О сельской школе замолвите слово

 Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Но школы эти буквально тают на наших глазах, безвозвратно унося свой неповторимый мир, свою историю, свою культуру, национальную народную культуру. Об одной такой школе, в которой я проработала 15 лет сельским учителем, мне и хочется рассказать.
Марьинская школа в местечке Андреевское Некоузского района в прошлом году отметила свой 175-летний юбилей. Это старейшая сельская школа Ярославской губернии. И расположена она не в деревне или селе, а в  бывшей дворянской усадьбе князей Мусиных-Пушкиных, Волкон-ских, Куракиных. Школа была основана в 1835 году князем, генерал-майором Михаилом Дмитриевичем Волконским, сыном Натальи Алексеевны Волконской (урожд. Мусиной-Пушкиной), для обучения наиболее одаренных крестьянских детей.

 

Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин,  известный государственный деятель ХVIII века, ученый, первоот-крыватель «Слова о полку Игореве», и его жена Екатерина Алексеевна заботливо относились к своим крепостным. Наиболее способным давали образование. Такое же отношение к крестьянам унаследовали и их дети. Поэтому неудивительно, что внук Мусина-Пушкина открыл первую школу для детей крепостных крестьян. Не оставляли школу без внимания и последующие владельцы усадьбы Андреевское - Елизавета Михайловна Куракина (урожд. кн. Волконская), окончившая с серебряной медалью Смольный институт, бывшая почетным попечителем школы, и ее сын Иван Анатольевич Куракин, предводитель Мологского уездного дворянства (1902 - 1904 гг.), а затем Ярославского губернского дворянства (1906 - 1915 гг.),  за заслуги в развитии народного образования получивший звание почетного гражданина города Мологи.

В 1903 году школа обрела свое здание, построенное на высоком берегу реки Ильди. Это красивейшее место парка владельцы усадьбы называли местной Швейцарией, а мыс, на котором расположилась школа, - мысом Доброй надежды. Школа была двух-этажной. Четырехскатная крыша, наличники и резное крылечко, филенчатые двери, лестница с балясинами, красивые печи - это портрет школы. Кроме классов и актового зала в школе были и комнаты для учителей. Много повидало на своем веку это здание, но и сейчас силами директора Нины Михайловны Соловьевой и коллектива школы оно заботливо сохраняется, поддерживается на те финансовые крохи, что отпускаются из местного бюджета.

До революции школа была Марьинским двухклассным училищем. После 1917 года она получает свое дальнейшее развитие: на базе Марьинской школы открываются Марьинская школа II ступени и высшая народная школа. Это стало возможным благодаря усилиям Николая Васильевича Чижикова, бывшего ученика Марьинской школы, ставшего работником  уездного отдела народного образования, при содействии Николая А. Морозова, почетного академика и народовольца, чья усадьба располагалась в Борке, в 10 километрах от Андреевского. Учебные здания школы были в селах Марьине и Верхне-Никульском, хуторе Нескучное и местечке Андреевское. Школа давала не только общее образование, но и практические навыки - сельскохозяйственные,  ремесленные. В этот период в школе обучалось около 340 детей, живших в радиусе 20 верст от волостного центра села Марьина. В тридцатые предвоенные годы Марьинская школа стала семилетней. Она сохранила и приумножила свои традиции: стала учебным, трудовым, культурным центром волости благодаря самоотверженной работе, а точнее - служению делу, всего учительского коллектива.

Школа развивалась, а судьба усадьбы была иной. В местечке Андреевское в советское время был лагерь политзаключенных, отдельно мужской и женский, который просуществовал до 1958 года.  Заключенные выращивали овощи (капусту, огурцы и др.), перерабатывали их и по реке Ильди отправляли в Рыбинск. Усадьба силами заключенных поддерживалась в идеальном порядке. Позднее сельскохозяйственные угодья обрабатывались работниками совхоза, а сейчас -  СПК «Богатырь».

В годы Великой Отечественной войны численность учеников школы резко возросла за счет детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Здание школы в Нескучном отдано под дет-ский дом. Наполняемость классов достигла 50 человек. Учителя школы и воспитатели детского дома взяли на себя заботу о воспитании, образовании детей, организации их досуга.

После закрытия детского дома в 1967 году и в результате реформ Хрущева, вы-звавших отток сельского населения в города, численность учеников в Марьинской школе, как и в других сельских школах, сократилась. Дальнейшие государственные шаги по централизации образования привели к тому, что в 1974 году Марьинская школа опустела - в ней осталось только начальное звено. Да и переселилась она в более скромное сельское здание. Ученики с 5-го  класса учились в Борковской средней школе и жили в интернате при ней. Лишь 15 лет спустя, в 1989 году, Марьинская школа вновь возродилась и вернулась в свои родные пенаты - капитально отремонтированное школьное здание. Это радостное событие стало возможным благодаря инициативе общественности: родителей, директора Марьинской начальной школы Нины Михайловны Соловьевой, директора совхоза «Богатырь» Юрия Анатольевича Ривьера, председателя колхоза «Великово» Анатолия  Георгиевича Румянцева - всех тех, кому нужна была своя сельская основная школа, кто думал о детях. Как много было утрачено за это время! Наше общество как будто обречено на то, чтобы сначала создавать, затем разрушать созданное и вновь собирать камни.

Такое собирание камней началось в школе в тяжелые перестроечные годы, когда каждому образовательно-

му учреждению разрешено было иметь свое лицо за счет вариативных часов учебного плана. Благодаря Николаю Макаровичу Алексееву, сотруднику Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея, и Людмиле Михайловне Марасиновой, историку и поэту из Рыбинска, - удивительным людям, посланным нам самой судьбой, школа начала развиваться по программе «Русская школа». Основатель и идеолог движения «Русская школа» - Иван Федорович Гончаров, профессор  педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Идеи этой программы не противоречат ни новым стандартам образования, ни тем идеям, которые проповедовались прямыми потомками графа Алексея Ивановича  Мусина-Пушкина. В свое время они не только открывали школы для крестьянских детей, но и думали над проблемами образования в масштабах страны. Так, граф А. А. Мусин-Пушкин  в своей статье «Чем должна быть наша среднеобразовательная школа» («Русский вестник», июль 1902 г.) писал: «От состояния средней школы, от степени ее развития в прямой зависимости самая культура страны, так как средняя школа поддерживает просвещение страны на известной высоте и имеет влияние на образование и воспитание целых поколений». И там же: «…национальным, патриотическим характером обязательно должно быть проникнуто преподавание как русской словесности, так и русской истории и вновь вводимое в программу средней школы отечествоведение». Как эти мысли современны!

Русская школа, не отвергая новые технологии обучения и выполняя государственный стандарт образования, направлена на углубление знаний по отечественной истории, на изучение истории родного края, на познание русской культуры (светской и народной), на поддержание русских традиций, на воспитание в учениках лучших черт национального характера. За 15 лет деятельности школы в данном направлении учителями разработано 13 авторских программ, в том числе такие, как «Светочи России», «Русская душа», «Фольклор», «Декоративно-прикладное искусство». Идеями «Русской школы» пронизаны и уроки, и мероприятия, и праздники, в которых участвуют все ученики школы.

Сельская школа - особый организм. Здесь педагоги, ученики, родители - одна семья, где все знают друг друга, вместе печалятся и радуются. И вот такие удивительные сообщества уходят в прошлое, рушатся (не без помощи государства). У Марьинской школы тоже нет уверенной перспективы. Из-за системы финансирования, в которой экономия важнее интересов детей, в этом учебном году пришлось отказаться от «Русской школы» - не хватило в бюджете школы 12 тыс. рублей (в месяц). Как это горько! Школьный автобус, который является благом для старшеклассников, получающих среднее образование, съедает число учеников в сельских основных школах. А такое ли это благо для младших ребят? Ранний подъем, дорога до трассы два километра. Если опоздал на автобус, то потерян весь учебный день, а не урок. Иллюзия дополнительного образования, на которое нет ни времени, ни сил. А кроме того, дети, оторванные от своего села, получив образование, в него не возвращаются. Кто же будет поднимать сельское хозяйство? А уж если закрывается школа, то в будущем вымирает и село. Молодые семьи в нем не задерживаются.

Людмила Марасинова, побывав в свое время в усадьбе, написала стихотворение «Сельская школа в Андреевском». В нем есть такие строки:

Здесь корни страны,

здесь истоки народа,

Снегов белизна,

алый отблеск восхода,

И купол небес ослепительно

 синий,

И сельская школа - надежда

 России.

Как известно, надежда умирает последней... Неужели это произойдет?

На снимке: Марьинская школа.

Фото автора.

Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе