Уже не первый год англиканские церкви никак не могут согласиться, как им относиться к гомосексуализму. И это неудивительно.
В Африке гомосексуальные отношения нередко вне закона. Не только верующие, но и завзятые атеисты считают их частью империалистического заговора против черного континента: раньше нас грабили, а теперь развращают.
Африканские пастыри находят в Библии осуждение мужеложства и не жалеют красноречия на борьбу с ним. Совсем иная картина на Западе, особенно в Северной Америке. Там геи вовсю сражаются за свои права, в том числе и в церковной жизни.
В США епископалы (американская ветвь англиканства) возвели в сан епископа Нью-Хэмпшира открытого гомосексуалиста Джина Робинсона, а канадские англикане стали благословлять однополые браки.
Поляризация достигла в Содружестве такой силы, что многие предрекали ему скорый конец. Тем более что развал уже начался: 200 епископов-традиционалистов, и не только из Африки, отказались ехать в Кентербери и в мае созвали в Иерусалиме альтернативную конференцию.
В этой экстремальной ситуации нынешний епископ Кентерберийский валлиец Роуэн Уильямс проявил себя как незаурядный политик. Он придумал для Ламбета новый формат, вернее, не придумал, а заимствовал из Африки, той самой, которая грозит ему адским пламенем. В зулусском языке есть понятие «индаба» (дело, встреча), которое означает древнюю технику разрешения конфликтов. Люди собираются и обсуждают самые острые распри, потом из этих обсуждений складывается история, которую каждый может пересказать по возвращению домой. Никаких голосований, никаких формальных решений, поговорили и разошлись. Но такие встречи не проходят бесследно, на них рождается общий нарратив, он связывает людей, когда идеи их, напротив, разделяют.
Создалась парадоксальная ситуация.
Африканские епископы облекли свои проклятия в стройные резолюции, то есть повели себя как заправские европейцы, а рафинированный западный интеллигент, каким, по общему признанию, является Роуэн Уильямс, предложил им мировую, опираясь на архаичные африканские рецепты.
Этот неординарный ход и спас Англиканское содружество от неминуемого раскола. Разбившись на небольшие группы, либералы пообщались с традиционалистами и поняли, что единство веры позволяет им говорить друг с другом, несмотря на вопиющие культурные различия. Никаких документов они по этому поводу не подписали, как и было задумано, а ограничились таким соображением: чтобы сохранить хрупкое единство и впредь, необходимо объявить три моратория.
Первый – на рукоположение гомосексуалистов, второй – на благословение однополых браков, а третий – на «незаконное пересечение границ». Дело в том, что пылкие африканцы в последнее время стали возводить в епископский сан традиционалистов внутри либеральных церквей (а там есть и такие, к примеру, вирджинец Мартин Миннс), то есть раскалывать врага изнутри. А для поддержания мораториев архиепископ Кентерберийский пообещал создать пастырский форум, который будет фиксировать и обсуждать нарушения. То есть снова задействовал спасительный рецепт «индаба».
В заключительном слове Роуэн Уильямс подчеркнул, что главное преимущество Содружества в том, что оно утверждает единую систему высших ценностей для самых разных культур и тем самым помогает их сближению. Но с трудом достигнутый компромисс оставил массу недовольных как слева, так справа. Они наперебой утверждали, что архиепископ заигрался как политик и готов пренебречь истиной для сохранения формального единства. И не успели участники Ламбетской конференции разъехаться по домам и перевести дух, как противники Уильямса предъявили новые доказательства своей правоты. Гласности были преданы его личные письма, в которых он откровенно высказывал свои богословские взгляды на гомосексуализм. После 20 лет размышлений Уильямс пришел к выводу, что Библия осуждает не столько однополую любовь, сколько разврат. А разврату предаются не только гомосексуалисты. Тех же из них, кто любовь и преданность ставят выше плотского наслаждения, осудить сложно. Скорее их отношения «можно сравнить с браком». Письма вызвали шквал негодования по обе стороны баррикады.
Либералы упрекали архиепископа в лицемерии, коли он разделяет их взгляды, то почему не поддерживает в открытую? Традиционалисты же завели старую пластинку о том, что волк в овечьей шкуре, засевший в Кентербери, не годится для духовного лидерства.
Напрасно Уильямс утверждал, что имеет право на частное богословское мнение, которое вовсе не скрывает и в опубликованных работах, например, в статье «Благодать тела». Но как епископ обязан выражать общее мнение церкви. Такие теологические тонкости уже мало кого трогали.
Однако главные испытания у хрупкого перемирия впереди. Одно дело, когда архиереи собираются в чудесном Кентербери и ведут благодушные разговоры под пиво о незыблемости мирового англиканства (а пива, как выяснили дотошные газетчики, было выпито 3610 пинт), и совсем другое, когда рьяные проповедники на местах с прежним энтузиазмом разжигают старые распри.
Борис Фаликов
Автор — доцент центра изучения религии РГГУ
Газета.Ru