Нет дискриминации православных школ!

На предвыборной встрече кандидата в президенты В.В. Путина со Святейшим патриархом в Даниловом монастыре, в которой приняли участие и другие лидеры традиционных российских религий, будущий президент со всей определенностью заявил о том, что давно назрела необходимость уравнять в правах учащихся общеобразовательных школ, созданных с участием Русской православной церкви, с учащимися общеобразовательных государственных школ. 

И в самом деле, на протяжении многих лет ученики православных школ, такие же граждане Российской Федерации, как и их светские сверстники, такие же дети добросовестных налогоплательщиков, подвергались совершенно беззаконной (с точки зрения реализации их конституционного права на бесплатное дошкольное и общее среднее образование) дискриминации в части выделения бюджетных средств в расчете на одного учащегося по сравнению с аналогичными в государственной школе. Разница могла достигать четырех-пятикратной величины. Это беззаконие обеспечивалось несовершенством законодательной базы, в частности действующим законом «Об образовании», а также огромным количеством постоянно изобретаемых новых подзаконных актов, постановлений и толкований оных. Особенную изобретательность и упорство в попытке непременно, любой ценой, сохранять дискриминацию православных школьников проявляло ведомство господина Калины И.И., руководителя департамента образования г. Москвы, для которого задача непрекращения этой дискриминационной политики, похоже, была принципиальной. Мы столкнулись с атавизмом советского тоталитарного мышления, с верными ленинцами, которые во что бы то ни стало решились ввести налог на вероисповедание. Только так можно объяснить откровенную дискриминацию православных школ, а лучше сказать, идеальных русских школ, развивающих лучшие традиции русской школы и часто по всем показателям – лучших в Москве.

Православная школа

Фото: ИТАР-ТАСС

Однако обновленный модус новой российской власти, одним из проявлений которого и была предвыборная встреча со Святейшим патриархом, стал воплощать этот новый уровень отношений с Церковью в том числе и в работе над проектом нового закона «Об образовании».

Юридической службой Московской патриархии совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации были разработаны поправки к новому законопроекту, которые, в случае включения их в новый закон, должны были раз и навсегда покончить с многолетней порочной практикой дискриминации православных граждан, выглядевшей просто как налог на вероисповедание, как будто бы мы являемся гражданами не России, а какого-нибудь халифата или Османской империи.

Мы полагали, что они безусловно должны были быть приняты, поскольку, во-первых, они соответствуют Конституции, которая провозглашает у нас равенство прав участников правоотношений перед законом, а также равенство любых видов собственности, которые у нас есть. Есть государственные, есть и негосударственные. То есть они соответствуют общим принципам законодательства. Затем, они действительно соответствуют принципу справедливости. У нас все школы – государственные и негосударственные – реализуют федеральный образовательный стандарт. То есть, по сути, выполняют госзаказ, который должен государством оплачиваться в равной степени. Поскольку, так сказать, федеральный стандарт един для всех. И условия реализации федерального стандарта, которые выражены в требованиях к лицензированию – это наличие необходимых зданий, помещений, необходимое количество педагогов и прочие условия. Они тоже равны для всех. С негосударственных школ тоже спрашивают выполнение условий, необходимых для реализации федерального образовательного стандарта. А посему мы полагали, что все это делает обоснованными наши поправки, наши претензии на равное финансирование, коль скоро услуга, которую мы выполняем, равна той, которую выполняют государственные образовательные организации.

Предложенные поправки были активно поддержаны комитетом по межрелигиозным отношениям Государственной думы, межфракционной депутатской группой по защите христианских ценностей и на всех стадиях их промежуточного обсуждения не встречали никакого активного противодействия ни со стороны думского комитета по образованию, возглавляемого А.Н. Дегтяревым, ни депутатскими фракциями.

Но похоже, что эта видимая тишина была лишь хорошо продуманной стратегией усыпления бдительности сторонников вносимых поправок. Наследники Луначарского, занимающие до сих пор все ключевые посты в органах управления образования, как на федеральном, так и на региональных уровнях, опираясь на своих сторонников в Государственной думе, прежде всего в комитете по образованию, не простившие ни президенту, ни патриарху своего поражения в электоральный период, очень точно выбрали заранее спланированный момент для осуществления своего реванша.

На прошедшей неделе, во вторник и среду, во время обсуждения в закрытом режиме поправок к законопроекту «Об образовании», по предложению министра образования Д.В. Ливанова комитет по образованию Государственной думы во главе с уже упомянутым А.Н. Дегтяревым (страна должна знать своих героев) снял все церковные поправки, направленные на обеспечение равенства светских и православных школьников, из того законопроекта, который он намерен поддерживать 11 декабря 2012 года на втором чтении законопроекта в Государственной думе.

Расчет очень прост и очевиден. Президент в Турции занимается геополитикой, в США принимают «закон Магнитского», на Кавказе убивают корреспондента – куда тут уследить за тем, что в Думе усилиями консолидированной враждебной группы влияния готовится саботаж президентских обещаний. Времени до второго чтения остается ничтожно мало, защитники поправок вряд ли успеют отреагировать, третье чтение через неделю после второго, и в подобных обстоятельствах нужны поистине сверхусилия, чтобы успеть заблокировать выхолощенный законопроект.

В случае успеха этого заговора враги здравых церковно-государственных отношений посредством довольно несложной интриги получают блестящие с точки зрения их интересов результаты:

1. Православные общеобразовательные школы по-прежнему остаются в гетто, блокирующем их развитие.

2. Министерство образования устраняет конкурента в виде негосударственной системы образования.

3. Бизнесмены от образования могут аккумулировать дополнительные значительные средства для дальнейшего их уже отработанного освоения.

Евгений Никифоров, Председатель братства «Радонеж», учредитель трёх православных гимназий – первых негосударственных школ в Российской Федерации

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе