Пять элементов уммы

Российские мусульмане сосредоточились на противоречиях внутри общины


Последние несколько месяцев оказались богаты на события в исламском сообществе России, хотя и не привели к серьезному изменению расстановки сил на мусульманском поле. Парламентские и президентские выборы не вызвали особого ажиотажа среди мусульман, хотя еще несколько лет назад некоторые их представители создавали мусульманские движения для инкорпорации в партии-фавориты.


Волнения оппозиции также оставили большую часть мусульман равнодушной. Мусульманские лидеры на предшествовавшей выборам встрече с Владимиром Путиным в той или иной мере выразили ему поддержку, а оппозиционных активистов поддержала только «условно живая» Национальная организация русских мусульман, сумевшая вывести на улицы «целых» пять человек. Бывшими журналистами сайта «Ислам.ру» Ринатом Мухаметовым и Маратом Сайфутдиновым, правда, была составлена некая Исламская гражданская хартия, однако, как верно заметил муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин, «узок круг этих протестующих и страшно далеки они от народа».


Встреча с Путиным показала, что и «новый-старый» глава государства намерен придерживаться сформировавшейся при его предшественнике пятиполярной схемы взаимодействия с мусульманским сообществом. В Свято-Данилов монастырь были приглашены главы Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), Казанского муфтията, Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), Совета муфтиев (СМР) и Российской ассоциации исламского согласия (РАИС). Первым из мусульманских лидеров получил слово верховный муфтий Талгат Таджуддин. Его давний оппонент муфтий Равиль Гайнутдин в своем выступлении посетовал на быстрое размножение всероссийских мусульманских организаций. В ответ Путин в очередной раз заверил, что вмешиваться в процессы самоорганизации мусульманских структур он не собирается ни при каких обстоятельствах. Это вряд ли хорошо для Совета муфтиев, который пробился в число ведущих мусульманских структур страны в основном благодаря прямому лоббированию политических тяжеловесов – ныне уже отставных.


Теории и стратегии политического христианства должны развиваться в рамках либеральной демократии


Появление новых игроков на мусульманском поле не зря обеспокоило Равиля Гайнутдина. Ведь свое влияние они стали наращивать именно за счет СМР. Созданный на базе 50 бывших общин Совета муфтиев Исламский объединенный центр мусульманских организаций России в конце 2011 года перевел под свою юрисдикцию Главное ДУМ Ростовской области, ранее входившее в СМР, и стал присматриваться к гайнутдиновским общинам в Челябинской области. Почти одновременно с этим из СМР вышло Центральное ДУМ Чувашской Республики, пока остающееся независимым.


На недавнем пленуме ДУМ европейской части России муфтий Равиль Гайнутдин затронул этот вопрос, признав потерю Ростовской области, однако пообещал побороться за Чувашию и Пензенскую область. Напомним, что летом 2011 года выборы нового главы Единого ДУМ Пензенской области привели к его расколу на сторонников муфтиев Абдуррауфа Забирова и Аббаса Бибарсова с одной стороны, и приверженцев муфтия Ислама Дашкина – с другой. При этом большая часть общин СМР в регионе поддержала Забирова и согласилась с его решением отмежеваться от Совета муфтиев.


Центробежные процессы тем временем затронули и другие части Совета муфтиев. Помимо уже фактически независимого от московского муфтия ДУМ Республики Башкортостан, свою игру начал глава ДУМ азиатской части России Нафигулла Аширов, демонстративно продемонстрировавший свою лояльность шейх-уль-исламу Аллахшукюру Паша-заде, с которым Совет муфтиев России уже третий год ведет информационную войну (www.islamio.ru/news/society/za_ukreplenie_vzaimnogo_sotrudnichestva).


В конце 2011 года произошли изменения в Фонде поддержки исламской культуры, науки и образования. Новым председателем его правления был избран глава Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев, который сменил на этом посту представителя СМР Марата Муртазина. Вскоре Муртазина ожидало еще одно неприятное известие – 6 марта президиум ДУМ европейской части России снял его с должности ректора Московского исламского университета (МИУ) в связи «с утратой доверия». Преемником Муртазина на этом посту был назначен руководитель департамента образования и науки ДУМЕР Дамир Хайретдинов, который, если верить информационным ресурсам организации, не только отучился в Мекке в университете «Умм аль-кура», но и семь лет проработал в саудовском посольстве в Москве. Муртазин, правда, решения о своем смещении не признал и напомнил, что, по уставу МИУ, Духовное управление не может вмешиваться в его кадровую политику. Ректора поддержали и преподаватели МИУ, опубликовавшие открытое письмо с призывом к муфтию Равилю Гайнутдину встретиться в спокойной обстановке и «решить вопрос по-хорошему». Сам Муртазин подал иск в суд на ДУМЕР, оценив свой ущерб в миллион рублей.


В ответ последовали гневные статьи представителей ДУМЕРа, из которых следовало, что Муртазин безнравственный, лживый и нечистый на руку человек. За МИУ немедленно вступился новый глава московских мусульман от ЦДУМ муфтий Альбир Крганов, недвусмысленно намекнувший о недопустимости никаких силовых сценариев в этой истории и пообещавший взять вуз под опеку ЦДУМ, если его об этом попросят. Таким образом, ситуация быстро стала патовой – по закону ДУМЕР не может снять Муртазина, зато Муртазин не может вывести МИУ из юрисдикции ДУМЕРа, так как эта организация является его единственным учредителем. С учетом того обстоятельства, что в конце этого года заканчивается срок аренды МИУ здания детского сада на проезде Кирова, а новых помещений ему никто не предоставляет, можно с высокой долей вероятности предполагать, что скоро на один исламский вуз в России станет меньше.


Автор статьи уже писал в составленной им энциклопедии «Ислам в современной России», что к МИУ давно имелись серьезные претензии финансового характера. Деньги на этот вуз тратились большие, а специалистов он готовил мало – в лучшем случае выпуская ежегодно по семь человек. Да и научной работы практически никакой не вел. Однако Марат Муртазин являлся одним из старейших сподвижников Равиля Гайнутдина, проработавшим в его команде более 20 лет. На наш взгляд, до прихода в руководство ДУМЕРа нижегородского деятеля Дамира Мухетдинова такая ситуация всех устраивала.


В начале 2011 года в Совете муфтиев России новой командой Дамира Мухетдинова был объявлен курс на решительную модернизацию, в ходе которой Совет муфтиев уже лишился большей части своих общин. Прошлась модернизация и по аппарату Совета муфтиев, из которого со скандалом уволилась целая группа сотрудников, включая бывших муфтиев ЦФО и ЮФО Арслана Садриева и Марата Алимова. В то же время Марат Муртазин был снят с поста зампреда ДУМЕРа, однако пост ректора МИУ он тогда отстоял.


Зачем Дамиру Мухетдинову понадобился МИУ, предположить несложно. Несмотря на мизерное число учащихся, этот университет все-таки в лучшую сторону отличается от второго вуза СМР – созданного Мухетдиновым Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова. В этом заведении вообще не подразумевается подготовка собственных студентов, институт лишь распределяет гранты учащимся медресе. Правда, итогом этой манипуляции может стать исключение Совета муфтиев из программы Министерства образования на подготовке новых мусульманских кадров.


В заключение стоит упомянуть об одном интересном явлении нового времени. Ранее среди новообращенных ваххабитов наибольшей известностью пользовались «русские» и «украинские» ваххабиты, хотя попадались и армяне, и белорусы, и поляки, а в Нижегородской области ярым ваххабитом стал даже цыган. И вот появились ваххабиты еврейского происхождения. Как выяснило следствие, бандой экстремистов, уничтоженной при попытке ограбления склада в Химках в ночь на 29 февраля, руководил «суровый челябинец» еврейского происхождения Александр Гайворовский, сообщает РБК. Случай, хоть и показательный, но не единственный – в прошлом году пермский муфтий Хузин успешно выдавил со своей территории ваххабитского имама Антона Шпака, работавшего в местной гайнутдиновской общине поселка Октябрьский. Представители Совета муфтиев в регионе всячески отрицали свою связь со Шпаком и утверждали, что на работу его не брали, однако Хузин нашел соответствующий указ и доказал, что Шпака они все-таки брали (http://www.muslim.su/index.php?name=News&op=article&sid=441). Местные мусульмане убеждены, что Шпак тоже имеет еврейские корни.

Роман Анатольевич Силантьев - заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, доцент Московского государственного лингвистического университета.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе