Учи, пока молодой

Чиновники изобретают все новые способы привлечь молодых учителей в школы и выдавить с работы тех, кому пора на пенсию 

Ольга Лаврова с детства хотела быть учительницей и никем другим. Окончила институт и пошла преподавать физику в родном Владимире. Работа ей нравилась, ученики и коллеги тоже, но потом она все равно уволилась - так и не научилась жить на 6000 рублей в месяц. Из ее институтских подруг в школе работает только одна. «Она замужем за состоятельным человеком, для нее работа просто хобби, - объясняет Ольга. - А мне надо одной растить сына, так что работаю сейчас бухгалтером в коммерческой компании». 

История Лавровой вполне типичная: выпускники педагогических вузов идут куда угодно, только не в школу. Дипломированные преподаватели работают в банках, в турагентствах, в парикмахерских. По официальной статистике, в российских школах преподают в основном люди в возрасте, и только каждый десятый - молодой специалист. 2010-й - Год учителя, и решено омолодить кадры. Дмитрий Медведев постановил к 1 апреля «проработать механизм привлечения перспективных выпускников вузов для работы в школах». В конце января президент подписал указ о денежном поощрении лучших педагогов. Начиная с этого года 1000 специалистов ко Дню учителя будут получать премии по 200 000 рублей. 
Первой откликнулась столица. Каждый пятый московский учитель, то есть примерно 12 000 человек, уже достиг пенсионного возраста, заявила сразу после новогодних праздников руководитель московского департамента образования Ольга Ларионова. «За весь прошлый учебный год в связи с уходом на пенсию уволились лишь 5% учителей, из них 40% - это учителя в возрасте старше 65 лет», - рапортовала Ларионова. По ее расчетам, московскому учителю в среднем 45 лет. 

Это много, и надо что-то делать. Ларионова говорит о «системе отраслевой поддержки учителей». Поддержка, в частности, вот такая: выдавать учителям ноутбуки, предоставлять им отсрочки от армии, устраивать конкурсы личных сайтов педагогов и создать виртуальный музей педагогический славы. А пожилых учителей стимулировать, чтобы они уходили: выплачивать им при выходе на пенсию по 20 000 рублей. 

На самом деле ситуация в Москве и так отличается от картины во всей остальной России - программы по привлечению молодежи в школы работают в столице уже три года. «У молодых педагогов появился финансовый стимул устраиваться на работу в школы, - рассказывает Александр Гаврилов из департамента образования Москвы. - Выпускники педагогических вузов в первые три года работы получают надбавку в 40% к своей зарплате. Отличники с красным дипломом - 50%». К тому же выпускникам, которые устраиваются на работу в школу, дают так называемые подъемные 20 000 рублей и частично компенсируют им проезд в общественном транспорте. Есть программы по обеспечению жильем. «В прошлом году у нас около 300 учителей получили квартиры, среди них много молодых», - рассказывает Гаврилов. 

Результат не заставил себя ждать. Гаврилов говорит, что в Москве уже почти четверть учителей - молодежь. Дефицита кадров нет, напротив, скоро, похоже, будет конкурс на ставку преподавателя. 

Новыми учителями довольны и сами школьники, и их родители. «Самый молодой преподаватель в нашем классе - мужчина, учитель информатики, - рассказывает Яна Подгорная, ученица 9-го класса московской школы №1918. - Ему всего 25 лет. Да у нас в школе вообще большинство учителей молодые. Самым старшим на вид лет 40. Конечно, мне нравится учиться у молодых учителей - они более современные, преподают интересно и доступно». 

Валерия Сычева, мама 15-летнего Никиты, вспоминает, что пять лет назад в его школе педагоги были в основном за 50, а то и за 70. «Сыну учиться было просто неинтересно, - сетует мама. - Было видно, что учителям нужна только прибавка к пенсии». Учительница немецкого никогда не была в Германии и разговаривает на книжном немецком языке. Когда Никита поехал на стажировку в Германию, его там никто не понял, жалуется Сычева, хорошо, потом они переехали, сын пошел в другую школу, и теперь у него молодая учительница - только по-немецки говорит с учениками, по-русски ни слова. 

В новой школе №2045, которая открылась в Зеленограде год назад, почти половина учителей моложе 30 лет. «Половина из них пришла к нам сразу после вуза, - рассказывает Ольга Макарова, завуч старших классов. - Старше 60 у нас нет вообще». 2045-я вообще очень современная школа - рабочие места учителей оборудованы компьютерами. Макарова говорит, что молодежь пошла в школу, когда стали выплачивать надбавки к зарплате. Сейчас молодые учителя получают столько же, сколько и педагоги с 15-летним стажем. 

Но даже в благополучной Москве - с компьютерами в классах и повышенными зарплатами - не могут решить одну проблему: мужчины в школу по-прежнему не идут. Женщин-учителей в столице - 89%. Московские власти несколько раз вносили предложения предоставить молодым учителям отсрочки от армии, напоминает Александр Гаврилов, но инициатива так и не была поддержана. 

«Если бы мне после вуза платили в школе тысяч сорок, говорят, в Москве реально учителям столько платят, то я бы с удовольствием поработал», - говорит Александр Владимиров, 30-летний дипломированный учитель литературы, работающий в туристической компании. Он уверен, что среди его друзей 25–26 лет нашлось бы много желающих лучше отдать пару лет школе за нормальные деньги, чем придумывать, как откосить от армии. 

За последний год, если верить Ларионовой, средняя зарплата учителя в Москве выросла почти на четверть - до 34 500 рублей. Молодых учителей в столице стало больше. Возник вопрос: как подтолкнуть пожилых педагогов, чтобы они освобождали места? Столичные власти предлагают восстановить институт наставников. «В каждом округе Москвы есть методический центр, где с 1 сентября планируется открыть специальные ставки педагогов-наставников, - поясняет Гаврилов. - Они будут делиться опытом с молодежью, у них будет достойная зарплата, а работа - полегче». 

Впрочем, не все уверены, что это поможет решить проблему. Многие учителя, которым уже физически тяжело работать в школе, не уходят потому, что пенсия очень маленькая, объясняет Леонид Колосс, доцент Московского педагогического государственного университета (МПГУ). В наставники всех не переведешь, разовые выплаты тоже не помогут, Колосс видит только один выход: повышать пенсию. 

Провинция перенимает московский опыт. Например, мэр Новосибирска Владимир Городецкий предлагает молодым учителям единовременное пособие в 5821 рубль. В Чесменском районе Челябинской области каждый приехавший молодой специалист получает по 25 000 рублей подъемных. В Белгородской области хотят в этом году увеличить число молодых педагогов в школе на 3%. Начальник регионального департамента образования Юрий Коврижных говорит, что выпускникам педвузов, готовым преподавать в селах, будут выделять жилье и выплачивать подъемные. 

Министерство образования планирует привлечь молодых специалистов и на Северный Кавказ. Там огромная нехватка учителей, и для начинающих педагогов выделены специальные гранты. Но в целом по стране ситуация пока тяжелая. «У нас сейчас работают четыре девушки, они пришли после пединститута, - рассказывает Вадим Лебедев, директор школы №40 во Владимире. - Но средний возраст учителей в нашей школе - 40 лет. Три педагога пенсионного возраста». Никаких особых привилегий выпускники педвузов в регионе не получают. Зарплаты у молодых педагогов - около 5000 рублей. 

Зарплаты учителей в разных регионах различаются в разы, поскольку зависят от региональной надбавки. «Чтобы исправить ситуацию и привлечь учителей в небольшие города и села, надо увеличить базовую часть», - считает Колосс из МПГУ. Но это дорого. Потребуются серьезные бюджетные вливания. «44% школ в России - это сельские школы, где зарплата учителей 5000–6000 рублей в месяц, - говорит Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. - На такую зарплату идут в основном пенсионеры - для них это прибавка к пенсии. Там даже отсрочка от армии не поможет». 

Комков вообще считает, что проблема сформулирована некорректно. «Получается, что обсуждается дискриминация по возрасту и тема, как бы быстрее выгнать пожилых педагогов из школы, - отмечает Комков. - А проблема в том, что если из школ уйдут педагоги пенсионного возраста, то вести занятия будет некому». Не говоря уже о том, что среди пожилых учителей много высококлассных специалистов. Поэтому единственный путь, говорят эксперты, это повышать учителям зарплату - тогда появится конкурс, и директора смогут выбирать лучших.

Нина Важдаева 

Русский Newsweek
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе