«Школа для малышей» при МОУ «Провинциальный колледж» открылась 15 лет назад, инициатором ее создания была преподаватель колледжа Ольга Германовна Левина. Ныне она является заместителем директора по организационно-методической работе. Вот уже двенадцать лет руководит «Школой для малышей» Наталья Николаевна Нянковская, и ее первые выпускники уже окончили одиннадцатый класс.
Первое взрослое дело
Идея создать школу при колледже зародилась давно. Когда она только создавалась, была сформирована всего одна утренняя развивающая группа. Но потребность в таких занятиях оказалась столь велика, что количество утренних групп пришлось увеличить до двух, а вдобавок открыли и три вечерние группы по десять человек. Сегодня желающих отдать своих детей в «Школу для малышей» очень много. По словам Натальи Николаевны, изза стесненности в условиях принять всех, увы, невозможно.
И все-таки дополнительно для двухлеток здесь смогли создать небольшую группу, которая объединяет всего пять малышей. В два года дети бывают не готовы к самостоятельным занятиям в группах, они могут испугаться остаться без родителей. Для таких малышей занятия проводятся вместе с мамами, с ними работает психолог, учит общаться со сверстниками.
Посещение этой группы – первое взрослое и самостоятельное дело для маленького ребенка. У него появляются первые учителя, первые друзья. Малыш учится общаться, играть вместе со сверстниками, разрешать конфликты.
Главное – чувствовать ребенка
Сегодня существует множество самых разных развивающих методик. «Мы работаем по санкт-петербургской программе «Детство», – рассказывает Наталья Нянковская. – Но каждому преподавателю я доверяю и даю свободу. У каждого из них есть своя авторская программа, которая утверждается директором.
На мой вопрос, что должны уметь и знать педагоги, которые работают с малышами, Наталья Николаевна отвечает: «В первую очередь любить детей, чувствовать маленького человека. У всех педагогов, которые работают в нашей школе, это качество присутствует. Для меня это очень важно».
Коллектив, которым руководит Нянковская, небольшой, но дружный, большинство педагогов трудятся вместе уже давно. Одновременно с руководителем двенадцать лет назад в школу пришла Елена Владиславовна Соколова, которая занимается с самыми маленькими учениками. Математику и чтение преподает Марина Александровна Танько, английский язык – Анастасия Леонидовна Романова, музыку – Марина Геннадьевна Шапошникова, а изобразительное искусство – Евгения Васильевна Сафарова. Работает с детьми и опытный психолог кандидат психологических наук Александра Алексеевна Ушанова.
Без страха перед зрителем
Для чего нужны развивающие занятия? Прежде всего чтобы ребенок чувствовал себя уверенней в кругу сверстников и взрослых людей, не боялся выступать, особенно в присутствии слушателей, не зажимался при ответе и не стеснялся отстаивать свою точку зрения.
В школе, которой руководит Наталья Нянковская, подготовка к праздникам – это особый творческий процесс, в нем участвуют и взрослые, и дети. Каждый ребенок обязательно задействован в выступлениях, пусть ему достанется небольшой стишок, пусть малыш еще плохо или тихо говорит – главное, чтобы у него не было страха перед аудиторией. Кстати, воспитанники «Школы для малышей», как правило, со взрослыми чувствуют себя свободно и непринужденно. Выступления, которые они традиционно готовят для выпускников колледжа, становятся изюминкой праздника последнего звонка.
Обстановка в «Школе для малышей» уютная и по-домашнему комфортная, что помогает детям раскрыться и чувствовать себя свободно. Возможно, поэтому и привозят сюда ребятишек со всего города.
Мы никого не ругаем
Знакомлюсь с маленькими посетителями дневной группы. Застаю ребят за уборкой игрушек. На меня устремляются несколько пар внимательных глаз. «А что вам больше всего нравится в школе?» – спрашиваю я их. «Чай пить! Рисовать корабли и самолеты! Английский учить. Ходить на прогулки», – слышится в ответ. «Мне занятия нравятся, там можно новые знания получить», – добавляет рассудительный Никита. Он один из самых старших в группе, на следующий год ему идти в школу, и мальчик уже осознает, что ходит на занятия не только играть, но и получать знания.
«Мы никогда и никого не ругаем, – делится своими секретами Наталья Николаевна. – Мой принцип – ни при каких обстоятельствах не повышать голос на ребенка, этого же правила придерживаются и остальные педагоги. Детей нужно развивать и поднимать до своего уровня, но ни в коем случае нельзя обращаться с ними свысока. Поэтому, когда разговариваю с ребятами, специально сажусь на стул, чтобы малыши не чувствовали, что я довлею, возвышаюсь над ними. И на уроки детей тоже не заставляем идти силком. Если кто-то не хочет – пусть играет, потом он же и бежит на занятия вприпрыжку».
Если садик обернулся стрессом
Ребята в школу приходят разные, среди них немало тех, кто имел негативный опыт посещения детского сада: кто-то, например, боится темноты или плохо говорит. Педагоги всеми силами стараются помочь малышам решить их детские проблемы.
Мне удалось поговорить с некоторыми мамами нынешних воспитанников «Школы для малышей». По словам одной из них, ее сын как раз из тех, для кого посещение детского сада обернулось стрессом. А вот в «Школе для малышей» мальчик чувствует себя комфортно. «У меня трое детей, поэтому есть с чем сравнивать. Здесь работают чудесные педагоги, создана комфортная обстановка для детей. Все ребята разные, но каждому из них уделят внимание, к каждому найдут индивидуальный подход. С детками здесь занимаются, полностью готовят к школе», – объяснила свой выбор мама Матвея.
Еще один мальчик, посещающий «Школу для малышей», в садик вообще не ходил, рос стеснительным, застенчивым. Сейчас он стал более общительным, активным. На следующий год пойдет в первый класс. А его родители планируют и второго ребенка отдать в «Школу».
По словам Натальи Нянковской, практически все папы и мамы очень много помогают школе: и в подготовке праздников участвуют, костюмы шьют, и участок благоустраивают. От их активной позиции тоже многое зависит. Вот только родительских собраний «с разбором полетов», как это принято во взрослых школах, здесь не устраивают. В «Школе для малышей» считается нетактичным обсуждать детей на общем собрании. Для этого есть индивидуальные беседы. «Мы всегда готовы к разговору. Есть проблемы, приходите, разберемся, – говорит Наталья Николаевна. – И родители идут за советом, за помощью».
Ирина ШКАРНИКОВА
Городские новости