Превращение в электроников

Цифровая школа: мечта учителей или кошмар для школяров?

Электронная школа, цифровая школа, школа будущего... Сегодня, если речь заходит об образовании, эти словосочетания по частоте употребления уступают только злосчастной аббревиатуре ЕГЭ. На самом деле уже на наших глазах в обычной средней школе происходит цифровая революция. Что ждет «человека обучающегося» уже в ближайшем будущем?

Дети цифры

Cовременным школьникам можно позавидовать. Ведь их родители еще каких-то десять — пятнадцать лет назад небесные светила изучали по тусклым картинкам учебника астрономии, примерно по той же методе получали представление о флоре и фауне, а любимым наглядным пособием в кабинете биологии был пластмассовый скелет. Чтобы написать реферат, приходилось часами просиживать в библиотеке, перекатывая огромные куски текста из потрепанных книг. А уж о таком слове, как «презентация», даже не слыхивали.

А сегодня речь идет ни много ни мало о создании в школе единого информационного пространства. Первая цифровая школа в России появилась всего три года назад в Череповце — сейчас это лицей «АМТЭК». Она, кстати, стала площадкой для проведения конкурса «Учитель года-2007». Тогда-то ее при помощи спонсоров и поддержке губернских властей и оснастили по последнему слову техники.

Школа получилась навороченная. Тут и мультимедийные классы с интерактивными досками, и смарт-фойе с плазменными панелями, где можно ознакомиться с расписанием, новостями и даже с меню в столовой. Особая гордость — так называемый поливалентный актовый зал с системой голосования. Ну и, понятное дело, мобильные классы, которые можно развернуть в любом месте.

Это техника. Что касается «контента», то и тут все богатство выбора: коллекции образов, системы тестирования, интеллектуальные игры, тренажеры, виртуальные эксперименты по физике и химии, лабораторные работы и многое другое. В общем, три года назад это было чем-то из области фантастики. Уезжая из Череповца, мы, журналисты, испытывали острое чувство зависти к ученикам этой школы и не менее острое чувство жалости к ее учителям и директору. Ведь теперь, думали мы, всю эту инновационную махину надо поддерживать в рабочем состоянии, ремонтировать, а главное — освоить. Что скрывать, многие учителя и к компьютеру-то не знали, как подойти, не говоря уже обо всей этой сложной технике.

Короче, процесс пошел. С каждым годом таких школ становится все больше. Главные препятствия на пути к цифровому раю — деньги, вернее, их нехватка и не очень высокий уровень технической грамотности учителей. Да и об эффективности пока судить рано. Однако даже закоренелый враг прогресса не сможет оспорить тот факт, что новые технологии открыли ученикам, да и преподавателям совсем другую реальность. Так, по мнению директора Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергея Кувшинова, «цифровая школа дает принципиальную возможность перейти от обучения в классах к обучению в любом месте и в любое время, заменить регулятивные уроки индивидуальными, использовать электронный документооборот вместо мела и бумаги». То есть это полная перестройка не только с точки зрения методики, но и с точки зрения администрирования.

Долой бумагу!

Школ, где управленческая деятельность полностью компьютеризирована, пока единицы, но элементы этой системы сейчас вводятся повсеместно. Одна из наиболее популярных «игрушек» — электронный журнал (ЭЖ). Под этим неброским названием скрывается информационная программа, которая объединяет учеников, родителей, администрацию и учителей, а также обслуживающий персонал — столовую, медицину, спортивно-оздоровительный комплекс. А зачастую и системы контроля и безопасности. Ребенок открывает школьную дверь, прикладывает палец на входе к сенсору, и информация о его приходе поступает в электронный журнал и на телефон родителей в виде эсэмэски. Оценки, полученные на уроках, сразу же проставляются в ЭЖ — родители могут увидеть их на своем компьютере или получить пресловутое SMS-сообщение. Когда ребенок уходит из школы, все повторяется: он еще не успел выйти, а мама с папой уже знают, что учебный день закончился. Помимо этого родители могут посмотреть календарно-тематические планы, домашние задания, узнать, какие грядут проверочные работы, — на сайте выложены пробные контрольные. Естественно, все это может увидеть и сам ребенок, что особенно удобно, если он пропустил занятия. Через школьный сайт родители общаются с учителями, записываются на прием к директору и т. д. Даже родительские собрания можно проводить по Интернету в режиме видеоконференции.

В некоторых учебных заведениях пошли еще дальше. «Подобные системы установлены во многих школах, но в них нет управленческого блока, — говорит директор московской школы № 1298 Ольга Ярославская. — Директор не видит полной картины — он может посмотреть только ЭЖ. Поэтому наш системный администратор Александр Чазов прописал управленческий блок. Я нажимаю одну кнопку — передо мной все учителя, процент их участия в учебном процессе, учет их рабочего времени. Кроме того, я могу понедельно отслеживать, сколько детей не имеют ни одной оценки, сколько — недостаточно оценок, чтобы выставить четвертную. И тогда я начинаю задавать вопросы. Для меня как управленца абсолютно все прозрачно и открыто».

В идеале школа вообще может отказаться от бумаги — в первую очередь от классных журналов и дневников. Но не тут-то было. «Электронный журнал — вещь очень удобная, мы работаем в этой системе уже шестой год. Но идиотизм ситуации в том, что бумажный никто не отменял, — сетует директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский. — Оказывается, он предусмотрен постановлением чуть ли еще не Наркомпроса. И контрольные органы проверяют работу учителя именно по нему. Для учителей большой труд, кстати, неоплачиваемый, заполнять ЭЖ, работать в онлайн-режиме с родителями, а параллельно еще и заполнять обычный журнал». С другой стороны, технический прогресс в школе помогает экономить силы и время педагогов.

Все под контролем

Перечислять все школьные инновации можно еще долго, но преимущества новых технологий и так очевидны. И прежде всего они значительно облегчают жизнь администрации и родителей. Ну какие мать или отец не захотят знать о том, что происходит в школе с его чадом, в режиме онлайн? Кстати, и с учителями тоже — опыт показывает, что особо бдительные родители уже не раз ловили ляпы педагогов: на сайте — пройдена одна тема, а по факту, в тетрадке, другая. Тут, кстати, появляется возможность тотального контроля не только над детьми, но и над школой. И это, считает Ольга Ярославская, тоже является достижением, если мы хотим сделать школу максимально открытой и понятной родителям.

А вот что касается самих детей, то тут не все так однозначно. Система не вызывает восторгов у школьников, особенно старшеклассников. Ну в самом деле — ни тебе двойку в дневнике стереть, ни урок прогулять. А если очень надо? Шаг влево, шаг вправо — побег и... тревога. В Германии, например, где давно уже действует подобная система, ситуация доходит до абсурда. Если ребенок не появился в школе в течение 15 минут после начала занятий, а родители не предупредили администрацию, у порога дома, где живет ученик, возникает полицейский с сакраментальным вопросом.

У нас пока, к счастью, все не так запущено, но психологи уже озабочены возможными издержками цифровой революции в образовании. «В школах, в которых введено электронное правительство (назовем это так), ситуация напоминает фильм «Матрица», — предупреждает завкафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. — Любой сверхконтроль, как и тоталитарный режим, обезличивает человека и лишает его мотивации. Главная же задача школы — это мотивация к обучению и познанию. Система, которая гасит мотивацию, препятствует развитию свободы личности. Если вы будете каждый раз контролировать поведение — когда пришел, когда ушел, — то это не школа, у психологов это называется детектор лжи. Постоянное пребывание детей в такой ситуации превратит их в роботов».

Что же получается? С одной стороны, использование технологических новинок помогает уйти от жесткой и закрытой школы старого «конвейерного» типа. И даже позволяет перейти на индивидуальный режим обучения. С другой — эти же новшества превращают наших детей в виртуальных узников, лишая их многих подростковых радостей. Правда, утешает Ефим Рачевский, не надо волноваться за старшеклассников. Если они в метро перепрыгивают через турникеты, то уж школьные машины найдут как обмануть. Отыщут и способ, как исправить оценку в электронном дневнике или перепрограммировать мобильник родителей, чтобы те не прочитали «ненужной» эсэмэски. Ведь это для нас сотовый — обычная телефонная трубка, а для подростка — это еще и поле для технических экспериментов. Ведь с электроникой они на ты — и во многом благодаря школе.

Марина Зубакова

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе