История в большинстве случаев идет по выбору, так зачем ее учить? Она не помогает сдать ЕГЭ

Телеведущая Тина Канделаки — о том, почему современные школьники не знают, когда отменили крепостное право и кто такой Ленин


От содержания некоторых учебников истории «волосы дыбом встают», заявил Владимир Путин. Говоря сегодня о будущем российского образования, невозможно обойти вопрос его содержания. Что преподают нашим детям?


Давайте начнем с матчасти: на текущий учебный год рекомендовано более 1,3 тыс. учебников. Функцию экспертизы выполняют Российская академия образования и Российская академия наук. Кроме того, существует список учебников, рекомендованных Министерством образования. По истории в этом списке — до пяти книг. Они в основном и поставляются в школы.


В разговоре со мной учителя истории затруднились ответить, что могло так удивить Путина. Основная их претензия к современным учебникам — сложный язык. Советские учебники были доступнее, а их объем соответствовал возрасту ребенка, говорят учителя.


Учитель истории гимназии № 33 Костромской области Оксана Цветкова отмечает, что в 1990-х и начале нулевых учебники меняли часто, иногда по несколько раз в год. Но главное в другом: с приходом ЕГЭ изменилась методика преподавания. В настоящий момент происходит освоение конкретных учебных действий, требующихся затем в вузе: сравнение, анализ, синтез. В 1990-е целый урок могли вестись жаркие дискуссии, однако в таком формате, по оценкам специалистов, работает только 20% класса, а остальные — просто слушатели. Обучение стало более структурированным: если взять обществознание, теперь, благодаря регулярным написаниям эссе, в процесс вовлечено 100% класса.


Нина Павлова, учитель истории липецкой гимназии № 12, уверена, что нынешние дети говорить стали лучше, но далеко не все умеют апеллировать к фактам. По большому счету, говорит Павлова, ученики историю знают плохо, часы урезаны катастрофически. «В старшей школе «Всеобщая история» — наша боль. Вместе с этим идет огромный учебник «История России: 20 век», в два часа в неделю все это уложить просто невозможно».


Все мы видели ролики на YouTube, где современные школьники не могут назвать даты Великой Отечественной войны, не знают, когда отменили крепостное право и кто такой Ленин. Нашему поколению, учившемуся в советских школах, за них искренне стыдно. И за себя стыдно, что у нас растут такие дети. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», — писал Горький.


В XX веке мы дважды стирали свою историю, дважды отрекались от своего прошлого. Обе революции ввергали страну в периоды безвременья, когда мы не понимали, кто мы, куда идем и зачем. Большевики смогли решить эту проблему. В какой-то момент они поняли, что история — формирующая сила общества. Без создания единого полотна смыслов, выстраиваемых историей и культурой, построить единое общество просто невозможно. Так история вошла в те восемь обязательных экзаменов, которые сдавал каждый советский школьник, чтобы получить аттестат зрелости. И средний балл за аттестат влиял на поступление в вуз. Таким образом создавалась мотивация продолжать учиться по всем предметам, а не только по профильным. Сейчас же аттестат ничего не значит. Он никак не влияет на поступление, поэтому в 10–11 классах школьник может смело бросать учиться по всем предметам, кроме тех, по которым сдает ЕГЭ. История же в большинстве случаев идет по выбору, так зачем ее учить? Она не помогает сдать ЕГЭ, и здесь только талант вдохновенного педагога может вложить хоть какие-то знания в головы наших детей.


А между тем 2012 год объявлен президентом Медведевым Годом российской истории. Многие ли про это знают? Наше образование пронизано формализмом. Учителя прямым текстом говорят: уже середина февраля, но не все школы в регионе знают об указе главы государства. Они справедливо замечают, что если объявили Год истории, то надо что-то делать уже сейчас, а не ждать декабря, чтобы сдать отчеты.


Обретение идеи России, в которой хочется созидать, где хочется строить свое светлое будущее, откуда не думаешь уезжать, лежит через изучение и понимание новым поколением собственной великой истории. Построение новой, национально ориентированной экономики невозможно без осознания своего прошлого, того колоссального и сложного пути, который мы прошли. Любовь к Родине, патриотизм — всё это рождается на уроках истории. Без этого мы продолжим выводить деньги в офшоры и «валить из Рашки». 


В XX веке мы пережили две революции. Мы не очень хорошо учимся на своих ошибках. И с учетом знаний сегодняшних школьников я бы не хотела, чтобы кто-то однажды мог сказать: «Умные учатся на чужих ошибках, дураки — на своих, а русские не учатся вообще». Но общими усилиями, я думаю, нам удастся это предотвратить и, что самое главное, пойти дальше.

Тина Канделаки

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе