Штаты становятся Меккой домашнего образования

Плюсы и минусы кризиса национальной школы


От редакции. Cреди целого ряда дискуссий, которые ведутся сегодня в Соединенных Штатах, одна имеет самое непосредственное отношение к фактору первостепенной важности современной эпохи – постепенной эрозии институтов национального государства. 

Возможно, важнейшим таким институтом была средняя школа, которая являлась площадкой реализации основных гуманитарных программ, связанных с нациестроительством в Америке, – секуляризации, десегрегации, распространения дарвинизма и так далее. Борьбу за публичную сферу консерваторы фактически проиграли, но другой процесс – распространения домашнего образования за счет и согласно рекомендациям родителей – может свести на нет все успехи прогрессистов. Так что вопрос о «домашнем образовании» имеет очень много самых разных преломлений. Terra America постарается внимательно следить за ходом этой дискуссии.

* * *

На днях Ассоциация правовой защиты домашнего образования (The Homes School Legal Defense Association) призвала американцев связаться с сенаторами от их штатов, затем обратиться к представителям Белого дома, чтобы направить внимание официальных лиц на новый документ от ООН, воспринятый ими как угроза этой системе образования – Convention on the Rights of Persons with Disabilities and Optional Protocol.

Но эта инициатива пока мало кого привлекла. Зато в центре внимания общественности остаются голливудские актеры Том Круз и Кэти Холмс, в связи с бракоразводным процессом.

При чем здесь Том Круз, спросите вы?

Дело в том, что Кэти Холмс сделала заявление относительно образования шестилетней дочери, остающейся с ней… Следует отметить, что перед этим событием достоянием прессы стали некоторые детали соглашения по поводу развода: Сури сможет посещать отца в сопровождении няни и охранника, при этом разговоры о сайентологии должны быть исключены; также по настоянию матери – никакого участия в каких-либо мероприятиях Сайентологической церкви (Church of Scientology).

Кэти Холмс явно решила положить крест (до своего обращения в сайентологию – в 2005 году – она была католичкой) на домашнем образовании дочери, основанном на сайентологической методике. Пока нет ясности, продолжится ли образование – но уже под руководством другого наставника и по другой программе – дома, или ее отправят в частную школу. Этот развод знаменитой сайентологической пары вновь привлек внимание общества к Co$ (общепринятый символ, выражающий намек на культ доллара – Church of $), которую большинство американцев причисляют к псевдо-религии, но не только к этому движению.

Многие склонны ставить в основание развода именно расхождение пары относительно домашнего образования. Оно то и заслуживает нашего особого внимания, поскольку в него вовлекается все большее число людей.

Сегодня, когда перед родителями возникает дилемма – государственная школа, где нет качества, или частная, дорогая – некоторые из них делают выбор в пользу домашнего образования (homeschooling). Когда-то к нему прибегали в силу необходимости, чаще всего из-за проживания в труднодоступных местах, где трудно, а то и невозможно добраться до школы. Также оно было более приемлемым для детей с физическими и психическими изъянами. Но затем домашнее образование стало популярным и более привлекательным и для тех, кто вроде бы и без изъянов, и живет не в глуши, а в городе, где школа.

У сторонников домашнего обучения много доводов в его пользу.

Они исходят из того, что такое образование дешевле, что оно позволяет больше внимания уделять вещам, способным реально пригодиться в жизни, а не удобным и привычным академическому сообществу. Здесь соблюдается индивидуальный подход: оставаясь дома, дети не наберутся той дури, которой полным полно в школах: наркотики, алкоголь, криминал, да и в целом нездоровая атмосфера (негативное воздействие со стороны сверстников, насмешки).

Благодаря домашнему образованию сохраняется истинная религиозность, формируется определенное мировоззрение, желательное семье («не желаем, чтобы наше чадо учили по Дарвину»). В итоге сегодня по разным подсчетам два миллиона американских детей уже занимаются дома (это 4% по данным National Home Education Research Institute).

Дискуссии на тему домашнего обучения активно велись в США еще с 1852 года, когда в прессе обсуждали саму законность этого типа образования. Но затем в законности сомневаться перестали (домашнее образование легально во всех Штатах), и дискуссии эпизодически возникали по поводу частностей (системы оценки, тестирования, получения грантов).

В 1970-е годы появилось несколько книг по этой теме (например, John Holt. «How Schools Fail and How Children Learn», которую предваряла его же работа «How Children Fail», с основной идеей, что «дети любят учиться, но не любят быть обучаемыми»), и данный формат образования стал набирать популярность, выступая формой образования, альтернативной частным и публичным школам.

При домашнем образовании либо один из родителей берет на себя роль учителя, либо оба, в зависимости от занятости и страсти. Однако сразу же следует отметить и такое явление в этой сфере, как родительские кооперативы: здесь также всему учат сами родители, но они объединяются друг с другом, благодаря чему каждый учит тем предметам, к которым сам более склонен. И этот формат становится все более популярным в обществе. К тому же он позволяет показать критикам, что домашнее обучение не ведет к социальной изоляции, поскольку дети имеют разнообразное и предметное общение со взрослыми разного возраста, пола и расы.

В последнее время также отмечается рост числа сторонников домашнего образования и среди афроамериканцев. Как отражение этого тренда – появление National Black Home Educators. Мотивация здесь та же, что и у белых, но с нюансами. Так одна мамаша заметила, что причина обучать детей дома у нее чисто культурологическая: дать сыну больше представления об африканских корнях, а также разрушить убеждение, что история его предков начинается с рабства. Но больше всего афроамериканцев раздражает установка учителей в школах натаскивать учеников на тесты, а также рекомендации родителям заставлять детей принимать лекарства, концентрирующие их внимание или успокаивающие наиболее возбужденных.

Во всем этом они видят своего рода «зомбирующий» эффект обучения в школе. Чаще звучит примерно такой мотив: «школа отбила у моего ребенка желание учиться». И сторонники домашнего образования отмечают, что им снова удается пробудить в детях желание учиться. В итоге, все больше афроамериканцев планируют оставлять своих детей дома. Впрочем, у этой тенденции есть и негативный прогноз: если после 60-х годов прошлого века, когда школы стали ориентироваться на десегрегацию, переход на домашнее образование может привести афроамериканцев к добровольной сегрегации.

Число желающих получать образование дома увеличивается с каждым годом, также растет и число причин, побуждающих к этому (в анкетах 2003 года таких причин указывалось 6). Современная информационно-коммуникативная среда позволяет помимо коммун «в реале» формировать и виртуальные сообщества, обмениваться опытом относительно того, как организовать рабочее (учебное) пространство, какие пособия использовать, какие методики более эффективны; на добровольной основе формируются базы данных по пособиям, библиотеки идут навстречу таким родителям, предлагая им тематические выставки, формируя подбор соответствующей литературы; социальные сети полны роликов, где родители делятся достижениями и советами, сравнивают учебные планы на день, неделю.

Из последних событий следует также отметить, что в Нью-Хэмпшире в июне этого года давление сторонников этого типа образования на бюрократов завершилось победой – внесены изменения в местное законодательство, уменьшающее число согласований по поводу домашнего образования. Вообще система домашнего образования с иной стороны показывает стремление американцев как можно меньше зависеть от чиновников от образования, дистанцироваться от всего, что причастно государству или транснациональным корпорациям, чуждым духу коммуны, общины.

Штаты становятся, можно сказать, Меккой и домашнего образования.

Символичным является следующий случай. В январе 2010 года в США получила убежище семья из Германии, покинувшая ее из-за невозможности обучать своих детей дома. Немецкие христиане – Уве Ромайке, музыкальный учитель, и его жена, Ханнелоре, – переехали в Морристаун, штат Теннеси, в 2008 году после того, как на родине их оштрафовали на несколько тысяч евро за то, что они обучали своих детей дома. К семье Ромайке даже направляли домой полицию, чтобы препроводить детей в школу, откуда родители забрали их в 2006 году, поскольку учебная программа там – «антихристианская»: учебники насыщены идеями и терминами, идущими вразрез с христианской верой (сексуальный жаргон, образы вампиров и ведьм), при этом школа декларировала «уроки этики» на основе ислама, буддизма и прочих религий.

В Штатах же, после рассмотрения их случая, Ромайке и его супруга получили гражданство и возможность обучать детей дома – согласно своему мировоззрению. В США законодательно закреплено право родителей свободно выбирать форму обучения. Таким образом, конфликт между семьей и обществом (государством) был преодолен, и, главное – процесс окончательной верификации (контроля знания) остается за обществом (в виде общепринятых тестов). Учи как хочешь, главное потом сдать тест.

Согласно последним статистическим данным Министерства образования США 48,9% родителей решили перейти на домашнее обучение, чтобы дать своим детям лучшее образование, и 38,4% сделали это по религиозным соображениям. Но играет роль еще один фактор – желание уберечь детей от насилия в школах. Христианский телеканал DoersTV.com, запускающий этой осенью новый проект, посвященный домашнему образованию, в ходе работы над новым проектом отметил, что частые случаи издевательств над школьниками со стороны сверстников (как в публичных, так и частных школах) заставляют все большее число родителей задумываться о переходе на домашнее образование.

Так что не только религиозный и экономический факторы становятся решающими при переходе к домашнему образованию, но и психологический, желание избавить детей от «девиантов и недоумков», оказывающихся в одном с ними классе.

Показателем значимости и масштаба домашнего образования является проведение этой осенью (1-4 ноября) в Берлине первой всемирной конференции по домашнему образованию (global home education conference).

Но за всеми успехами этого формата обучения не стоит забывать, что домашнее образование, безусловно, хорошо только тогда, когда у детей есть нормальный дом и нормальные родители, не только достаточно обеспеченные, но и образованные и организованные, чтобы извлечь из домашнего образования только позитивный опыт.

Автор: Василий Ванчугов

Terra America

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе