200 лет со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Ушинского

Великий педагог родился в Туле в семье мелкопоместного дворянина 3 марта 1823 года.

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".


Спустя два столетия работы Константина Дмитриевича Ушинского цитируются, изучаются и продолжают применяться на практике. Как всё начиналось?

В биографии человека есть некие "судьбоносные моменты", которые во многом определяют наше дальнейшее развитие. Для Константина Ушинского первым таким открытием стало знакомство с Петром Редькиным, профессором философии государства и права. Они познакомились во время обучения в Московском университете. Пётр показал Ушинскому значимость педагогики как науки, меняющей жизнь всего общества через конкретного человека к лучшему.

Первый опыт преподавания в Демидовском юридическом лицее оказался неудачным. Тамошняя атмосфера душила, не способствовала привнесению изменений косной системы образования. Ушинский ушёл, чтобы через четыре года вернуться в педагогику, стать известным и раз и навсегда изменить стереотипы обучения.

Гатчинский сиротский приют, славившийся суровым воспитанием, становится следующим переломным моментом в судьбе Ушинского. За пять лет работы он не просто меняет местные порядки, но и в корне решает проблему воровства и доносительства среди воспитанников. Константин Ушинский провозглашал гуманность и взаимоуважение в качестве основы образовательного процесса. И это в противовес системе физических наказаний, царившей в то время в каждом учебном заведении! Обучающиеся, по его мнению, должны не слепо повиноваться мнению учителя, а действовать разумно, в согласии с чувством собственного достоинства и признанием этого же в другом человеке.

Ушинский начинает публиковать свои идеи, и его замечает императрица Мария Александровна (супруга Александра II). Она давно мечтала провести реформы в Смольном институте, но вот подходящего человека пока не находилось. И тут – Ушинский!


Фото: fessl.ru


Его реформы в Смольном получают высочайший карт-бланш. Какими принципами руководствуется Константин:

- Образование для всех. (И это до отмены крепостного права!) Вне зависимости от пола и сословия. Именно благодаря Ушинскому женщины впервые в России начали изучать естественные науки.
 
- Педагогика должна основываться на теории, а не на личном опыте учителя. Поэтому педагогика должна развиваться в университетах, опираясь на психологию и физиологию. Константин Ушинский подробно описывает, почему дети не могут заниматься одной и той же монотонной деятельностью, почему лучшее обучение — это наглядное, тут же применимое на практике.

- Обучение должно быть сознательным. Это не механическая зубрежка.

- Принцип от частного к общему. От знакомого к незнакомому. Системность и последовательность процесса обучения.

- Первоначальная задача – сделать процесс увлекательным для ребёнка, при этом не превращая всё в игру.

- Главная задача обучения – подготовка к жизни и труду. Обучение — это средство воспитания.

- Воспитание должно быть гуманным. Это про убеждение личным примером, а не про слепое повиновение.

  Самое главное, что произошло при реализации реформ Ушинского, это не разрушение предыдущих традиций процесса обучения. А изменение мировоззрения многих людей: обучающихся, преподавателей, классных дам. Больше не работало подавление индивидуальных особенностей, живого мышления.

За свою жизнь Ушинский создал множество научных трудов и пособий по педагогике и оставил последующим поколениям учителей завет:

"Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас".

Автор
Анна СЕРГЕЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе