Так нечестно

Россия впервые сдала обязательный ЕГЭ. Стал ли он идеальной и универсальной формой проверки знаний, о которой мечтали реформаторы образования? 

Революция, в необходимости которой нас так долго убеждали реформаторы образования, свершилась - Россия вступила в эпоху ЕГЭ. Это, конечно, не означает, что противники национального экзамена сложили оружие - баталии еще будут, но, как говорится, закон суров и его надо исполнять. Итак, выпускники российских школ сдали все экзамены, предварительные результаты подсчитаны, можно подвести и первые итоги. Так ли страшен оказался "дракон", которым нас пугали все последние годы? И стал ли ЕГЭ действительно объективной и независимой формой контроля знаний школьников?


Страхи по поводу единого госэкзамена оказались сильно преувеличенными. Что касается предметов по выбору, то здесь страсти поутихли, когда стало ясно, что результаты этих экзаменов не влияют на аттестат о среднем образовании. Итоговые отметки представляют собой среднее арифметическое годовых оценок выпускника за 10-й и 11-й классы по традиционной пятибалльной системе. А вот результатов испытаний по русскому языку и математике многие ждали с опаской: эти экзамены стали не только обязательными для всех, но и самыми значимыми - не сдав их, аттестат не получишь. В прошлом году, когда ЕГЭ проводился в режиме эксперимента, минимальный порог по этим предметам не смогли преодолеть 11 и 24 процента сдававших соответственно. Тогда эти цифры вызвали шок в обществе - что же получается: в стране, где привыкли гордиться высоким уровнем образования, школьники не знают элементарных азов арифметики и родной речи?

Этого не может быть, говорили одни, и обвиняли во всех смертных грехах нововведение - сам ЕГЭ. Дескать, тестовая система проверки знаний ужасна, так как противоречит российскому менталитету и сбивает школьников с толку - все силы детей уходят на то, чтобы не ошибиться в заполнении бланка и правильно внести в графу номер задания. Кроме того, и сами задания невероятно сложны, запутанны и часто некорректно сформулированы. Много нареканий вызвал и принцип независимой проверки - ребенку, мол, комфортнее сдавать экзамен своему учителю и в родных стенах, как это было раньше. Другие, среди которых было много сторонников ЕГЭ, наоборот, уверяли, что его результаты отражают реальную картину того, в каком состоянии находится среднее образование в России. Мол, неча на зеркало пенять, коли… ну, продолжение все знают. В этой ситуации чиновники от образования решили пойти на компромисс - что называется, от греха подальше. Они ввели правило "плюс 1 балл": тем, кто сдал экзамен на два, в аттестат поставили тройки.

ЕГЭ-2009 все должен был расставить по своим местам. И что же мы имеем? Минимальный порог по русскому языку не преодолели около 6 процентов выпускников, по математике - 6,8 процента. Цифры, по сравнению с экспериментальными годами, отличаются существенно. В чем же дело? Может, наши школьники резко поумнели? Это, конечно, не исключено, но скорее всего причины следует искать в другом.

Восемь лет, в течение которых ЕГЭ проводился в отдельных регионах в режиме эксперимента, не прошли даром. Все это время создатели контрольных измерительных материалов (проще - тестов) делали "работу над ошибками", пытаясь более корректно сформулировать задания, чтобы избежать ляпов и двусмысленного толкования. Конечно, до идеала еще далеко, но учительское сообщество отмечает, что в целом тесты стали гораздо лучше. Усилилась и мотивация школьников - они стали меньше халтурить. Если в прошлые годы можно было особо не напрягаться, успешно завалить все экзамены и все равно получить корочки об окончании школы, то сейчас ситуация изменилась. С этого года выпускники, не набравшие минимального количества баллов по русскому и математике, вместо аттестата получат справку об окончании одиннадцати классов. С этой справкой можно пойти в вечернюю школу или экстернат и попробовать сдать ЕГЭ в следующем году. Либо поступить в учреждения среднего ­профессионального образования с аттестатом за 9-й класс. Двоечников в стране оказалось 2,2 процента - приблизительно 20 тысяч человек. Много это или мало? Большинство экспертов считают цифру явно заниженной: почти стопроцентная успеваемость - утопия. А столь малое количество двоечников объясняют тем, что в этом году задания по предметам были менее сложные, ниже стал и минимальный порог прохождения экзамена.

"Если по мановению волшебной палочки результаты улучшаются за год в три раза, при том что ничего радикального не произошло, то мне это напоминает политическую кампанию, - говорит заслуженный учитель России, председатель комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгений Бунимович. - Дело в том, что сегодня ЕГЭ - единственный критерий, с помощью которого проверяют и ученика, и учителей (в некоторых регионах даже зарплата от этого зависит), и школы, и сами регионы. Все заинтересованы в хороших показателях. Но возникает вопрос: насколько честны результаты? Главный козырь ЕГЭ - независимый и более объективный контроль. А если его итоги вызывают сомнения, тогда в нем нет никакого смысла. То, что на этот экзамен навалили так много, - большая ошибка. Нельзя одним ключом открыть все двери. Мне кажется, это слишком простой путь - надо серьезнее и сложнее подходить к образованию".

На самом деле, по мнению экспертов, школьную программу не знают где-то 20-25 процентов выпускников (то есть экспериментальный ЕГЭ был куда честнее), но общество психологически еще не готово принять этот факт. Даже вполне успешные экзаменационные итоги этого года вызвали бурную реакцию. Дело дошло до массовых акций и пикетов, призванных привлечь внимание "к пагубному воздействию ЕГЭ на уровень образования и психику школьников". "Даже при всех смягчающих обстоятельствах - и задания попроще, и требования поменьше - все равно неизбежен шок от того, что мы перестали играть в поддавки со своими учениками, а с нами перестали играть в поддавки проверяющие организации, - считает заслуженный учитель России Лев Соболев. - Люди, которые тоскуют по золотому советскому времени, не очень убедительны, потому что тогда липы было очень много".

Липы, правда, немало и сейчас. Уже зафиксировано довольно большое количество нарушений, связанных с утечкой информации во время экзаменов. Школьники выкладывали свои варианты заданий в социальной сети "ВКонтакте", сопровождая их надписями: "Помогите решить. Срочно!" Представители Рособрнадзора подтвердили, что в некоторых пунктах приема экзаменов в разных регионах у участников не были изъяты мобильные телефоны. Есть примеры и покруче. В городе Батайске Ростовской области учителя, запуганные собственным директором, пришли сдавать ЕГЭ вместо своих учеников - выпускников вечерней школы. Массовость нарушений свидетельствует о довольно своеобразном отношении ответственных за проведение ЕГЭ в этом году. Некоторые эксперты даже квалифицируют это как попытку дискредитировать единый госэкзамен.

Так что на вопрос, стал ли ЕГЭ идеальной и универсальной формой проверки знаний, положительно ответить пока нельзя. Многочисленные нарушения и странные результаты ставят под сомнение его объективность. Да и универсальным, как это изначально задумывалось, ЕГЭ тоже не стал. Мощное ректорское лобби пробило брешь в защите Министерства образования и науки, выторговав для 24 вузов (самых популярных, заметим) право на проведение дополнительных вступительных испытаний. Таким образом, первую попытку нельзя считать удачной - цели, которые ставились перед единым ­госэкзаменом, пока не достигнуты. Но главное - не упускать их из виду. Понадобится еще не один год, чтобы общество привыкло к ЕГЭ: когда он превратится в рутину и перестанет вызывать столь острые эмоции, можно исправить ошибки. Например, довести до зеркального блеска тестовые задания, свести на нет многочисленные нарушения во время экзамена... А еще вернуться к начальной идее - сделать поступление в вузы возможным только через ЕГЭ, чтобы убить на корню все слухи и сплетни о платных поступлениях через олимпиады и "заносы" перед тем самым единственным экзаменом, которые выбили себе вузы. Тогда можно будет сказать - реформа удалась....

Итоги

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе