Вузовский рейтинг-сюрприз

Педагогические институты могут закрыть в пользу классических университетов.

Новая формула в действии: есть заявления от абитуриентов – есть будущее у вуза. А на «нет»... есть министерский суд. 

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В то время как члены Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ вносят предложение – убрать из критериев оценки работы губернатора результаты Единого экзамена школьников региона, – само министерство инициирует составление топ-списка вузов, основанного на сравнении все тех же баллов ЕГЭ. Рейтинг по среднему баллу приема, уверены чиновники, уже наглядно продемонстрировал правильность курса, взятого ведомством: вузы заметно исправились, а махинаций стало меньше.

Одна из причин такого успеха в открытости сайтов, считают в министерстве, ведь 90% вузов имеют теперь рабочие сайты. А то ли еще будет! Возьмите хотя бы историю с Российским научно-исследовательским медуниверситетом имени Н.И.Пирогова (РНИМУ), известным в народе как «второй мед» и прославившимся в прошлом году самой крупной аферой с несуществующими абитуриентами. Как показывает новый рейтинг, в этом году вуз улучшил свой средний балл приема аж на шесть пунктов.

Вообще медвузы (об этом уже сообщил главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко) в этом году стали элитой российского образования: средний балл приема в них – 75, а более половины первокурсников, зачисленных в медвузы, отличники. Хотя и здесь есть свои сюрпризы: в тройку лидеров медобразования не вошел ни один московский вуз – лидируют питерский, дагестанский и воронежский. Видимо, ситуация с мертвыми душами «второго меда» не прошла бесследно для Москвы. Но... не возымела действия на других территориях. Напомним о том, что в лидеры пробились регионы, где высокие баллы ЕГЭ ввергли в большое сомнение даже самих проверяющих. Ранее Рособрнадзор заявлял о том, что в связи с многочисленными жалобами о нарушениях во время сдачи ЕГЭ будут подвергнуты дополнительной выборочной проверке высокобалльные работы выпускников из Дагестана. Кстати, о том, как прошла проверка, сообщений пока нет. Ведомству скорее всего сейчас не до этого, там идет смена руководства.

Открытость творит еще и не такие чудеса… Она, например, позволяет судить, что творится с контрольными цифрами приема, помогает отследить – набирает вуз себе бюджетных студентов или нет. На сегодняшний день, сказали на пресс-конференции в РИА Новости, в ряде вузов оказались завышенными контрольные цифры приема по отношению к платежеспособному спросу на специалистов. И объяснение нашлось такое: сохранить избыточное количество бюджетных мест просили руководители отраслей и регионов. Дескать, так они хотели решить свои внутренние проблемы.

Например, вместо того чтобы повышать зарплату учителям, губернатор добивается получения педвузами большего количества бюджетных мест: мол, выучатся студенты и придут работать в школы за копейки. Среди них ведь немало тех, кто пришел в вуз по целевому набору, выучился за счет государства – так пусть теперь и отрабатывает. Вопрос – нужен ли такой учитель школе – для губернаторов в данном случае вторичен. Поэтому, делают сегодня вывод эксперты Минобразнауки, механизм формирования госзадания для вузов нуждается в серьезном совершенствовании.

Впрочем, не надо думать, что с педвузами ситуация везде однозначно грустная. Средний балл абитуриентов, сообщили на конференции, вырос по сравнению с прошлым годом до 61,5 балла (это твердая четверка). Но… из 122 вузов, где готовят педагогов, только 10 зачислили более половины отличников, причем только 2 из них – собственно педагогические вузы, остальные – классические университеты. И как призвал на конференции ректор Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Ярослав Кузьминов, пора бы уже и заканчивать с «обособлением подготовки педагогов в отраслевых вузах». «Практика показывает, – заявил он, – что лучшими учителями становятся выпускники классических университетов, и результаты мониторинга это подтверждают».

[an error occurred while processing this directive]

В противовес этому утверждению здесь вполне уместно дать реплику директора образовательного центра № 109 Евгения Ямбурга. Он говорит: «Господа, не спешите расправляться с региональными педвузами. В деревню лучший выпускник вашего классического университета все равно не поедет. Со своими лучшими ЕГЭ-баллами он осядет в престижной московской школе!» Звучит, конечно, цинично – но замечено верно.

Впрочем, все эти тонкости вряд ли учитываются, когда пришел час икс вместе с его платой по гамбургскому счету. При оптимизации высшей школы средний балл ЕГЭ абитуриентов играет не последнюю роль. Ведь он, по мнению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, свидетельствует о двух важнейших факторах: востребованности у абитуриентов образовательных программ (направлений) и интересе абитуриентов к конкретным вузам. Так что опять вернемся к рейтингу. Что показал он? Лидеры в группе классических университетов все те же – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. На третьем месте – Новосибирский госуниверситет (НИУ). В группе технических университетов с огромным отрывом лидирует Московский физико-технический институт (Физтех), на втором и третьем месте – Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина и Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики (ЛИТМО).

Среди социально-гуманитарных вузов лидером стал Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), на втором месте – ВШЭ НИУ ГУ, на третьем – Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова. Лучшим педагогическим вузом по качеству приема стал Московский городской педагогический университет. И... примерно половина из национальных исследовательских университетов (а на них возлагалась большая надежда государства) сегодня не лидирует ни по какому направлению и имеет достаточно низкий средний балл.

Наталья Савицкая

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе