"70 процентов бюджетных мест отдаются региональным вузам"

Сдача ЕГЭ в школе и поступление в вуз — серьезное испытание и для абитуриентов, и для их родителей. Чего ждать от нынешнего "поступательного" сезона, "Огоньку" рассказала Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ.

Фото: PhotoXpress

— Что нового будет в этом году при сдаче ЕГЭ и поступлении в вузы?

— Контрольные цифры приема в вузы в этом году не изменятся. Сейчас действует норма — 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения. То есть около 490 тысяч мест на первых курсах вузов. После 1 сентября, когда вступит в силу новый закон об образовании, эти расчеты будут принципиально другими. А вот в распределении мест между регионами уже сейчас будут изменения. 70 процентов бюджетных мест отдаются региональным вузам.

— Зачем это делается?

— По сравнению с 2009 годом, когда был введен обязательный ЕГЭ, количество абитуриентов из регионов, поступающих в московские вузы, увеличилось на 16 процентов. В питерские — немного меньше. Большинство "образовательных мигрантов" домой после учебы не возвращаются. Регионы теряют молодежь. Поэтому министерство решило поддержать таким образом региональные вузы.

— В свое время одним из преимуществ ЕГЭ называли как раз возможность для детей из регионов поступать в московские вузы.

— И эта идея осуществилась. Лучшие выпускники самых сильных лицеев Новосибирска, Екатеринбурга, Челябинска и других городов, как правило, едут в Москву. Чтобы удержать их, некоторые губернаторы учреждают даже специальные стипендии для сильных ребят из своих регионов. Например, в Перми в прошлом году выделили 800 стипендий по 5 тысяч рублей. Но переломить тенденцию не удалось.

— Было много разговоров, что вузы принимают абитуриентов с низкими баллами — 40 и даже 30, лишь бы набрать контингент.

— В этом году установлен барьер в 65 баллов — средний по трем ЕГЭ, которые принимаются в вузе. С меньшими баллами можно документы в вуз не подавать. Это будет проблемой для многих выпускников школ. Абитуриенты гуманитарных направлений эту планку возьмут легко: у них обычно средний балл выше. А вот для инженерных специальностей она уже несколько лет держится на уровне 60-63.

— Много говорят о том, что увеличился приток абитуриентов на технические специальности. Это действительно так?

— Нет. 365 тысяч бюджетных мест на первых курсах (примерно три четверти) отданы трем из 28 групп специальностей. Это экономика и менеджмент, педагогика, юриспруденция. Финансирование инженерных специальностей сейчас увеличено до 113 тысяч рублей в год на одного студента. По гуманитарным специальностям — 60 200 рублей, почти в два раза меньше. Сейчас в Бауманском университете, например, есть вполне конкурентоспособные учебные программы мирового уровня, предусмотрены стажировки за рубежом. Но большого конкурса там не наблюдается.

— Почему?

— Пока от рынка труда нет сигналов, что инженер сможет сделать успешную карьеру. Заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ недавно закончил любопытную научную работу. Он изучил, по каким направлениям и специальностям выше или ниже риски потерять работу. Оказалось, что самая надежная профессия — у медиков. Экономисты тоже в большинстве своем работают по специальности. А самая рискованная профессия — у наших инженеров.

— А семьи, выбирая вуз для ребенка, на что ориентируются — на рынок труда или на престиж университета?

— У семей двоякая ориентация. Сначала выбирают сферу деятельности именно с учетом будущей карьеры. А потом выбирают вузы по профилю, причем сначала ориентируются на наиболее престижные. Собственно, выбор карьеры происходит уже на уровне ЕГЭ. Потому что надо определяться: либо сдавать физику, либо обществоведение.

На вуз начинают ориентироваться в последний момент. Здесь решающим фактором могут оказаться условия, в которых будет жить студент. Общежития плохие, их мало, и каждая семья решает, сможет ли она содержать студента. Практика банковских образовательных кредитов у нас так и не распространилась.

— В прошлом году была объявлена борьба с коррупцией при сдаче ЕГЭ и поступлении в вузы. На что надо обратить внимание родителям?

— Было несколько идей. Например, заметили, что очень отличаются результаты пробных экзаменов и официального ЕГЭ. Предлагали даже выводить средний балл двух экзаменов. Но эту идею отвергли. Все-таки пока лучший способ избежать нарушений на ЕГЭ — это дежурство общественных наблюдателей.

Наши обследования по Москве показывают: семьи зачастую не доверяют школе подготовку к ЕГЭ. Многие дети занимаются дополнительно именно для сдачи ЕГЭ. Родители считают, что школа на старшей ступени нужна в основном для социализации детей либо чтобы не болтались по улице, а ЕГЭ пусть школа вообще не занимается.

В Москве и других крупных городах уже сложился рынок подготовки к ЕГЭ. На нем есть и вузовские преподаватели, и частные лица, и даже международные образовательные организации. У последних — даже свои рейтинги. Словом, конкуренция на этом рынке нарастает.

Коррупция же возникает тогда, когда отдельным выпускникам становятся известны конкретные задания ЕГЭ. Если ребенок заранее знает ответы, значит, за этим стоят нечестные люди. Вот это, конечно, недопустимо.

— Что делается для того, чтобы сохранить тайну ЕГЭ?

— Это очень серьезная проблема. Здесь тоже были разные идеи. Одна из них заключалась в том, чтобы создать набор из многих тысяч заданий равной сложности. Не 600 заданий, как сейчас, а 60 тысяч и больше. Но это просто технически сложно осуществить. Пока решения нет, а утечки информации по пути следования заданий происходят.

— А коррупция при зачислении в вузы?

— Я думаю, этому противостоять можно просто. Надо смотреть каждый день, вывешиваются ли списки поступающих. Там видно, на каком месте каждый абитуриент находится, сколько впереди, сколько позади. Советую выбирать вузы, где обеспечена полная прозрачность приема. Если вуз темнит — значит есть проблемы. Это сигнал, что ситуация может быть решена не в вашу пользу. И даже апелляция не поможет. Помните, как было в прошлом году в Первом медуниверситете: ведь случайно раскрыли резервацию бюджетных мест.

— Как отразится на приеме абитуриентов процесс слияния вузов?

— Цифры приема остаются на прежнем уровне. Например. Финансовый университет присоединил к себе Таможенную академию. Прием сохраняется. Но бренд меняется. Вот другой пример. В Архангельске был филиал того же Финансового университета. Его присоединили к Арктическому университету. Хоть он и имеет статус федерального вуза, а все же трудно представить банк, который возьмет выпускников с таким дипломом. Так что надо в каждом случае смотреть, что происходит. Образуются огромные конгломерации вузов. В Академии народного хозяйства сейчас учатся 160 тысяч студентов, в Финансовом университете — 81 тысяча. У вузов сегодня новое "лицо", и надо смотреть, насколько в каждом случае минимизированы угрозы успешной учебе и будущей карьере.

— А как быть с победителями предметных олимпиад? В прошлом году прием "олимпийцев" ведь сократили?

— Я считаю, что победителям олимпиад надо предоставить право внеконкурсного поступления. Но здесь тоже надо навести порядок. Появилась технология подготовки детей к олимпиадам. И начались скандалы, которые бросают тень на олимпиады. У этих детей ведь общие баллы ЕГЭ невысокие. Я думаю, решение может быть простым. Победители олимпиад должны идти на те специальности, по которым проходит олимпиада. Физикам — на физику, математикам — на математику. Не нужно им записываться в пять вузов. А то получалось, что льготники занимали 24 места из 25 на одну специальность. А на 300 человек оставалось одно место. У людей возникало ощущение несправедливости.

— Вы сказали о льготниках. У нас действительно есть проблемы с поступлением в вузы людей с ограниченными возможностями?

— Да, и этот вопрос тоже обсуждается. Но пока решения нет. Я думаю, что ребятам с ограниченными возможностями, детям-сиротам надо предоставить право за счет вуза, то есть за счет федерального бюджета подготовиться к сдаче ЕГЭ, чтобы они в дальнейшем поступали в вузы на общих основаниях. Бессмысленно предоставлять льготы при поступлении. Тем более что такой льготой могут воспользоваться не те, кому она предоставляется. Лучше таких детей год учить, как раньше учили на рабфаках, чтобы они могли на равных конкурировать со всеми. Но пока, повторяю, вопрос только обсуждается.

— В какое количество вузов абитуриент может подавать документы в этом году?

— Как и в прошлом году: в пять вузов на три специальности в каждом. То есть у абитуриента остаются 15 вариантов. И это, может быть, и правильно. Все могут этим шансом воспользоваться, ведь не все попадут в топовые вузы.

— ЕГЭ ориентирует ребят уже в школе делать выбор будущей профессии. Но не все к этому готовы, чаще поступают в вуз по выбору родителей. А потом у детей наступает разочарование. Можете ли вы что-то посоветовать?

— Да, разочарований немало, но они происходят по разным причинам. Одна из них — у нас действительно очень "короткая" школа. Мы рано возлагаем на ребят ответственность самоопределения. Это не значит, что надо обязательно удлинять школу.

Почему у нас экономика, управление, педагогика, юриспруденция пользуются самым высоким спросом? Потому что это, скорее, общее высшее образование, продолжение школы в развитии общих навыков, мировоззрения, представления о мире, формирование умения работать в команде. Инженерные профессии — дело серьезное, во всем мире университеты начинают работать с детьми уже с 12-летнего возраста. Но детей, которые способны к самоопределению, которые проявляют какие-то заметные склонности к науке, к эксперименту, к инженерному делу, немного, всего 10-12 процентов. Но с ними надо работать отдельно. А для большинства надо предоставлять возможность несколько раз делать выбор. Попробовал одно, другое, понравилось, не понравилось... Главное, чтобы была возможность оставить то, что не нравится. У нас обсуждается сейчас вопрос о том, чтобы после двух лет учебы в бакалавриате студент мог поменять направление. Это было бы хорошим решением.

— Можно ли судить о качестве обучения в государственных вузах по стоимости платного обучения?

— Это справедливо только по отношению к 40 вузам: 12 федеральным университетам и 28 национальным исследовательским университетам. В этих вузах применяются специальные коэффициенты повышенного финансирования за счет госбюджета. Это косвенно свидетельствует о некотором более высоком качестве образования. По всем остальным вузам определить качество образования по стоимости нельзя. Все получают от государства одинаковые деньги, например на экономику — по 63 тысячи рублей в год на студента. И сейчас принято решение, что стоимость платного обучения не может быть ниже, чем стоимость на бюджетном. В прошлом году средняя цена по России была 56 тысяч. Но были случаи, когда студентов учили и за 18 тысяч. А это можно расценивать как демпинг. Сейчас вузы вынуждены повышать стоимость платного обучения.

Беседовал Александр Трушин


Шанс есть

Детали

"Калькулятор ЕГЭ" дает возможность абитуриентам определиться, в какие вузы они смогут поступить

Выбор вуза — проблема для большинства абитуриентов, особенно для тех, кто еще не выбрал будущую профессию. Обидно увидеть свою фамилию ниже черты проходного балла. Чтобы такого не случилось, лучше знать заранее, на что можно рассчитывать.

Сейчас почти все ученики 11-х классов сдали пробные экзамены. И примерно представляют себе, какие баллы они получат на ЕГЭ в июне. Конечно, на официальном экзамене результат может отличаться от "пробника", но ненамного.

В "Калькуляторе ЕГЭ" собрана информация по всем государственным вузам России о том, какие были проходные баллы в 2012 году. Конечно, в этом году они станут другие, но не будут принципиально отличаться от прошлогодних — колебания составляют 5-10 баллов в ту или другую сторону.

Надо иметь в виду, что в 2013 году государственные вузы не будут принимать абитуриентов, набравших в среднем менее 65 баллов по ЕГЭ.

Чтобы рассчитать свои шансы на поступление, надо зайти на сайт http://www.hse.ru/all_calc.html. Там можно выбрать специальность или направление подготовки, регион, в котором находится вуз, форму обучения — бюджетную или платную. За несколько секунд калькулятор покажет, каким был проходной балл в прошлом году. А также какие экзамены нужно сдавать на тот или иной факультет. Проходные баллы по предметам могут быть очень разными. Например, в Бауманке по физике проходной обычно 95-98, а русский язык — 50 баллов.

Огонек

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе