«Если ты скажешь – я забуду, если дашь сделать – научусь»

В последние десятилетия мир меняется стремительно.
Новое поколение отличается от предыдущих гораздо сильнее, чем раньше. Этот факт ставит новые задачи перед системой образования.

Каким должен быть современный учитель? Что он должен делать, чтобы соответствовать новой ситуации?


Традиционно в нашей культуре сложилось несколько образов учителей. Один из них – психологически выгоревший, уставший, который постоянно подшучивает над учениками – знакомый образ из анекдотов, шуток и сериалов. Второй – строгий педагог, перед которым робеют не только школьники, но и их родители.

Третий – учитель-наставник и проводник, друг школьников, открывающий им знания и интересный мир. В реальности часто встречается и усредненный – и второй, и третий – образ, но, к сожалению, бывает и первый. В последние годы у учителя появляются новые причины для выгорания. Основная  причина – расширение обязанностей учителя, и эти обязанности не всегда относятся к непосредственной деятельности: педагогам приходится готовить выступления для конкурсов, проверять аккаунты в социальных сетях учеников, а то и условия их проживания.


Часто нарушаются личные границы учителя, и на него перекладывается ответственность буквально за всё: мотивацию, успеваемость, эмоциональное состояние учеников


– Часто можно  услышать мнение, что учитель «должен» многое, при этом родитель и школьник «должны» значительно меньше, – рассказывает частный психолог Ирина Пермякова, работавшая по специальности психолога в школе. –  При такой установке часто нарушаются личные границы учителя, и на него перекладывается ответственность буквально за всё: мотивацию, успеваемость, эмоциональное состояние учеников. Из отношений «родитель–учитель» уходит диалог, позиции перестают быть равными.

Совсем недавно в Пермском крае комиссия по делам несовершеннолетних разработала инструкции по выявлению неблагополучных семей. Согласно данному постановлению, классные руководители должны были провести анкетирование всех своих учеников и пойти с проверками по квартирам. Они обязаны были провести полную инспекцию жилища, вплоть до заглядывания в холодильники. В принципе, ничего особо нового в этом нет. Раньше подобная деятельность была возложена на социального педагога, который работал с детьми из «группы риска». Учителя обычно знают, кто из детей в их классе находится в неблагоприятной ситуации. А новое постановление сильно расширило контингент семей, подвергающихся проверке, причём по очень размытым критериям, и взвалило на учителей новую и практически неподъёмную работу.

Нужно отметить, что данное постановление было отменено лично губернатором Пермского края. Но отмена инициативы не сняла актуальные вопросы. Чем должен заниматься учитель и каковы его основные функциональные обязанности в наше время? Каким он должен быть, чтобы соответствовать времени и ситуации? Как изменились школьники в современном мире?



Современные дети – какие они?

Надо признать, что взрослые жаловались на детей во все времена. Говорили, что они не такие как раньше, что всё гораздо хуже. Даже в Древнем Египте были записи подобного рода. Однако коренных изменений практически не происходило. Сейчас, кажется, ситуация действительно иная. Нынешнее поколение – другое по типу мышления, по восприятию действительности и другим критериям. С этим согласно  большинство специалистов, работающих в сфере образования.


– Взаимодействие и моментальное применение лежат в основе мотивации получить знание


– Динамика нашей жизни, доступность информации и скорость обмена ею сегодня невероятно возросла. Я вижу её влияние на учеников: им уже неинтересно слушать теорию о каком-либо предмете, потому что они сами могут легко найти её в любой момент времени с помощью интернета, – рассказывает Алексей Полехин, операционный директор университета онлайн-профессий «Нетология». –  Их больше интересует, как можно решить прикладную задачу или кейс, найти способ ответить на вопрос, возникающий в реальной ситуации. Взаимодействие и моментальное применение лежат в основе мотивации получить знание.

– Современные технологии позволяют ученику сразу, на занятии, проверить то, что говорит учитель, – правда это или нет, – говорит Дмитрий Кащеев,  преподаватель программирования школы Codearmy. – Поэтому учителям нужно быть более подкованными, компетентными. Помимо того, просто информация, особенно прочитанная по бумажке, сегодня не котируется, это они и сами могут прочитать. Нужны практические знания, которые пригодятся им в жизни.

Если суммировать многочисленные исследования, то можно выделить несколько основных моментов, которые делают современных детей другими, непривычными:

«Клиповость» мышления: объединение в едином блоке мысли, образа и ценности.

Преобладание синтеза, а не аналитики: вся информация объединяется в единое целое, а не раскладывается на составные части.

Прагматизм: современным детям мало слова «надо», им обязательно требуется знать «зачем».

Индивидуализм.


– Это яркие индивидуалисты, не понимающие,  зачем нужна команда, они не умеют находить общий язык с окружающими, не общительны, не развит и их эмоциональный интеллект


– Меняются технологии, меняется скорость времени (его ощущение), меняются некоторые ценности, меняемся мы, меняются наши дети – современные ученики, – говорит Софья Сычёва, профориентированный тьютор. – Они не плохие и не хорошие – они ДРУГИЕ. Это нужно принять, и с ними нужно учиться работать, – советует эксперт. – Наши дети – «поколение Z». В теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса ещё ничего не написано, но они уже сами пишут о себе в социальных сетях и самостоятельно «плетут» паутину интернета.  Легко работают со всеми современными гаджетами, их мышление –  клиповое, поверхностное, отсутствует познавательный интерес, т. к. информацию они могут добыть легко (достаточно сказать: «о,кей! гугл…»), но систематизировать её не умеют. Это яркие индивидуалисты, не понимающие,  зачем нужна команда, они не умеют находить общий язык с окружающими, не общительны, не развит и их эмоциональный интеллект – они не могут сочувствовать, сопереживать, фиксированы на личной выгоде.

Да, изменения несомненны и очень значительны. Но ведь и этих детей надо учить и вводить в жизнь. Но как? Ведь учителя – взрослые сложившиеся люди, и они совсем другие. Каким должен быть педагог, чтобы соответствовать своим подопечным?



Личность как центр притяжения

Очень важным аспектом работы педагога является общение. То, как он общается с учениками и как они воспринимают его, во многом определяет успешность его деятельности. Старое представление о строгом и авторитарном наставнике ушло в прошлое.

– На сегодняшний день современный учитель – это прежде всего личность. Недостаточно быть просто педагогом – ты должен быть всесторонне развит и в обычной жизни, вне стен учебного заведения. Такому позиционированию способствует развитие социальных сетей, – рассказывает Наталья Бухарина, педагог по эстрадному вокалу. –  Если раньше первое, о чём задумывались родители, – это стаж педагога, его опыт, то сегодня они предпочитают, чтобы обучением их детей занимался интересный человек. Сейчас необходимо ЖИТЬ в своей профессии.

С этим мнением согласен и Микаэл Тавризян, преподаватель истории и обществознания:

– Зайти сегодня в класс и заявить, что я ваш учитель, я старше, умнее, образованнее, значит, вы должны меня слушать и уважать, – это прямой путь к краху, особенно в старших классах. Прежде всего надо заработать их уважение и интерес.


– Дети обязательно должны видеть, что вы действительно знаете то, чему их учите, причём не только в рамках программы


А для этого надо быть личностью, понимать их и говорить с ними на одном языке, хотя и не обязательно на молодёжном сленге. Дети обязательно должны видеть, что вы действительно знаете то, чему их учите, причём не только в рамках программы.

Практики говорят о том, что личность педагога определяет успех обучения. Но при этом не стоит переходить границы. Уже было несколько случаев увольнения учителей за излишнюю раскованность в социальных сетях. Хотя каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Чаще всего это реакция консервативных родителей и начальства, но возможны и ситуации, когда границы всё-таки не учтены.



Профессионализм на первом месте

Личность – это прекрасно, но нужно ещё и уметь учить. С современными детьми практически не работают старые методики, ученики слишком изменились, а значит, нужно модернизировать и методы обучения. Должна быть какая-то база знаний учителя, исходя из которой, можно подстроиться под современные веяния.

– Современный учитель прежде всего должен быть широко образован, владеть своим предметом не только в рамках программы, но гораздо шире, – рассказывает Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи, лауреат премии Пермского края за достижения в области культуры и образования, – понимать и использовать знания из других, смежных областей. Знания обязательно должны быть вписаны в контекст общей научной и жизненной картины мира. Иначе ученикам будет неинтересно, да и непонятно.

То есть ученики должны понимать, зачем им все те знания, которые даются в школе, как их применить. Согласитесь, далеко не все вычисляют логарифмы  и интегралы в повседневной жизни. Общепринятых рецептов подобных объяснений школьной программы пока нет, к сожалению. Всё зависит от учителя и от тех детей, с которыми он работает. Вот, например, что предлагает Софья Сычёва:


– Рассадите их сразу по группам заявленных притязаний, и – о чудо – они станут командой, начнут общаться, переживать и сопереживать друг другу!


– Хотят смотреть клипы? Включите им небольшой ролик по теме вашего предмета, а затем попросите их найти видео. Ставьте не цель урока, а цель всего предметного курса. «Сегодня мы будем проходить… Вы узнаете…» – это вчерашний день. Не обижайтесь, что в классе вас уже никто не слушает. На первом уроке спросите: «Йоу, чуваки!  Кто хочет иметь пятёрку  в триместре по математике (физике и т. д.)? Кто будет счастлив от четвёрки? Кого удовлетворит тройка?» Поверьте, все честно поднимут руки. Помните,  они хотят играть, а значит, правила должны быть простыми и понятными. Рассадите их сразу по группам заявленных притязаний, и – о чудо – они станут командой, начнут общаться, переживать и сопереживать друг другу! Параллельно размещайте задания для уроков в группе социальной сети или на своей страничке. Пусть они смогут общаться с вами, получать обратную связь.  Вовлекайте родителей!

«Если ты мне скажешь – я забуду, если ты мне покажешь – я запомню, если дашь мне сделать самому – я научусь» – афоризм пришёл из Древнего Китая, но полностью соответствует современной ситуации. Можно сказать, что он является базисом, на основе которого можно разрабатывать методики для обучения современных детей.

Автор
Кристина Рудич
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе