12 ноября 2010 ● Марианна Михайловна Шахнович
Продолжением изучения отдельных религиозных культур должен стать единый курс для старшеклассников
Недавно Общественный совет при Министерстве образования и науки России обсудил промежуточные итоги апробации нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). На заседании помимо критики в адрес подготовленных учебников и книги для учителя было высказано мнение о том, что курс должен иметь «синтетический характер» и отражать разнообразие религиозных культур. Члены совета обратили внимание на то, что в некоторых регионах страны практически все дети выбрали для изучения только одну религиозную традицию или преимущественно одну (ислам или православие). Эксперты выразили обеспокоенность, что одна из задач курса ОРКСЭ, а именно – выработка у школьников готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений – может быть не выполнена, и «вырастет поколение детей, которое не будет знать основ других религий».
Такая постановка вопроса вновь возвращает нас к обсуждению необходимости общего курса о религии для всех школьников. Мне уже не раз приходилось писать о том, что знания по истории мировых религий или по крайней мере представления о разнообразии религиозной культуры России могут способствовать взаимопониманию, формированию социальной сплоченности, а также профилактике религиозных и межнациональных конфликтов, борьбе с ксенофобией. Эта дисциплина может преподаваться в старших классах в качестве необходимого элемента (модуля) в рамках разных общеобразовательных предметов – истории, обществознания, литературы, географии или в качестве самостоятельного предмета. Преподавание общего курса по истории религий не противоречит идее комплексного модульного курса ОРКСЭ, наоборот: методически он будет способствовать углублению и расширению тех знаний, которые получены ребенком еще в начальной школе, что вполне соответствует концентрическому принципу преподавания школьных предметов.