Учебники старые, мучения новые

Учителя и родители до сих пор не могут понять, по каким книжкам дети будут заниматься в следующем учебном году.

Ну никак у нас не получается навести порядок со школьными учебниками. Остался всего месяц до окончания учебного года, а перечня учебников, по которым Минобрнауки рекомендует заниматься с 1 сентября 2014 года, нет. Хотя на него должны опираться школы при заказе книг. Что происходит? А это Минобрнауки попыталось в очередной раз навести порядок.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Проредили

В последние годы перечень распухал, как китайское сувенирное полотенце, брошенное в воду. В 2013 году школам рекомендованы три тысячи томов. По одной только физике четырнадцать учебников, по биологии - тринадцать, по химии - двенадцать. С трудом представляю себе учительницу, которая всерьез займется изучением всего разнообразия. В этом году маятник улетел в другую сторону. В проекте перечня на 2014/15 учебный год - 1300 книг. Минус сразу 1700 томов. Круто? Еще как!

Вот только, кроме всякой второсортной ерунды, исчезли и популярные учебники, по которым занимаются десятки тысяч ребят. В младшей школе не смогут учиться математике по книжкам Бориса Гейдмана и Людмилы Петерсон. Закрыты двери для развивающих учебников Леонида Занкова и образовательной системы «Школа 2100». Словесников вынуждают расстаться с книгами по русскому языку Генриетты Граник и Светланы и Валентина Львовых.

- Учебники Гейдмана и Петерсон не для всех, они рассчитаны на детей с математическими способностями, - объясняет мне «Учитель года-2010» Михаил Случ. - Большинство ребят, ставших победителями математических олимпиад, учились именно по ним. Жалко, что так вышло...

Методика известного педагога и психолога Занкова тоже делает упор на развитие способностей. Суть ее (если совсем просто) в том, что дети не заучивают механически материал, а как бы сами его открывают для себя. А учитель лишь «корректирует» открытие. Для детишек, которым интересно учиться, - и система «Школа 2100». Получается, с одной стороны, в вузах прибавляют мест для будущих инженеров и айтишников: стране нужны технари. С другой стороны, из школ изымают системы, рассчитанные на умников и умниц.

Причины исчезновения учебников разные. «Непатриотичные» книжки Петерсон не понравились эксперту-словеснику («КП» об этом уже писала). Другие книжки остались за бортом из-за простых формальностей - например, издатели принесли в министерство ксерокопию заключения эксперта вместо оригинала или не точно написали названия учебников.

В результате у крупнейшего учебного издательства «Просвещение» в перечень не попали 26 книжек. Учебники издательств «Федоров» (они печатали Занкова) и «Мнемозина» (книжки Граник) пролетели все. Зато небольшие издательства оказались в выигрыше: им проще соблюсти все процедуры. У «Бинома» (выпускает учебники по информатике) и у «Вита-пресс» (экономика и право) в перечень вошли все книжки.

В разные инстанции (и в «КП» тоже) полетели жалобы учителей, ученых, методистов: верните книжки для умных! «Отбить» пытаются далеко не все - только те учебники, которые полезны детям. Таких несколько десятков. Но ситуация складывается, как в спорте, - либо «переигрывать» все, то есть заново прошерстить 1700 отвергнутых учебников, либо развести руками и лишиться на три года (а новый перечень рассчитан на этот срок) и важных книг. Именно из-за этой коллизии окончательный перечень так и не обнародован.

Но время идет. Покупать-то учебники на новый учебный год надо! Каждая школа решает проблему в меру своей смелости. В Москве Департамент образования решил ориентироваться на перечень прошлого года. Другие решили не дразнить гусей и ограничились списком из 1300 книг.

Библиотека в помощь

Главная проблема: как быть с линейками учебников, по которым уже учатся дети? Скажем, в первом, втором и третьем классах ребята занимались по Занкову, что ж, теперь в четвертом классе ломать все и переходить на непривычные книжки?

- Школа в течение 5 лет вправе использовать те учебники, которые были куплены раньше, - объясняет замминистра образования и науки Наталья Третьяк. - Если класс занимается по линейке учебников, которая не вошла в новый перечень, ребята смогут завершить обучение по этим книжкам.

То есть ребятам можно 1 сентября раздать из библиотеки учебники Занкова за 4-й класс и доучить по привычной методике. То же самое касается Петерсон, Гейдмана. А вот купить новые - 2014 года - учебники этих авторов можно будет, только если они войдут в новый перечень.

Поэтому школы могут спокойно готовить учебные планы на следующий год, опираясь на учебники, по которым вы работали прежде.

И все-таки усушка!

Другой вопрос: как быть потом? Совершенно точно, что перечень учебников нужно приводить в порядок. Как сделать так, чтобы список был объективным? Чтобы он стал опорой учителю, а не полем боя издательств?

На мой взгляд, все просто. Выбирать книжки для себя должны сами учителя (претендую за это открытие на Нобелевскую премию!). За них это до сих пор делали академики, психологи, методисты. Между тем существует множество ассоциаций педагогов, есть объединения, есть неформальные клубы, как клуб участников конкурса «Учитель года России».

Это же очевидно: попросить учителей составить рейтинг учебников, по которым они хотят работать. Может быть, анонимный, чтобы издательства не смогли употребить свое влияние. И первые 5 - 6 учебников из списка включить в перечень. Уж кто-кто, а учителя не ошибутся - им по этим книжкам работать. Даже если к учебнику есть претензии, то, наверное, лучше, чтобы их сформулировали педагоги, а не далекие от школы академики.

Как быть с новыми учебниками? Да так, как было раньше, - ставить на них гриф «Допущено» (то есть в качестве эксперимента) и передавать учителям, которые готовы попробовать новинку. А потом уже решать, включать учебник в перечень или нет.

Вот скажите: если мы доверяем учителям учить наших детей, почему мы не можем им доверить выбор учебников, по которым им нравится вести занятия?

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

А зачем вообще нужен перечень?!

Ректор Московского городского педагогического университета, бывший замминистра образования и науки Игорь РЕМОРЕНКО:

- Когда есть перечень, учителя воспринимают его как руководство к действию и стараются заказать всего по чуть-чуть. Даже если они точно не будут пользоваться некоторыми учебниками. А для издательств попадание в перечень - элемент капитализации. Даже вне зависимости от того, сколько учителей выбрали их учебники. В других странах перечней нет и как-то они справляются.

- А как же определяют, годны учебники для школы или нет? Кто проводит экспертизу?

- Обычно государство выбирает несколько издательств, которые издают литературу для школ. И они сами отвечают за качество. Бизнес это в любом случае делает лучше, чем академические учреждения. Издательства работают с ассоциациями учителей, которые помогают делать учебники современными и удобными. В Финляндии по каждому предмету есть не больше 6 учебников, в Сингапуре и Гонконге - 4 - 5.

- То есть государство определяет стандарты, что должен знать ученик. А издательства, исходя из них, готовят учебники?

- Именно так!

ЦИФРА

Рынок школьных учебников сегодня оценивается в 20 млрд. рублей.

БДИ!

Серенький, ушастый, а не заяц

13 марта в «КП» мы опубликовали подборку найденных журналистами дурацких задачек из школьных учебников. И попросили к «ловле блох» присоединиться вас, наши читатели.

Немало народу откликнулось на этот наш решительный призыв. Люди проявляли бдительность (подчас даже излишнюю). Некоторые просто присылали задачки из учебников, которые сами не смогли решить. Ну что ж, возвращали письма с готовым решением. Но больше было сообщений с неожиданными шедеврами.


В самое сердце поразило нас задание из тетради для практических работ № 1 к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир для 1-го класса», присланное Екатериной (фамилию она не указала). Зайца на картинках нет. Может, правильный ответ - ежик?


Поучительную историю о том, чем отличается кирпич от воды, прислал нам Рустам. А что - лучше получить в глаз на картинке, чем в жизни.


А задание про «плимчик», «чалочку», «рапунок» и «трулялея» из учебника по русскому языку для 1-го класса (образовательная система «Гармония») существенно расширило наш словарный запас (прислал Богдан Анисимов).

ВОПРОС ДНЯ

Учителя и родители до сих пор не могут понять, по каким учебникам дети будут заниматься в следующем учебном году. Наш вопрос: А вы довольны тем, чему и как учат в школах наших детей?

Алексей ОВЧИННИКОВ, биолог, «Учитель года-2011», отец троих детей:

- В учебниках порой бывают такие несуразности... В «Природоведении» за 5-й класс зачем-то рассказывают про сложные единицы измерения космической скорости, а в 7-м, когда проходят хвойные растения, вместо привычных «шишек» и «иголок» навязывают мучительные научные термины. Зарплату в школах существенно повысили, а лучше работать в целом не стали, слишком много случайных людей.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий, отец восьмерых детей:

- Отвечу немодно: я всем доволен. Но вижу, как иногда родители легкомысленно относятся к образованию. Считают, что можно отдать ребенка в престижную школу, а все остальное сделают учителя. Это неправильно. Развитием и образованием детей и самим мамам-папам тоже нужно заниматься.


Рис. Валентин Дружинин

Анна КУВЫЧКО, депутат Волгоградской областной думы, мама двоих детей:

- В целом я довольна образованием своих детей, которое они получают в гимназии. А воспитанием в школах больше не занимаются, это обязанность родителей. И это правильно.

Ирина ХАКАМАДА, политик, мама двоих детей:

- Детей не учат главному - самостоятельности, общению друг с другом, умению отвечать за свои поступки, анализировать... А еще риторике, публичным выступлениям.

Лев КРОЙЧИК, завкафедрой Воронежского госуниверситета:

- Школа не очень хорошо готовит тех, кто к нам приходит. Она предлагает запомнить материал, но не понять, выяснить закономерности. Проблемы здесь возникают и из-за маленькой зарплаты учителей, плохого обеспечения новыми учебными технологиями. А еще в школе нужны мужчины. Не потому, что они физически крепче, а потому, что острее, динамичнее воспринимают процессы, которые происходят в мире.

Галина, читательница сайта KP.RU, мама двоих детей:

- Учебных часов все больше, толку - меньше. Только и знают, что менять программы! Одна показуха - зубрим итоговую проверочную работу, которую знаем заранее!

Ольга, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

- Сына в 8-м классе учат разбирать автомат и маршировать. Не рассчитывают, что поступят в вуз, - сразу к армии готовят?

Александр МИЛКУС

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе