «Традиционные групповые занятия отойдут в прошлое».

Скорее согласимся с тем, что они немного видоизменятся. И это уже происходит. Что, например, объединяет детей в классе сегодня? Возраст. Возможно, в будущем действительно детей в школьных классах (группах) будут собирать не по возрастным критериям, а по интересам. Разновозрастные группы, кстати, уже есть в практике современных детсадов РФ. Причина их возникновения чисто экономическая. Не будешь же создавать продленную группу для одного ребенка, если других деток его возраста рядом нет. В школах до такого еще не дошли. И сделать это достаточно трудно. Многим, наверное, памятна фотография: в сельскую в школу в первый класс пришел один ребенок – одинокая школьница за партой. Перевести ее сразу в третий и даже во второй класс никто не решился.

Возможно, в перспективе будет и далее расширяться сама форма проведения урока. Уже сегодня занятия иногда проводятся не только в школе, но и в музеях, на заводах, на природе и т.д. Правда, никто не доказал их эффективность.

Возможно, будут применяться активнее и другие методики преподавания. Уже сегодня практикуется так называемый «перевернутый класс», когда дети приходят в школы уже с изученной самостоятельно темой, а все остальные, в том числе и учитель, выслушивают его. Ученики и учитель дополняют, задают уточняющие вопросы.

Но… групповое общение скорее всего не уйдет. Почему в любом виде останется групповая форма общения, понятно: человек – существо социальное. Сегодня довольно часто критикуют групповые занятия, говоря, что каждому ученику в группе нельзя уделить достаточно внимания. Но в целом все признают, что в группе идет более интенсивная работа, чем при индивидуальных занятиях.

Теперь то, что у Рассела касается традиционности форм обучения.

Да, современной классно-урочной системе 400 лет. А она жива. Почему вдруг? Создание урочной системы приписывают гуманисту Яну Амосу Коменскому. Хотя заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ им. Ломоносова Константин Зискин считает, что «дидактика Коменского была напрочь забыта до середины XIX века, ее знали только некоторые ученые».

Специалист по методологии, теории и истории образования, доктор педагогических наук Михаил Богуславский тоже считает, что «никакого отношения к созданию и архитектуре классно-урочной системы Коменский не имеет вообще». Она была создана еще за 100 лет до него в колледжах иезуитов двумя выдающимися немецкими педагогическими технологами – Штурмом и Меланхтоном. Сам же Коменский, по словам Богуславского, «был членом международной группы интеллектуалов, мечтавшей перестроить Европу по своим гуманным лекалам». И в этом «тайном правительстве» Коменский занимал своего рода должность министра образования, «целью которого было ни много ни мало переустройство мира с помощью педагогических идей».

А академик Российской академии образования Александр Асмолов говорит еще и о таком примечательном аспекте: Коменский был епископом и писал книги в жанре проповеди. Имя «Ян» – на самом деле сокращенное от «Иоанн», поэтому, по словам Асмолова, все его педагогическое наследие – это «дидактическая проповедь от Иоанна-крестителя современного образования». Очень сильное сравнение!

Как бы там ни было, пересмотреть учение Коменского предлагают сегодня с завидным постоянством. Обычно, критикуя традиционный урок, вспоминают при этом, что во времена мыслителя продолжительность жизни составляла 35 лет, и многие не доживали до этого возраста. Дети эпохи Средневековья очень рано (с 8–10 лет) овладевали навыками практической деятельности, контактировали с природой и учились у нее всю жизнь.

Сегодня дети мало контактируют с природой и своими сверстниками, но зато активно общаются с гаджетами (это новая среда обитания) и не обладают навыками самостоятельной жизни. Следовательно, все эти дефициты призвана компенсировать школа.

Но при этом, напомним, Рассел прогнозирует: «В школах будет работать меньше учителей, а возможно, и вовсе всех уволят». И тут же профессор добавляет, что роль учителя изменится. На его плечи ляжет в основном нравственное воспитание подрастающего человека.

Но хочется спросить профессора: а кто это будет делать, кроме учителя? Любой другой человек? Это будет некий «вселенский разум», машина? Или специально подготовленный для этого идеолог? Означает ли это ликвидацию педагогических вузов в будущем? И профессии учителя? А наука педагогика? Что будет с ней? А кто будут эти «персонализированные преподаватели на основе ChatGPT»?

С учетом того, что в педагогике одним из самых важных людей в жизни ребенка был и остается учитель, трудно принять тезис его отсутствия просто на веру. Именно учитель способен пробудить в ученике скрытые таланты, помочь родителям воспитать благородную и сильную личность. И даже на ошибках взрослых юное поколение тоже учится.

Наверное, «персонализированные преподаватели на основе ChatGPT» есть и будут идеальными знатоками. Но вряд ли что-то заменит ребенку человеческое общение. Ему нужен учитель живой, сидящий рядом. С эмоциями, характером, шутками… Тот, который может научить жизни. 

Автор
Наталья САВИЦКАЯ, обозреватель "Независимой газеты"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе