Школа для малышей

Советскую педагогику нередко называли педагогикой упущенных возможностей, потому что учить детей у нас начинали с пяти лет. По мнению специалистов, это уже поздно, учить ребенка надо буквально с рождения. Если, конечно, родители хотят, чтобы он вырос развитой личностью. Так это или нет, но в последнее время популярными становятся школы для малышей дошкольного возраста. Причем в них стремятся отдать и тех, кто не посещает детский сад, и тех, кто в сад ходит. Сегодня в Ярославле достаточно много всевозможных подготовительных студий и школ для малышей. Об одной из них наш рассказ.

«Школа для малышей» при МОУ «Провинциальный колледж» открылась 15 лет назад, инициатором ее создания была преподаватель колледжа Ольга Германовна Левина. Ныне она является заместителем директора по организационно-методической работе. Вот уже двенадцать лет руководит «Школой для малышей» Наталья Николаевна Нянковская, и ее первые выпускники уже окончили одиннадцатый класс.


Первое взрослое дело

Идея создать школу при колледже зародилась давно. Когда она только создавалась, была сформирована всего одна утренняя развивающая группа. Но потребность в таких занятиях оказалась столь велика, что количество утренних групп пришлось увеличить до двух, а вдобавок открыли и три вечерние группы по десять человек. Сегодня желающих отдать своих детей в «Школу для малышей» очень много. По словам Натальи Николаевны, изза стесненности в условиях принять всех, увы, невозможно.

И все-­таки дополнительно для двухлеток здесь смогли создать небольшую группу, которая объединяет всего пять малышей. В два года дети бывают не готовы к самостоятельным занятиям в группах, они могут испугаться остаться без родителей. Для таких малышей занятия проводятся вместе с мамами, с ними работает психолог, учит общаться со сверстниками.

Посещение этой группы – первое взрослое и самостоятельное дело для маленького ребенка. У него появляются первые учителя, первые друзья. Малыш учится общаться, играть вместе со сверстниками, разрешать конфликты.


Главное – чувствовать ребенка

Сегодня существует множество самых разных развивающих методик. «Мы работаем по санкт-­петербургской программе «Детство», – рассказывает Наталья Нянковская. – Но каждому преподавателю я доверяю и даю свободу. У каждого из них есть своя авторская программа, которая утверждается директором.

На мой вопрос, что должны уметь и знать педагоги, которые работают с малышами, Наталья Николаевна отвечает: «В первую очередь любить детей, чувствовать маленького человека. У всех педагогов, которые работают в нашей школе, это качество присутствует. Для меня это очень важно».

Коллектив, которым руководит Нянковская, небольшой, но дружный, большинство педагогов трудятся вместе уже давно. Одновременно с руководителем двенадцать лет назад в школу пришла Елена Владиславовна Соколова, которая занимается с самыми маленькими учениками. Математику и чтение преподает Марина Александровна Танько, английский язык – Анастасия Леонидовна Романова, музыку – Марина Геннадьевна Шапошникова, а изобразительное искусство – Евгения Васильевна Сафарова. Работает с детьми и опытный психолог кандидат психологических наук Александра Алексеевна Ушанова.


Без страха перед зрителем

Для чего нужны развивающие занятия? Прежде всего чтобы ребенок чувствовал себя уверенней в кругу сверстников и взрослых людей, не боялся выступать, особенно в присутствии слушателей, не зажимался при ответе и не стеснялся отстаивать свою точку зрения.

В школе, которой руководит Наталья Нянковская, подготовка к праздникам – это особый творческий процесс, в нем участвуют и взрослые, и дети. Каждый ребенок обязательно задействован в выступлениях, пусть ему достанется небольшой стишок, пусть малыш еще плохо или тихо говорит – главное, чтобы у него не было страха перед аудиторией. Кстати, воспитанники «Школы для малышей», как правило, со взрослыми чувствуют себя свободно и непринужденно. Выступления, которые они традиционно готовят для выпускников колледжа, становятся изюминкой праздника последнего звонка.

Обстановка в «Школе для малышей» уютная и по-домашнему комфортная, что помогает детям раскрыться и чувствовать себя свободно. Возможно, поэтому и привозят сюда ребятишек со всего города.


Мы никого не ругаем

Знакомлюсь с маленькими посетителями дневной группы. Застаю ребят за уборкой игрушек. На меня устремляются несколько пар внимательных глаз. «А что вам больше всего нравится в школе?» – спрашиваю я их. «Чай пить! Рисовать корабли и самолеты! Английский учить. Ходить на прогулки», – слышится в ответ. «Мне занятия нравятся, там можно новые знания получить», – добавляет рассудительный Никита. Он один из самых старших в группе, на следующий год ему идти в школу, и мальчик уже осознает, что ходит на занятия не только играть, но и получать знания.

«Мы никогда и никого не ругаем, – делится своими секретами Наталья Николаевна. – Мой принцип – ни при каких обстоятельствах не повышать голос на ребенка, этого же правила придерживаются и остальные педагоги. Детей нужно развивать и поднимать до своего уровня, но ни в коем случае нельзя обращаться с ними свысока. Поэтому, когда разговариваю с ребятами, специально сажусь на стул, чтобы малыши не чувствовали, что я довлею, возвышаюсь над ними. И на уроки детей тоже не заставляем идти силком. Если кто-­то не хочет – пусть играет, потом он же и бежит на занятия вприпрыжку».


Если садик обернулся стрессом

Ребята в школу приходят разные, среди них немало тех, кто имел негативный опыт посещения детского сада: кто­-то, например, боится темноты или плохо говорит. Педагоги всеми силами стараются помочь малышам решить их детские проблемы.

Мне удалось поговорить с некоторыми мамами нынешних воспитанников «Школы для малышей». По словам одной из них, ее сын как раз из тех, для кого посещение детского сада обернулось стрессом. А вот в «Школе для малышей» мальчик чувствует себя комфортно. «У меня трое детей, поэтому есть с чем сравнивать. Здесь работают чудесные педагоги, создана комфортная обстановка для детей. Все ребята разные, но каждому из них уделят внимание, к каждому найдут индивидуальный подход. С детками здесь занимаются, полностью готовят к школе», – объяснила свой выбор мама Матвея.

Еще один мальчик, посещающий «Школу для малышей», в садик вообще не ходил, рос стеснительным, застенчивым. Сейчас он стал более общительным, активным. На следующий год пойдет в первый класс. А его родители планируют и второго ребенка отдать в «Школу».

По словам Натальи Нянковской, практически все папы и мамы очень много помогают школе: и в подготовке праздников участвуют, костюмы шьют, и участок благоустраивают. От их активной позиции тоже многое зависит. Вот только родительских собраний «с разбором полетов», как это принято во взрослых школах, здесь не устраивают. В «Школе для малышей» считается нетактичным обсуждать детей на общем собрании. Для этого есть индивидуальные беседы. «Мы всегда готовы к разговору. Есть проблемы, приходите, разберемся, – говорит Наталья Николаевна. – И родители идут за советом, за помощью».


Ирина ШКАРНИКОВА

Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе