Нечестная классика

Поводом для написания этого поста стал разговор с одним крайне уважаемым у нас журналистом (который пожелал остаться неизвестным). Собственно, вот что примерно было сказано (речь шла о 1 сентября и связанных проблемах):

//Слова вашего покорного слуги выделены жирным, а собеседника - курсивом//

Проблема даже не в том, что не читают, а в том, что именно читают дети и подростки. Это зачастую не то что классическая литература, а фэнтези, причем только развлекающая. Сейчас происходит отрыв от серьезной прозы, это абсолютно ясно.

Вам не кажется, что вы передергиваете, что, мол, "дети не читают"? У меня есть очень много примеров, абсолютно противоположных, да и что касается фэнтези и фантастики - это отнюдь не единственное "чтиво" для подростков. И, кстати, что понимать под серьезной прозой?

Под серьезной прозой нужно понимать серьезную прозу. Ну, скажем...

Школьная классическая литература?

Нет-нет! Школьная литература - это очень и очень больной вопрос. Понимаете, в чем штука, если мы говорим, что некоторые произведения обязательны, то мы подспудно закладываем под них всю остальную культуру, если можно так сказать.

Ну, в общем и целом, разве наша культура разве и не основывается на той самой "классике"?

Безусловно. Но проблема школной литературы не в этом. Дело в том, что вот вы лично решили, что именно эти условные 20 авторов - это классические авторы, которых должен знаь каждый, а зачастую, знакомство с литературой ими же и ограничивается? Нет. А кто решил? Точнее, когда? Как бы избито не звучало, при Сталине, когда программу составляли. И чем руководствовались - политикой...

И идеологией.

Именно. Да, программа потихоньку меняется. Например, в нее попали, прокрались Есенин и Фет. А Лермонтов, кстати, раньше проходился на равне с Пушкиным, вот только сейчас вдруг оказалось, что он по жизни был не очень хорошим человеком (в оригинале "козлом", прим. автора). Фокус в том, что те 20 человек не исчезли, а некоторые из них для большинства просто нечитаемы, хотя и по-советски верны.

Т.е. вы считаете, что из-за этого мы получаем детей, у которых пропадает желание читать что-либо еще серьезное, дабы не нарваться на те же "нечитабельные" грабли?

В общем и целом, да.

Ага. И наш кризис культуры только с этим и связан? С отсутствием серьезной, но воспринимаемой литературы в программе? И с навязанной, "нечестной" классикой? Хотя против Пушкина мы с вами, конечно, ничего не имеем.

Нет, ну в плане культуры у нас, конечно, есть Ваенга и Стас Михайлов...

Ну это не серьезно...

Так что первоочередная задача сейчас - показать хорошую качественную прозу детям. Чтобы они не спотыкались о каждое слово. То есть хотелось бы это посоветовать учителям. Правда, они то выросли в совсем советское время, так что...

Мне показалось очень важным, чтобы этот диалог был выложен на обозрение. Сложно спорить с тем, что подобная проблема существует, хотя причина, которая была обсуждена, не неоспорима. Но надо что-то делать и бороться с возникшей ситуацией. Чем не вариант?

Такие дела.

Антон Штейнер, преподаватель, Тамбовская область

PublicPost

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе