НГТИ выпускает актеров курса заслуженного деятеля искусств Сергея Афанасьева.
Предоставлено Новосибирским государственным театральным институтом
Помните, совсем недавно президент России обратил внимание: по всей стране строятся новые, современные культурные центры, кластеры - а главное, не стены. Главное, не забывать - кто в них придет работать.
Новосибирский государственный театральный институт (НГТИ) в этом году выпускает актеров совместного актерско-режиссерского курса заслуженного деятеля искусств Сергея Афанасьева. Режиссеры мастерской будут учиться еще год и за этот год поставят спектакли в профессиональных театрах Сибири, а может и в других регионах - как известно, колода театрального мира тасуется причудливо.
НГТИ - региональный вуз, его финансирует бюджет Новосибирской области, что само по себе весьма необычно. Однако и спрос на актеров для Новосибирских профессиональных театров - стабильно высок, такой спрос экономисты называют "неэластичным": сколько ни выпускай актеров каждый год, они все находят работу. Более того, артистов-кукольников остро не хватает и Сибири, и Дальнему Востоку.
Сегодня НГТИ выпускает артистов для всех видов театра, для драмы и для кукол, для мюзикла с опереттой, и даже собирается выпускать артистов музыкальной эстрады (мастерскую набрал год назад Игорь Тюваев, художественный руководитель знаменитого вокального ансамбля "Маркелловы голоса", коллектива Новосибирской филармонии).
Конечно, по разнообразию специальностей НГТИ не может соревноваться, например, с филиалом РГИСИ в Кемерово (полное наименование "Сибирская Высшая школа музыкального и театрального искусства"), там учат всему: и художников-сценографов, и театроведов, и даже режиссеров телевидения. Новосибирск, кроме артистов и режиссеров театра, пока замахнулся только на специальность продюсеров исполнительских искусств (срок обучения пять лет, как и у режиссеров).
Фото: Предоставлено Новосибирским государственным театральным институтом
В театральном деле, как это ни странно, новые театры не становятся конкурентами друг другу, вместе они формируют запрос общества на театральное искусство, расширяют аудиторию "театра вообще". Так и в области театрального образования - появление театрального вуза в Кемерово повышает статус театрального образования в Сибирском регионе в целом.
Если посмотреть только на здание филиала РГИСИ на улице Ворошилова, то дух захватывает от смелости архитектуры и размаха, не говоря уже об общежитии, скорее похожем на отель 4 звезды, или стадион, какой многие видели только в кино про заграничную жизнь. Таких зданий университета вы не найдете даже в Америке. Разве что в Китае или в монархиях Персидского залива.
Это говорит о приоритетах государственной культурной политики, о том, что государство как заказчик не только культурной, но и молодежной политики хочет, чтобы лидеров театрального процесса воспитывала не только Москва, но и регионы.
Филиал РГИСИ в Кемерово продвигает замечательный слоган: "Учитесь там, где вас любят!". В Новосибирске думают так же, но такого девиза на своем гербе пока не начертали.
Первый выпуск из Кемеровского Филиала будет через год, пока же вуз успешно прошел аккредитацию, с чем мы и поздравляем коллег от всей души.
Но вернемся в Новосибирск, который уже больше двадцати лет выпускает специалистов с высшим образованием в области театрального искусства (до 2004 года в городе работало известное на весь Советский Союз Новосибирское областное театральное училище, основанное в 1960 году). Как говорил когда-то Сергей Николаевич Афанасьев, первый ректор НГТИ (первый и по порядку, и по значению): "По городу должны ходить 100 безработных режиссеров, тогда у нас будет совсем другая профессиональная среда. Режиссеры - носители идей, лидеры не только театра, но и многих социальных процессов".
Пока что безработных режиссеров не видно, все при работе.
Да, не все остаются в регионе, многие уезжают в Москву и Петербург, мечтая о кино. Но есть примеры, когда недавние выпускники НГТИ возглавляют театры в статусе главных режиссеров.
Джемма Аветисян, звезда своего поколения, возглавила сразу два театра, Красноярский музыкальный и "Первый театр" в Новосибирске. Дарья Догадова (несколько лет работала в Театре драмы им. Орлова в Челябинске под руководством Народного артиста РФ, известного режиссера Александра Зыкова) теперь перебралась в Барнаул и стала главным режиссером в Молодежном театре Алтая им. Золотухина.
Все верно, режиссеры уходят в кастинг-директора в кино, снимают сериалы в статусе вторых режиссеров, открывают частные театры и театральные школы, работают с любительскими коллективами. Но так и было задумано. Режиссеры нужны. И сегодня, через 21 один год после преобразования Новосибирского театрального училища в институт и через 17 лет после получения лицензии на подготовку по специальности "режиссура театра", НГТИ может радостно объявить о том, что новосибирская театральная школа стала и режиссерской школой - а это серьезный повод для гордости.
Автор
Яна ГЛЕМБОЦКАЯ (завкафедрой истории театра, литературы и музыки НГТИ)