Что убьет работу с одаренными детьми

О том, что одаренными детьми нужно заниматься специально, у нас говорят давно. И вот теперь началось общественное обсуждение проекта общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. Проект предложен специальной Комиссией при Президенте, и пока попал лишь в руки экспертов. На днях, в Департаменте образования Москвы прошло заседание, на котором участники экспертизы высказали серьезные сомнения в правильности подхода к проблеме. Самое печальное, что, скорее всего, комиссия создана для галочки. Но еще печальнее, что – для «освоения» денег, которые будут выделены для проекта.

Два разных проекта


Сомнения в правильности подхода к проблеме одаренных детей в «президентском» проекте тем более очевидны, что экспертам хорошо известно о существовании другого проекта – Колмогоровского, который уже несколько лет лежит под сукном. В 2009 году, по поручению президента Дмитрия Медведева, рабочая группа при Минобрнауки разработала «Колмогоровский проект», написанный группой ученых и учителей, куда входили академик, проректор МГУ Алексей Хохлов, член-корр РАО Александр Абрамов, директора школ – Леонид Мильграм и Владимир Овчинников.

Общее в двух проектах, пожалуй, лишь то, что они оба констатируют: в стране отсутствует система поддержки талантливых детей на региональном и федеральном уровнях. А дальше – сплошные различия. В «президентском» документе главный упор сделан на деньги, которые в целом нужно на это выделить. Для чего предлагается создать при Правительстве России Координационный совет поиска и поддержки талантов со специальным фондом(!), который будет консолидировать средства федеральных, региональных и частных ресурсов, направляемые на поиск и поддержку талантов. Фонды в новой Концепции размножаются почкованием. Должны возникнуть региональные филиалы. А еще предлагается создать "специальный фонд поддержки победителей и призеров международных состязаний". И финансирование Всероссийской олимпиады школьников тоже предлагается включить в число мероприятий, финансируемых из средств спецфонда поиска и поддержки талантов. Эксперты справедливо опасаются, что создание очередного фонда приведет лишь к привычной коррупционной схеме. Деньги пойдут чиновникам, а школам и учителям, готовящим одаренных детей, мало что достанется.


В Колмогоровском же проекте говорится, что нужно потратить деньги не только на гранты уже успешным детям и педагогам, но и на воспроизводство педагогов для работы с одаренными детьми. В «президентском» тоже предлагается готовить специальных учителей для занятий с такими школьниками (в Пединститутах - открыть эту специализацию). Но, по мнению экспертов, едва ли это поможет. Зам. директора Лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи полагает, что в основе новой «президентской» концепции лежит ошибочное понимание причин низкого уровня работы с одаренными детьми. Их выявляют, но работать с ними некому. А Колмогоровский проект нацелен на то, чтобы организовать Центры, которые будут аккумулировать и выращивать преподавателей, способных работать с такими ребятами. Учителя, уже успешно работающие в этом направлении, могут создавать своеобразные школы передачи своего опыта молодым преподавателям. Труд наставников одаренных детей должен достойно оплачиваться. Чтобы гранты достигали цели, можно выявлять потенциальных грантополучателей с помощью опросов тех, кто потом стал учеными. Давать таким учителям деньги на оборудование, на проведение конференций, летних школ, сборов, соревнований. И никакие специальные фонды для этого не нужны. Нужно, чтобы средства непосредственно поступили исполнителям работы.


Колмогоровский проект, в отличие от «президентского» (выстроенного по всем правилам бюрократического документа), очень конкретен. Там говорится, что эффективная система поиска и развития способностей должна охватывать всю территорию страны. Что должна быть создана сеть специализированных лицеев для учеников старших классов, проявивших способности в области математики, информатики, естественных наук. При ведущих университетах должны быть созданы 8 школ в федеральных округах, а на основе школ, уже существующих в регионах - сеть региональных центров. Общее число школ ориентировочно - 150. Школы оборудуются на уровне лучших мировых образцов (лаборатории, информационные банки, библиотеки, средства обучения)… Необходима система материальных и моральных стимулов, привлекающих к работе в таких школах лучших специалистов.


Законы у нас перечеркивают благие намерения


В «президентском» проекте есть парадоксальное предложение, которое, по мнению его создателей, поможет работе с одаренными детьми: «Создать условия для реализации стандартов нового поколения в основной и старшей общеобразовательной школе». Но эксперты уверены: новые стандарты убьют на корню саму систему работы с одаренными детьми.


Со скандальным проектом стандартов общество уже познакомилось. В них, например, предполагают объединить в одном предмете биологию, физику и химию. И назвать его «естествознанием». Это означает, что у нас резко упадет уровень каждого из этих трех предметов. Или: предлагают объединить всю математику в один предмет. Но тогда математическое образование просто рухнет. Хотят отменить и доказательства в геометрии. А они формировали логическую культуру. То есть математики, как и физики, химии и биологии больше не будет. Стандарты ведь будут одинаковыми для всех школ.


Самое необъяснимое заключается в том, что у нас в стране одновременно запускаются взаимоисключающие процессы (объяснить это можно либо злой волей, либо идиотизмом и глупостью). Помимо новых стандартов, систему работы с одаренными детьми (несмотря ни на какие «президентские» проекты) убьет новый закон «Об образовании». Чиновники решили не прописывать в нем видовое разнообразие школ (т.е. обойтись без гимназий, лицеев, Центров образования). Они мотивируют это тем, что с появлением нормативно-подушевого финансирования деньги будут давать не за вывеску, а за особую программу обучения. Она-то якобы и привлечет большее количество учеников. И школы для одаренных ничего не потеряют (кстати, в США 80% школ отказались ввести нормативно-подушевое финансирование).


Эксперты уверены: нормативно-подушевое финансирование (когда количество учеников в школе прямо пропорционально сумме денег, выделяемых учебному заведению) приведет к ухудшению ситуации как в школах, где учатся отобранные дети (хотя теперь и этот отбор формально не разрешен), так и в обычных. Если все ринутся в успешное учебное заведение, там не хватит ни учителей, ни помещений. Значит, неизбежны потери в качестве подготовки. Но и обычные школы не преуспеют, если будут принимать только детей из микрорайона (как им тогда стать массовой и денежной)? Сам принцип – ложный. По мнению академика РАН Виктора Васильева, «один из сквернейших трюков эгалитарной политики – закрепощение детей, позволяющее им учиться только по месту жительства, запрещающее искать школу в соответствии со своими интересами и способностями. Это предполагает и ликвидацию специального образования для способных и трудолюбивых детей». То есть, перечеркивает идею проекта концепции по работе с одаренными детьми, который выносится на обсуждение.


Принцип пирамиды


Но самый главный просчет «президентского» проекта в том, что проблемы школ для одаренных детей рассматриваются в отрыве от бедственного положения школы массовой. Это принцип пирамиды. Ведь, чтобы вырастить одного победителя международной олимпиады, нужно вырастить 100 призеров всероссийской и т.д. В основании пирамиды лежит базовое школьное образование, которое сильно хромает. Если развивать только школы для одаренных детей, это превратится в подобие большого спорта, при отсутствии спорта массового. Должно быть качественное вариативное образование, а дальше – каждый возьмет по возможностям от этой среды. И Колмогоровский проект должен стать лишь первым шагом, требующим от государства наименьших затрат. Потому что создать широкую качественную образовательную среду – вопрос десятилетий.


Вывод первый: нельзя отдельно заниматься одаренными детьми, а заниматься нужно перестройкой образования в целом, чтобы все мотивированные способные дети могли полноценно развиваться. И это будут не затраты, как говорят нынешние чиновники, а самые эффективные инвестиции в наше будущее.


Вывод второй: если профессия учителя будет иметь высокий социальный статус, и ему будут созданы приличные условия работы, то в учителя пойдет талантливая молодежь, которая сможет успешно работать с талантливыми учениками.


Вывод третий: надо создать такие условия для молодых специалистов, чтобы они не стремились уехать за границу, иначе все вложения в поиск одаренных детей потеряют смысл. Создание таких условий для учителей, детей и молодежи – могло бы стать национальной идеей.

Наталья Иванова-Гладильщикова

Russian Journal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе